
Немецкий философ, писатель, переводчик, литературный критик, теоретик истории.
Родился в семье торговца антиквариатом. Изучал философию, германистику и историю искусств в университетах Фрайбурга, Берлина, Мюнхена и Берна. Защитил диссертацию по теме «Понятие художественной критики в немецком романтизме» (1919). Стоял у истоков Франкфуртской школы, возникшей на базе Института социальных исследований. В 1924 заинтересовался марксизмом.
В 1925—1926 по заданию журнала «Die Kreatur» посетил Москву, свои впечатления изложил в «Московском дневнике». В 1933 эмигрировал в Париж. В 1936 по заказу Института социальных исследований написал работу «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», где ввел понятие «ауры» (определяемой как «странное сплетение места и времени»), исчезающей при тиражировании подлинного произведения искусства. В 1940, после неудачной попытки перебраться в США через Испанию, покончил с собой в приграничной гостинице.
Современный философ Х. Арендт назвала его «самым странным из марксистов», для которого «ангел истории» «повернулся лицом к прошлому».
Сочинения:
Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996;
Московский дневник. М., 1997;
Улица с односторонним движением. М., 2012;
О понятии истории // Новое литературное обозрение. М., 2000, № 46;
Gesammelte Schriften. 7 Bd. Frankfurt am Main, 1974—1989.
Автор статьи: И. А. Кукушкина.
© Российская Историческая Энциклопедия