
Железная дорога протяженностью около 2400 км соединяет Босфор с Персидским заливом.
Строительство началось в 1888, когда Германии удалось добиться у турецкого султана концессии. По мысли германских правящих кругов, Б. ж. д. должна была стать мощным орудием в германском «движении на Восток» (Drang nach Osten). Она угрожала подорвать господство Англии в Индии и создавала препятствия России на пути к овладению проливами Босфор и Дарданеллы. В итоге это ускорило процесс объединения Англии и Франции в союз (Англо-французское соглашение 1904), а также союз Англии и России (Англо-русское соглашение 1907). К началу Первой мировой войны во многом из-за противодействия Англии, Франции и России Б. ж. д. оставалась недостроенной до 1940.
Автор статьи: С. Ю. Серегичев.
© Российская Историческая Энциклопедия