Учреждение, объединяющее крупнейших мастеров изобразительного искусства и архитектуры, подготавливающих профессиональные художественные кадры высшей квалификации.
В России заботы о развитии художеств начинаются с императора Петра I, который приглашал из-за границы граверов, живописцев и архитекторов, а затем предложил открыть преподавание искусств в «академии наук и курьезных художеств». План Петра отчасти осуществился, когда в открытой при Екатерине I АН было введено преподавание живописи и скульптуры. В 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова, ставшего первым главным директором в 1757–1763, была создана «Академия трех знатнейших художеств»: живописи, зодчества и ваяния. С 1764 она преобразована в Императорскую А. х. с воспитательным училищем при ней (в дальнейшем — Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры). Первоначально, по уставу 1764 обучение в А. начиналось с 6-летнего возраста и длилось 15 лет. Помимо изучения Закона Божьего, чтения и писания на русском и иностранных языках, занятий арифметикой и рисованием, ученики получали краткие сведения из географии, геометрии и истории. В старших классах к прежним предметам прибавляется математика, основы физики и «натуральной истории», а также «правила архитектуры и делание чертежей». Проявившие наибольшие способности к рисованию продолжали обучаться в высших классах А. х., а остальные переводились в ремесленные классы — резьбы по дереву, позолоты и т. п. В 1802 срок пребывания в А. сократился до 12 лет, а прием учеников стал производиться с 9-летнего возраста. Учебные программы были расширены за счет введения оптики, теории архитектуры и эстетики. По окончании А. х. выпускники получали звание художника, а наиболее талантливые посылались на стажировку в Италию. В 1893 в А. была проведена реформа, когда в число ее профессоров вошли крупные художники-реалисты — И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин, В. В. Матэ и др. Президентами А. х. были: И. И. Бецкий (1764–1794), А. И. Мусин-Пушкин (1795–1797), Г. А. Шуазель-Гуфье (1797–1800), А. С. Строганов (1800–1811), А. Н. Оленин (1817–1843), Максимилиан Лейхтенбергский (1843–1852), вел. княгиня Мария Николаевна (1852–1876), вел. князь Владимир Александрович (1876–1909), великая княгиня Мария Павловна (1909–1917). В 1918 Императорская А. х. была ликвидирована, а взамен был создан учебный центр, название которого несколько раз менялось. В 1932–1947 А. стала именоваться Всероссийской А. х. В 1947 на ее базе была создана А. х. СССР, в 1992 преобразованная в России А. х. Президентами А. х. СССР были: А. М. Герасимов (1947–1957), Б. В. Иогансон (1958–1962), В. А. Серов (1962–1968), Н. В. Томский (1968–1983), Б. С. Угаров (1983–1991), Н. А. Пономарев (1991–1997). Современная Российская А. х. — высшая государственная творческая и научная организация, объединяющая мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и искусствознания, внесшая значительный вклад в развитие теории и практики искусства. Высшим органом Российской А. х. является Общее собрание, а в промежутках между сессиями ее деятельностью руководит Президиум во главе с президентом А. х. имеет отделы живописи, скульптуры, графики, декоративных искусств, архитектуры, дизайна, искусствознания и художественной критики. В системе А. х. находятся НИИ теории и истории изобразительных искусств, Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова с Академическим художественным лицеем им. Н. В. Томского, С.-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина с Академическим художественным лицеем им. Б. В. Иогансона, научно-исследовательский музей с филиалами, Научная библиотека в Петербурге с филиалом в Москве, Научно-библиографический архив, творческая мастерская и лаборатории. С 1997 президентом Российской А. х. является З. К. Церетели.
Автор статьи: И. Б. Орлов.
© Российская Историческая Энциклопедия