Автор: Евгения Галимзянова
ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ АННА АЛЕКСЕЕВНА
26.11.2021
0
0
94
Поделиться
ОРЛОВА-ЧЕСМЕНСКАЯ АННА АЛЕКСЕЕВНА

Дочь графа А.Г. Орлова-Чесменского. Камер-фрейлина, духовная дочь архимандрита Фотия.

Юность

Отец – сподвижник императрицы Екатерины II граф Алексей Орлов. Мать – Евдокия Николаевна Лопухина. У Анны был младший брат Иван. При его родах в 1786 году мать девочки умерла, через год за ней последовал и маленький Ваня. Отец и дочь остались одни. Алексей Григорьевич, уже не занимавшийся государственными делами, обосновался с Анной в своей усадьбе под Москвой Нескучное. Здесь он много времени уделял ее комфорту и учебе. Часто для девочки в имении устраивались различные увеселения, например, маскарады и фейерверки. Также любящий отец возвел для нее целый парк. Много времени Анна проводила с педагогами. Уже в 7-летнем возрасте она отлично владела многими европейскими языками, среди которых французский, итальянский, немецкий и английский. Вскоре девочка получила звание фрейлины при дворе. Незадолго до смерти Екатерины II Орлов представил ей свою дочь, которой та понравилась.

Тогда же отец и дочь уехали в Европу, где пробыли все  павловское правление, вернувшись в начале 1800-х годов с восшествием на престол Александра I. Они обосновались в первопрестольной, в Нескучном дворце. Тогда же девушка стала бывать при дворе. Для нее написал хвалебные стихи сам Гаврила Державин. Анна не оставляла любимого отца, сопровождая его во всех выездах.

Вскоре девушка стала завидной невестой. Ее руки просили многие знатные женихи (князь Куракин, бывший екатерининский фаворит П. Зубов, князья Голицыны и др.). Однако никому из них не повезло. Известно, что искреннее чувство Анна Алексеевна питала к графу Н. Каменскому, однако их свадьба не состоялась.

Духовная жизнь

1808 год стал переломным в жизни молодой графини Орловой. Умер ее отец. Анна была убита горем. С этого времени началось ее обращение к религии. Она отказала Каменскому, хотя впоследствии всегда тепло его вспоминала. Через три года воевавший с турками бывший жених скончался. Девушка, ставшая богатейшей наследницей, начала жить самостоятельно. При ней делами управлял ее брат Александр, рожденный вне брака сын графа Орлова.

Вскоре Анна Алексеевна, находясь в трауре, поехала на богомолье. Сначала она побывала в Киево-Печерской лавре, затем в ростовской Спасо-Яковлевской обители, где молилась у мощей св. Димитрия Ростовского. Здесь она много беседовала с иеромонахом Амфилохием. Он стал духовником графини. Она всегда приезжала к нему в великопостный и пасхальный период, обильно переписывалась со старцем вплоть до его смерти в середине 1820-х годов. Графиня много жертвовала этому монастырю в течение всей жизни. Благодаря ей обитель получила церковь св. Иакова Ростовского, а над мощами святого была возведена рака из серебра. Также в монастырской церкви Зачатия св. Анны была обновлена внутренняя роспись, а престол получил оклад из серебра. Все это, не считая новых облачений, окладов и церковных книг.

Однако графиня делала не только пожертвования в пользу церкви. Во время войны 1812 года она дала огромную сумму для ополчения первопрестольной. Не забыла Анна Алексеевна и светскую жизнь. В 1817 году она получила звание камер-фрейлины, а в 1825-м была удостоена знаков ордена св. Екатерины. Через несколько лет она вместе с супругой Николая I путешествовала по России и Европе. Давала графиня и грандиозные балы, на которых присутствовал не только весь высший свет, но и императорская чета.

Анна Алексеевна, с 1817 года жившая в столице, познакомилась со священнослужителем Фотием Спасским. Через несколько лет он за критику мистицизма был переведен в Деревяницкую обитель в Новгородской губернии. Орлова стала активно помогать монастырю. Она же добилась перевода Фотия в 1822 году в Михайловский монастырь и возведения его в архимандриты. Затем год Фотий прослужил в Александро-Невской лавре. В столице через графиню он сблизился с главой Синода Александром Голицыным. Встречался священнослужитель и с самим императором, после чего возглавил Юрьев монастырь. Анна Алексеевна, помогавшая Фотию во всем, много средств вложила и в эту обитель. Она поселилась около нее в Витославлицах. На обновление и содержание монастыря графиня потратила многие сотни тысяч рублей, что было огромной суммой. В 1831 году она перезахоронила прах отца и его братьев в Георгиевском соборе.

Фотий сильно влиял на Анну Алексеевну. Так, с его напутствия она дала обет безбрачия. В то же время она не становилась монахиней, а продолжала появляться в свете, что тоже советовал ей Фотий. Графиня присутствовала во время кончины последнего в 1838 году. По ее замыслу его погребли в усыпальнице монастырского храма  Похвалы Богородицы. Там же ждала Орлову и ее собственная гробница.

Последние годы

Последнее 10-летие своей жизни Анна Алексеевна обитала в Витославлицах. В 1841 году она нашла в столице известную подвижницу Веру Молчальницу, которая, согласно легендам, могла быть бывшей императрицей Елизаветой Алексеевной. Орлова устроила ее в новгородском Сырковом монастыре и всю жизнь содержала ее.

В 1845 году графиня продала казне знаменитый конный завод отца, а ранее, еще в 1830-х годах, - свой московский дворец. Анна Алексеевна вела глубоко воцерковленную жизнь, духовно окормляясь при родной обители. Она совершала паломничества, например в Киево-Печерскую лавру, которой жертвовала огромные суммы. Также она помогала и православным церквам за рубежом (Иерусалим, Афон, Дамаск, Константинополь и др.). Была добра Орлова и к своим крестьянам, часть из стала вольными хлебопашцами, часть перешла в Удельное ведомство.

Благочестивая графиня скончалась осенью 1848 года в возрасте 63 лет. Она находилась в Юрьевой обители, когда ей стало плохо, утром в тот день она причастилась. На ее отпевание в Георгиевском соборе собралось много знатных и простых людей. Она была погребена, как и хотела, рядом с архимандритом Фотием. Все свое немалое состояние графиня завещала церкви. По одной из версий, Анна Алексеевна все же приняла монашеский постриг под именем Агнии.

В 1932 году захоронения Фотия и Орловой были вскрыты, а их останки были перенесены в церковь Благовещения в Аржаках, однако сейчас их местоположение неизвестно.