Представители одного из направлений русской религиозно-общественной мысли конца XV – 1-й половины XVI вв., которые, подчёркивая социальные аспекты монашеского обета нестяжания, выступали с критикой монастырского землевладения, а также кабальных форм подневольного труда крестьян на монастырских землях. В таком значении термин «Н.» употребляли прп. Максим Грек и прп. Зиновий Отенский (до этого Н. называли просто монахов, ведущих аскетич. образ жизни).
Вершиной идеологии Н. стали учение и аскетич. практика прп. Нила Сорского. По мнению прп. Нила, гл. способом обеспечения жизнедеятельности монастыря должен быть собств. труд монахов. В сочинении Нила Сорского «Предание учеником» (1490-е гг. – 1508) содержится запрет на использование дарового подневольного труда; наёмные монастырские работники должны, по мысли преподобного, получать справедливую плату и даже более того, чего они заслуживают. Монахам разрешается принимать милостыню, но не излишнюю; приобретать простые и дешёвые вещи, но только самые необходимые. Нил Сорский не одобрял также приобретения монастырём богатств ради благотворительности. Т. о., нестяжание для него – общий принцип жизни как монастыря в целом, так и каждого конкретного монаха. Он рассматривал нестяжание как необходимое условие для молитвы, поскольку любые заботы о приобретении имущества отвлекают от неё монахов.
Взгляды Н. различались в своих акцентах и трактовках. Так, учение Нила Сорского носило исихастский характер (см. Исихазм), исходило преим. из духовных запросов. В сочинениях Вассиана (Патрикеева) учение о нестяжании приобрело социально-политич. окраску: Вассиан обличал собирание монастырских богатств неправедными средствами, стремление монахов к «мирским попечениям», поэтому предлагал передать управление монастырскими землями епископам и подчинённым им экономам. Однако сам Вассиан не был аскетом и не придерживался принципа личного нестяжания, в чём его обличал Зиновий Отенский. Максим Грек выступал против увеличения монастырских богатств, приобретаемых с помощью спекуляций, ростовщичества, жестоких форм эксплуатации крестьянского труда, однако очень осторожно высказывался о секуляризации монастырских земель. В сер. 16 в. одним из виднейших идеологов Н. стал игумен Троицкого мон. (будущая Троице-Сергиева лавра) Артемий. Он осуждал землевладение монастырей, однако считал, что земли не следует отнимать силой, монахи сами должны отказаться от них.
Гос. власть неоднократно пыталась использовать идеологию Н. для оправдания секуляризации монастырских земель. Вопрос о праве монастырей владеть сёлами был поставлен на церковном соборе 1503 по инициативе вел. кн. Ивана III Васильевича. По некоторым источникам, на соборе разгорелась полемика между прп. Нилом Сорским, утверждавшим, что «монахам не достойно иметь сёла», и прп. Иосифом Волоцким, считавшим владение вотчинами необходимым условием стабильного существования монастырей и Церкви (см. также Иосифляне). В 1515–17 Вассиан (Патрикеев) по благословению митрополита Московского Варлаама составил новую редакцию Кормчей книги (известно 3 авторских редакции), призванную исследовать вопрос о каноничности монастырского землевладения. Этой же теме была подчинена совместная работа Вассиана и Максима Грека по исправлению и переводу с греч. яз. богослужебных и канонич. книг. Осуждение на церковном соборе 1531 Вассиана и Максима Грека, уже находившегося в заточении по приговору собора 1525, существенно ослабило позиции Н. и фактически прекратило их филологич. и богословские исследования. Движение Н. перестало существовать после того, как в 1550-е гг. на церковных соборах были осуждены и сосланы игумен Артемий и его единомышленники монах Иоасаф (Белобаев), прп. Феодорит Кольский и др., а также после принятия постановлений Стоглавого собора (1551), соборов 1573, 1580–1584, ограничивших рост монастырского землевладения.
Исторические источники:
Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб., 2005.
Дополнительная литература:
Павлов А.С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. Од., 1871. Ч. 1: Попытки к обращению в государственную собственность поземельных владений русской церкви в XVI в. (1503–1580);
Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960;
Казакова Н.А. Когда началась полемика нестяжателей с иосифлянами // Из истории феодальной России. Л., 1978;
Синицына Н.В. Нестяжательство и Русская православная церковь XIV–XVI вв. // Религии мира: История и современность. Ежегодник. 1983. М., 1983;
Автор статьи: Е. В. Романенко.