Автор: Александра Ручкина
МАНЦУ ДЖАКОМО
26.11.2021
0
0
10
Поделиться

МАНЦУ ДЖАКОМО - итальянский скульп­тор.

Ро­дил­ся в се­мье са­пож­ни­ка.

Обу­чал­ся в ве­чер­ней шко­ле при­клад­но­го искусства Фан­то­ни в Бер­га­мо и в ака­де­мии Чи­конь­и­ни в Ве­ро­не. В 1928 году по окон­ча­нии во­енной служ­бы по­се­тил Па­риж (с це­лью по­зна­ко­мить­ся с твор­че­ст­вом А. Май­о­ля); в 1929 году по­се­лил­ся в Ми­ла­не.

Ран­ние ра­бо­ты, час­то вы­пол­нен­ные в вос­ке или в рас­кра­шен­ной тер­ра­ко­те, от­ме­че­ны влия­ни­ем им­прес­сио­низ­ма М. Рос­со («Су­сан­на», 1937 год, Национальная га­ле­рея современного искусства, Рим, и другое). В брон­зо­вых скульп­ту­рах «Да­вид» (1939-1940 годы, Со­б­ра­ние Ман­цу, Ар­деа) и «Фран­че­ска Бланк» (около 1941 - 1950 годов, там же) Манцу сле­ду­ет реа­ли­стической тра­ди­ции.

Бу­ду­чи ан­ти­фа­ши­стом, уча­ст­во­вал в под­поль­ной дея­тель­но­сти; в 1939 году всту­пил в объе­ди­не­ние ху­дож­ни­ков-ан­ти­фа­ши­стов «Кор­рен­те». В 1939-1941 годы соз­дал се­рию рель­е­фов на те­му «Рас­пя­тия», где еван­гель­ский сю­жет ас­со­ции­ру­ет­ся с му­че­нической смер­тью жертв современного тер­ро­ра. По­ка­зан­ные в Ми­ла­не на вы­став­ке в 1941 году, эти ком­по­зи­ции вы­зва­ли не­до­воль­ст­во Ва­ти­ка­на, а за­тем на­влек­ли на ху­дож­ни­ка пре­сле­до­ва­ния со сто­ро­ны немецких ок­ку­па­ци­он­ных вла­стей. Те­ма бы­ла про­дол­же­на скульп­то­ром по­сле вой­ны в се­ри­ях брон­зо­вых рель­е­фов «Хри­стос - че­ло­век сре­ди лю­дей» (1947-1957 годы) и «Ва­риа­ции на ту же те­му» (1955-1965 годы), где па­ла­чи вер­шат своё де­ло на гла­зах у по­тря­сён­ных сви­де­те­лей, при мол­ча­ли­вом при­сут­ст­вии цер­ков­ни­ков. Дра­ма­тический на­кал уси­ли­ва­ет­ся тон­кой леп­кой фор­мы, жи­вым тре­пе­том по­верх­но­сти.

Выс­шее дос­ти­же­ние Манцу в об­лас­ти рель­е­фа - «Вра­та смер­ти» (вы­пол­не­ны по за­ка­зу Ва­ти­ка­на для со­бо­ра Святого Пет­ра, брон­за, 1964-1967 годы) пред­став­ля­ют мо­мен­ты встре­чи со смер­тью пер­со­на­жей Свя­щен­но­го Пи­са­ния, цер­ков­ной ис­то­рии и бе­зы­мян­ных лю­дей. В верх­ней час­ти две­рей по­ме­ще­ны круп­ные вер­ти­каль­ные ком­по­зи­ции - «Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри» и «Сня­тие с кре­ста»; в ниж­ней час­ти ряд из 8 рель­е­фов мень­ше­го мас­шта­ба от­кры­ва­ет­ся пер­вым в биб­лей­ской ис­то­рии убий­ст­вом («Смерть Аве­ля»), а за­вер­ша­ет­ся обы­ден­ной смер­тью жен­щи­ны в до­маш­нем ин­терь­е­ре («Смерть на зем­ле»). Сю­же­ты хри­сти­ан­ской ико­но­гра­фии как бы пе­ре­не­се­ны в со­вре­мен­ность: Аве­ля по­би­ва­ет ку­ла­ка­ми мо­лод­чик из улич­ных банд, над уми­раю­щим па­пой Гри­го­ри­ем VII скло­ня­ет­ся сол­дат в кас­ке вер­мах­та, ле­тя­щие в святого Сте­фа­на кам­ни упо­доб­ля­ют­ся пу­шеч­ным сна­ря­дам, а под­ве­шен­ный за но­ги му­че­ник вос­при­ни­ма­ет­ся как не­из­вест­ный ге­рой Со­про­тив­ле­ния. Рель­е­фы, вы­ле­п­лен­ные чут­ки­ми ка­са­ния­ми ру­ки к мяг­кой гли­не, вы­зы­ва­ют пред­став­ле­ние о хруп­ко­сти жиз­ни; жи­вое ды­ха­ние пла­стической фор­мы соз­да­ёт­ся тон­чай­ши­ми мо­ду­ля­ция­ми по­верх­но­сти, кон­тур­ные ли­нии вре­за­ют­ся в плос­кость, а фон взрых­ля­ет­ся и прон­за­ет­ся взма­ха­ми сте­ки. В той же ма­не­ре вы­пол­не­ны рель­е­фы две­рей Зальц­бург­ско­го со­бо­ра (1957 год) и «Вра­та ми­ра и вой­ны» для церкви Гро­те-керк в Рот­тер­да­ме (1965-1968 годы). Из мрач­ных со­бы­тий XX века, про­чув­ст­во­ван­ных на лич­ном опы­те, Манцу вы­нес твёр­дые па­ци­фи­ст­ские убе­ж­де­ния, ко­то­рые оп­ре­де­ли­ли осо­бую то­наль­ность его твор­че­ст­ва, со­че­та­ние в нём ли­ри­ки и тра­гиз­ма. В 1978 году в Бер­га­мо по его про­ек­ту был воз­двиг­нут па­мят­ник ге­ро­ям Со­про­тив­ле­ния.

В круг­лой скульп­ту­ре Манцу ра­бо­тал боль­ши­ми се­рия­ми. В се­рии «Кар­ди­на­лы» (брон­за, с 1938 года; Национальная га­ле­рея современного искусства, Рим, и другие со­б­ра­ния) тя­жё­лая ман­тия и вы­со­кая шап­ка за­мы­ка­ют фи­гу­ру в ко­ни­че­ский объ­ём, по­ро­ж­дая впе­чат­ле­ние не­при­ступ­но­го ве­ли­чия, ко­то­рое скры­ва­ет под­лин­ную суть лич­но­сти. Мо­тив не­ус­той­чи­во­го ба­лан­си­ро­ва­ния фи­гу­ры раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся в се­ри­ях «Тан­цов­щиц» (с 1954 года) и де­ву­шек на конь­ках. Порт­ре­ты ба­ле­ри­ны Ин­ге Ша­бель (же­ны ху­дож­ни­ка) от­ли­ча­ет тон­кость пси­хо­ло­гической ха­рак­те­ри­сти­ки, пе­ре­дан­ной в сво­бод­ной, эс­киз­ной леп­ке фор­мы (1957 год, со­б­ра­ние Май­ер, Нью-Йорк; 1960 год, со­б­ра­ние И. Ша­бель, Мюн­хен).

Манцу час­то вклю­чал в скульп­ту­ру ве­ще­ст­вен­ные объ­ек­ты. Фор­мы сту­ла, дет­ской ко­ля­ски, крес­ла-ка­чал­ки, моль­бер­та ис­пол­ня­ют роль кар­ка­са, ко­то­рый ор­га­ни­зу­ет про­стран­ст­во во­круг фи­гур, рас­ши­ряя их сю­жет­ный кон­текст (се­рии «Де­воч­ка на сту­ле», «Ху­дож­ник и мо­дель»). При этом скульп­тур­ная ком­по­зи­ция об­ре­та­ет но­вое ка­че­ст­во ове­щест­в­лён­ной жи­во­пи­си, от­де­лив­ше­го­ся от плос­ко­сти рель­е­фа. В се­рии «На­тюр­мор­ты на сту­ле» (1960-1966 годы) вос­по­ми­на­ния о клас­сическом искусстве сли­ва­ют­ся с вея­ния­ми поп-ар­та.

Манцу за­ни­мал­ся так­же жи­во­пи­сью, гра­фи­кой, юве­лир­ным искусством, сце­но­гра­фи­ей («Царь Эдип» И. Ф. Стра­вин­ско­го, 1964 год, Рим­ская опе­ра; «Три­стан и Изоль­да» Р. Ваг­не­ра, 1971 год, «Ла Фе­ни­че», Ве­не­ция).

Пре­по­да­вал в Ака­де­мии Бре­ра в Ми­ла­не (1941-1954 годы) и в лет­ней АХ в Зальц­бур­ге (1954-1966 годы).

Зна­чительная часть его ра­бот на­хо­дит­ся в Со­б­ра­нии Ман­цу (Raccolta Amici di Manz ̀u; ос­но­ва­но в 1964 году) в городе Ар­деа близ Ри­ма.