МАНЦУ ДЖАКОМО - итальянский скульптор.
Родился в семье сапожника.
Обучался в вечерней школе прикладного искусства Фантони в Бергамо и в академии Чиконьини в Вероне. В 1928 году по окончании военной службы посетил Париж (с целью познакомиться с творчеством А. Майоля); в 1929 году поселился в Милане.
Ранние работы, часто выполненные в воске или в раскрашенной терракоте, отмечены влиянием импрессионизма М. Россо («Сусанна», 1937 год, Национальная галерея современного искусства, Рим, и другое). В бронзовых скульптурах «Давид» (1939-1940 годы, Собрание Манцу, Ардеа) и «Франческа Бланк» (около 1941 - 1950 годов, там же) Манцу следует реалистической традиции.
Будучи антифашистом, участвовал в подпольной деятельности; в 1939 году вступил в объединение художников-антифашистов «Корренте». В 1939-1941 годы создал серию рельефов на тему «Распятия», где евангельский сюжет ассоциируется с мученической смертью жертв современного террора. Показанные в Милане на выставке в 1941 году, эти композиции вызвали недовольство Ватикана, а затем навлекли на художника преследования со стороны немецких оккупационных властей. Тема была продолжена скульптором после войны в сериях бронзовых рельефов «Христос - человек среди людей» (1947-1957 годы) и «Вариации на ту же тему» (1955-1965 годы), где палачи вершат своё дело на глазах у потрясённых свидетелей, при молчаливом присутствии церковников. Драматический накал усиливается тонкой лепкой формы, живым трепетом поверхности.
Высшее достижение Манцу в области рельефа - «Врата смерти» (выполнены по заказу Ватикана для собора Святого Петра, бронза, 1964-1967 годы) представляют моменты встречи со смертью персонажей Священного Писания, церковной истории и безымянных людей. В верхней части дверей помещены крупные вертикальные композиции - «Успение Богоматери» и «Снятие с креста»; в нижней части ряд из 8 рельефов меньшего масштаба открывается первым в библейской истории убийством («Смерть Авеля»), а завершается обыденной смертью женщины в домашнем интерьере («Смерть на земле»). Сюжеты христианской иконографии как бы перенесены в современность: Авеля побивает кулаками молодчик из уличных банд, над умирающим папой Григорием VII склоняется солдат в каске вермахта, летящие в святого Стефана камни уподобляются пушечным снарядам, а подвешенный за ноги мученик воспринимается как неизвестный герой Сопротивления. Рельефы, вылепленные чуткими касаниями руки к мягкой глине, вызывают представление о хрупкости жизни; живое дыхание пластической формы создаётся тончайшими модуляциями поверхности, контурные линии врезаются в плоскость, а фон взрыхляется и пронзается взмахами стеки. В той же манере выполнены рельефы дверей Зальцбургского собора (1957 год) и «Врата мира и войны» для церкви Гроте-керк в Роттердаме (1965-1968 годы). Из мрачных событий XX века, прочувствованных на личном опыте, Манцу вынес твёрдые пацифистские убеждения, которые определили особую тональность его творчества, сочетание в нём лирики и трагизма. В 1978 году в Бергамо по его проекту был воздвигнут памятник героям Сопротивления.
В круглой скульптуре Манцу работал большими сериями. В серии «Кардиналы» (бронза, с 1938 года; Национальная галерея современного искусства, Рим, и другие собрания) тяжёлая мантия и высокая шапка замыкают фигуру в конический объём, порождая впечатление неприступного величия, которое скрывает подлинную суть личности. Мотив неустойчивого балансирования фигуры разрабатывается в сериях «Танцовщиц» (с 1954 года) и девушек на коньках. Портреты балерины Инге Шабель (жены художника) отличает тонкость психологической характеристики, переданной в свободной, эскизной лепке формы (1957 год, собрание Майер, Нью-Йорк; 1960 год, собрание И. Шабель, Мюнхен).
Манцу часто включал в скульптуру вещественные объекты. Формы стула, детской коляски, кресла-качалки, мольберта исполняют роль каркаса, который организует пространство вокруг фигур, расширяя их сюжетный контекст (серии «Девочка на стуле», «Художник и модель»). При этом скульптурная композиция обретает новое качество овеществлённой живописи, отделившегося от плоскости рельефа. В серии «Натюрморты на стуле» (1960-1966 годы) воспоминания о классическом искусстве сливаются с веяниями поп-арта.
Манцу занимался также живописью, графикой, ювелирным искусством, сценографией («Царь Эдип» И. Ф. Стравинского, 1964 год, Римская опера; «Тристан и Изольда» Р. Вагнера, 1971 год, «Ла Фениче», Венеция).
Преподавал в Академии Брера в Милане (1941-1954 годы) и в летней АХ в Зальцбурге (1954-1966 годы).
Значительная часть его работ находится в Собрании Манцу (Raccolta Amici di Manz ̀u; основано в 1964 году) в городе Ардеа близ Рима.