ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - развлекательные, познавательные и назидательные словесные произведения, печатавшиеся в России в конце XVIII-начале XX века массовыми тиражами на грубой бумаге в виде недорогих книжек и настенных листов, обычно с картинками.
Как явление письменное, но при этом анонимное и традиционное, Лубочная литература выполняла роль посредника между фольклором и литературой; имела важное просветительское значение.
Лубочная литература издавалась с конца XVIII века и до наложенного на неё запрета в 1918 году. С XVII века ей предшествовали лубочные картинки без развёрнутых текстов (см. Лубок). Центры производства Лубочной литературы - Москва, Санкт-Петербург, а также Поволжье, Русский Север. Ею торговали на ярмарках, в городских торговых рядах и лавках; коробейники разносили Лубочную литературу по деревням. К Лубочной литературе обращались не только крестьяне и городские низы, но и дворяне. Многие русские писатели (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков и др.) были хорошо знакомы с Лубочной литературой, которая нашла отражение в их творчестве. В XX веке формы Лубочной литературы использовали представители русского авангардизма (напр., В. В. Маяковский).
Произведения Лубочной литературы обычно представляли собой переделки или имитации русских и зарубежных устных и письменных источников: сказок, песен, былин, легенд, житий святых, историч. преданий (об основании Москвы, о Куликовской битве), волшебно-рыцарских романов («Бова Королевич», «Еруслан Лазаревич»), авантюрных повестей («Милорд Георг», «Ванька Каин», «Прекрасная магометанка»), сатирических произведений («Ёрш Ершович», «Шемякин суд»). В виде лубочных книжек издавались сонники, травники, гадательные книги, песенники, сборники сказок, литературных анекдотов и новелл, а также произведения русских писателей, опубликованные с искажениями и без указания авторства.
Поэтика Лубочной литературы сформировалась на основе художественного синтеза текста и картинок, которые в их декоративной целостности создавали особенный «лубочный мир». Сохраняя узнаваемые фольклорные клише, Лубочная литература выработала свой особый стиль, признаками которого были ориентация на правдоподобие в сочетании с экзотическими, часто вымышленными, именами героев и названиями стран, неожиданные сюжетные комбинации, развёрнутость и витиеватость фраз, учтивые диалоги и др. Лубочной литературе присущи эклектика, наивность, смеховое начало.
Термин «Лубочная литература» появился в 1840-х годах в трудах И. П. Сахарова и В. Г. Белинского (наряду с терминами «простонародная литература», «лубочные издания», «серые издания», в которых иллюстрация имелась только на обложке). Для обозначения аналогичных изданий, выходивших во многих странах Европы и Азии, в русской академической науке (А. Н. Пыпин, Ф. И. Буслаев, В. И. Даль, Д. А. Ровинский, Е. Н. Елеонская и др.) употреблялся термин народная книга.