Автор: Евгения Тарасютина
ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
26.11.2021
0
0
13
Поделиться

ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раз­вле­ка­тель­ные, по­зна­ва­тельные и на­зи­да­тель­ные сло­вес­ные про­из­ведения, пе­ча­тав­шие­ся в Рос­сии в конце XVIII-начале XX века мас­со­вы­ми ти­ра­жами на гру­бой бу­ма­ге в ви­де не­до­ро­гих кни­жек и на­стен­ных лис­тов, обыч­но с картинками.

Как яв­ле­ние пись­мен­ное, но при этом ано­ним­ное и тра­ди­ци­он­ное, Лубочная литература вы­пол­ня­ла роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду фольк­ло­ром и ли­те­ра­ту­рой; име­ла важ­ное про­све­ти­тель­ское зна­че­ние.

Лубочная литература из­да­ва­лась с конца XVIII века и до на­ло­жен­но­го на неё за­пре­та в 1918 году. С XVII века ей пред­ше­ст­во­ва­ли лу­боч­ные кар­тин­ки без раз­вёр­ну­тых тек­стов (см. Лу­бок). Цен­тры про­изводства Лубочной литературы - Мо­ск­ва, Санкт-Пе­тер­бург, а так­же По­вол­жье, Рус­ский Се­вер. Ею тор­го­ва­ли на яр­мар­ках, в городских тор­го­вых ря­дах и лав­ках; ко­ро­бей­ни­ки раз­но­си­ли Лубочную литературу по де­рев­ням. К Лубочной литературе об­ра­ща­лись не толь­ко кре­сть­я­не и городские ни­зы, но и дво­ря­не. Мно­гие русские пи­са­те­ли (И. А. Кры­лов, А. С. Пуш­кин, Н. В. Го­голь, Н. С. Лес­ков и др.) бы­ли хо­ро­шо зна­ко­мы с Лубочной литературой, ко­то­рая на­шла от­ра­же­ние в их твор­че­ст­ве. В XX веке фор­мы Лубочной литературы ис­поль­зо­ва­ли пред­ста­ви­те­ли русского аван­гар­диз­ма (напр., В. В. Мая­ков­ский).

Про­из­ве­де­ния Лубочной литературы обыч­но пред­став­ля­ли со­бой пе­ре­дел­ки или ими­та­ции рус­ских и за­ру­беж­ных уст­ных и письменных ис­точ­ни­ков: ска­зок, пе­сен, бы­лин, ле­генд, жи­тий свя­тых, ис­то­рич. пре­да­ний (об ос­но­ва­нии Мо­ск­вы, о Ку­ли­ков­ской бит­ве), вол­шеб­но-ры­цар­ских ро­ма­нов («Бо­ва Ко­ро­ле­вич», «Ерус­лан Ла­за­ре­вич»), аван­тюр­ных по­вес­тей («Ми­лорд Ге­орг», «Вань­ка Ка­ин», «Пре­крас­ная ма­го­ме­тан­ка»), са­ти­рических про­из­ве­де­ний («Ёрш Ер­шо­вич», «Ше­мя­кин суд»). В ви­де лу­боч­ных кни­жек из­да­ва­лись сон­ни­ки, трав­ни­ки, га­да­тель­ные кни­ги, пе­сен­ни­ки, сборники ска­зок, литературных анек­до­тов и но­велл, а так­же про­из­ве­де­ния русских пи­са­те­лей, опуб­ли­ко­ван­ные с ис­ка­же­ния­ми и без ука­за­ния ав­тор­ст­ва.

По­эти­ка Лубочной литературы сфор­ми­ро­ва­лась на ос­но­ве ху­дожественного син­те­за тек­ста и кар­ти­нок, ко­то­рые в их де­ко­ра­тив­ной це­ло­ст­но­сти соз­да­ва­ли осо­бен­ный «лу­боч­ный мир». Со­хра­няя уз­на­вае­мые фольк­лор­ные кли­ше, Лубочная литература вы­ра­бо­та­ла свой осо­бый стиль, при­зна­ка­ми ко­то­ро­го бы­ли ори­ен­та­ция на прав­до­по­до­бие в со­че­та­нии с эк­зо­ти­че­ски­ми, час­то вы­мыш­лен­ны­ми, име­на­ми ге­ро­ев и на­зва­ния­ми стран, не­ожи­дан­ные сю­жет­ные ком­би­на­ции, раз­вёр­ну­тость и ви­тие­ва­тость фраз, уч­ти­вые диа­ло­ги и др. Лубочной литературе при­су­щи эк­лек­ти­ка, на­ив­ность, сме­хо­вое на­ча­ло.

Тер­мин «Лубочная литература» поя­вил­ся в 1840-х годах в тру­дах И. П. Са­ха­ро­ва и В. Г. Бе­лин­ско­го (на­ря­ду с тер­ми­на­ми «про­сто­на­род­ная ли­те­ра­ту­ра», «лу­боч­ные из­да­ния», «се­рые из­да­ния», в которых ил­лю­ст­ра­ция име­лась толь­ко на об­лож­ке). Для обо­зна­че­ния ана­ло­гич­ных из­да­ний, вы­хо­див­ших во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы и Азии, в русской ака­де­мической нау­ке (А. Н. Пы­пин, Ф. И. Бус­ла­ев, В. И. Даль, Д. А. Ро­вин­ский, Е. Н. Еле­он­ская и др.) упо­треб­лял­ся тер­мин на­род­ная кни­га.

 

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)