
КОЙ-КРЫЛГАН-КАЛА - крепость погибших баранов, городище IV века до нашей эры - начало IV века нашей эры в Хорезме (в современном Турткульском районе Каракалпакии, Узбекистан).
Открыто С.П. Толстовым в 1938 году, исследования его же с 1950 года, в 1952-1957 годах раскопано полностью. В плане круглое (диаметр 90 м), с северо-северо-востока - вход, фланкированный 2 полукруглыми башнями. Выделяются 2 периода заселения. В I период (конец IV - не позднее начала I веков до нашей эры) в центре Кой-Крылган-кала возведено круглое здание (диаметр 44,5 м, сохранилось на высоту 8,5 м, толщина внешней стены до 7 м), интерпретируемое как храм-мавзолей. На нижнем этаже - 2 изолированных комплекса, каждый состоял из 4 помещений, перекрытых сводами; на верхнем - стрелковая галерея с рядом бойниц, под ними 7 трапециевидных в плане окон (три на юг, два на север, по одному на запад и восток).
По мнению исследователей, в западной части нижнего этажа располагались погребальные помещения, вход в которые был заложен сразу после строительства; восточная часть и помещения верхнего этажа использовались для хранения храмового инвентаря и др.; вероятно, отсюда жрецы вели и астрономич. наблюдения. Здание на расстоянии 15 м окружено крепостной стеной; пространство между ними застроено разл. помещениями (в т. ч. хранилищами), стены которых образовывали радиальную планировку. Постройки погибли в сильном пожаре. Во время запустения в стрелковой галерее центрального здания стали устанавливать оссуарии в виде сидящих фигур мужчин или женщин. Не ранее начала II века нашей эры (II период) внутри крепостных стен вновь строятся дома (2-3-комнатные секции, примыкающие друг к другу), иногда с использованием старых стен и сохранением общей радиальной планировки (центральное здание не обживается).
Среди находок I периода: фрагменты больших керамических фляг с барельефными композициями на плоской стороне [в том числе мифологический сюжет о возникновении элементов мироздания и богов посредством уничтожения огнём-грифоном «космической птицы» - фантастического гуся; всадник в остроконечном сакском клобуке, скачущий с тяжёлым копьём наперевес; бородатый человек, поднимающий виноградную гроздь, в его правой руке кувшин, за спиной фляга; этот персонаж связывают с местным винодельческим («дионисийским») культом]; терракотовые (в основном женские, в том числе кормящей матери) статуэтки, среди них - одетой обезьянки с детёнышем (вероятно, привозная); керамическая парадная (в том числе кувшины с одной ручкой, заканчивающейся реалистично выполненной львиной головой, которая как бы пьёт из сосуда; очевидно, имитация иран. металлических кувшинов с ручками с головой льва на конце VI-IV веков до нашей эры), бытовая, хозяйственная посуда; надписи (хозяйственные тексты, написанные тушью на черепках) арамейским письмом на хорезмийском языке, датированные III-II веков до нашей эры. В зондаже 1951 года найдена надпись арамейским письмом, нанесённая на хуме до обжига.
Иллюстрации:
Кой-Крылган-кала. Аэрофотосъёмка.