КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура позднего бронзового - раннего железного веков северной и центральной части Большого Кавказского хребта (территория Северной и Южной Осетии, прилегающие районы Грузии, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, западные районы Чечни, юг Ставрополья).
Первые находки опубликованы Н.В. Ханыковым и П.С. Савельевым в 1849-1850 годах. Названа по могильнику у села Верхний Кобан (ныне Северная Осетия, Россия), открытому в 1869 году, раскопки начаты Г.Д. Филимоновым в 1877 году. Хронологическое определение дано А.С. Уваровым в 1881 году. В 1940–60-х годах Е.И. Крупнов определил границы, выделил 3 локальных варианта, предложил периодизацию Кобанской культуры, уточнённую В.И. Козенковой. Ныне Кобанскую культуру и колхидскую культуру нередко рассматривают как кобано-колхидскую культурно-историческую общность, в рамках которой выделяются западная, центральная, восточная, южная кобанская культура.
Формирование Кобанской культуры имело полицентричный характер и происходило на основе так называемых протокобанских древностей (2-я - 3-я четверть II тысячелетия до нашей эры), в которых выделяются дигорская культура и другие культурные очаги. Сложившиcь в XII-XI веках, Кобанская культура в X веке распространилась на территорию современной Ингушетии и Чечни. Выделяют периоды: ранний (XI-X века), классический (X - начало VII века), позднекобанский (середина VII - IV века). В VIII-VI веках до нашей эры кобанские племена тесно взаимодействовали с киммерийцами и скифами, принимая участие в их походах (смотри также «Киммерийский период»), и Кобанская культура приобрела некоторые черты скифской археологической культуры, сохраняя местную основу. Позднее началась сарматизация кобанской культуры.
Поселения на холмах или в горной местности имели террасную планировку; зафиксированы кварталы, мощёные улицы, культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами), очаги, гончарные и металлургические горны; характерны турлучные (деревянные, обмазанные глиной) прямоугольные дома на каменном фундаменте. Святилища с культовыми приношениями; жертвенники на могильниках; клады, в том числе, вероятно, культовые. Преобладают грунтовые могильники с каменными ящиками, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнями, каменными склепами; скорченные на боку погребения с различной ориентировкой. Часто встречаются остатки заупокойной пищи; известны погребения с конём. Редко встречаются подкурганные гробницы, коллективные захоронения, трупосожжения (с протокобанской эпохи).
В центральной Кобанской культуре преобладают лепные (на поздних этапах появляется круговая керамика) высокие корчаги с расширенным туловом и узким горлом, кувшины, миски, кружки, кубки с геометрическим орнаментом, косыми каннелюрами, налепными шишечками, лощением. Для западной Кобанской культуры показательны корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Особенность восточной Кобанской культуры - налепной орнамент, представленный иногда композициями. Керамика южной Кобанской культуры (миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, бедный орнамент) резко отличается от северокавказской и близка посуде с памятников на территории Восточной Грузии. Характерны бронзовые топоры с молоточковидным или клиновидным обухом, прямым или дважды изогнутым корпусом, кинжалы (иногда биметаллические), копья, булавы, цилиндрические молоты, дугообразные фибулы, прямоугольные и бабочковидные поясные пряжки, гривны с закрученными концами, браслеты, булавки и бляхи различных типов, спирали-накосники, колокольчики, удила и псалии, разнообразная посуда, зооморфная и реже антропоморфная пластика. Известны секиры и скипетры, нагрудники-«пекторали» и орнаментиро- ванные пояса, «штандарты» (навершия культовых посохов).
С IX-VIII века до нашей эры появляются железные изделия. Для центральной и южной Кобанской культуры в X-VIII веках до нашей эры типична орнаментация топоров и пряжек гравированным орнаментом (геометрические мотивы, изображения собак, лошадей, оленей, змей), иногда инкрустация; выделяется 2 варианта стиля. В позднекобанских памятниках часто встречаются предметы, выполненные в зверином стиле, сочетающем скифские, савроматские и местные черты. Орудия представлены серпами, ножами, оселками, зернотёрками, пряслицами. Хозяйство основано на земледелии и животноводстве, было отгонное скотоводство.
Иллюстрации:
Кобанская культура. Находки из бронзы на могильнике у села Тлиа (Южная Осетия): 1–2 – поясные пряжки, 3 – дуговидная фибула, 4 – подвеска, 5 – сосуд, 6 – топор, 7 – браслет (по Б. В. Техову).