
Учреждение в католической церкви, созданное для преследования и осуждения еретиков.
Термин «инквизиция» существовал и в римском праве, однако ни в Античности, ни в Раннем Средневековье он не имел специального значения. Осуждение еретиков было традиционно в христианстве. Диаконы должны были сообщать о ошибках верующих епископам, а так могли отлучать за это от церкви. Впоследствии тяжесть наказания возрастала, а к преследованию еретиков подключились и светский власти. В традиционном смысле слова инквизиция возникла в понтификат папы Иннокентия III (1198–1216 гг.), поручившего цистерцианскому ордену борьбу с альбигойцами. Поэтому изначально инквизиция была распространена в Южной Франции.
При Гонории III (1216–1227 гг.) папская инквизиция распространилась в Италии, а при Григории IX (1227–1241 гг.) получила окончательное оформление. В 1229 г. на соборе в Тулузе было установлено, что каждый епископ долен был назначить одного священника и одно светское лицо для тайного розыска еретиков. Однако позже инквизиция была передана в исключительную компетенцию доминиканцев и францисканцев.
Инквизиция полностью завесила от папства. Процесс носил тайных характер, поэтому обвиняемые были лишены каких бы то ни было прав. Часто применялись изощренные пытки. «Раскаявшихся» часто лишали имущества, а тех, кого осуждали, инквизиция передавала светской власти для наказания, которым обычно было сожжение (аутодафе). Против инквизиции поднимались многочисленные народные восстания. С усилением власти монархов и уменьшением влияния пап, влияние инквизиции снизилось.
Инквизиция вновь подняла голову во второй половине XVI в. с началом Контрреформации. В 1542 г. в Риме был учрежден верховный трибунал инквизиции. Инквизиция просуществовала в большинстве стран до XVIII в., а в Португалии и Папском государстве она была упразднена лишь в XIX в.
Иллюстрации:
Пытки инквизиции.
Автор статьи: Г. А. Шмидт