Автор: Михаил Борисенок
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
26.11.2021
0
0
9987
Поделиться
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Индустриализация - процесс создания современной промышленности (техническая модернизация) и индустриального общества, основанного на специализации и управлении человеком не только в политической, но также в производственной и других сферах.

В XVIII-XIX вв. индустриализация произошла в Великобритании, развернулась в ряде европейских стран. Постепенная индустриализация шла в России уже со времен промышленного переворота XIX века. Успешное завершение индустриализации было одной из целей большевизма. Проблема индустриализации стала одной из основных в дискуссиях большевиков в 20-е гг. Левая оппозиция требовала ускорения темпов индустриализации, а правое крыло ВКП(б), лидеры которого в дальнейшем были обвинены в «правом уклоне», выступало за  эволюционное экономическое развитие, постепенное накопление средств для строительства новых промышленных предприятий. Однако лидеры ВКП(б) сходились в том, что в ближайшее время в СССР необходимо построить современную промышленность, которая сделает СССР государством, независимым от импорта технологий и промышленной продукции. Ускоренная индустриализация должна была укрепить обороноспособность СССР в условиях роста военных угроз в 30-е гг.

Индустриализация требовала продовольственных ресурсов для обеспечения строительства новых предприятий и экспортных ресурсов для закупки новейших технологий. Экспортные возможности СССР были ограничены. В 1927/28 году экспорт из СССР составлял 2 млрд. 73 млн. рублей, из них: нефтепродуктов – на 372 млн. рублей; растительного и животного сырья – 1119 млн. рублей; руды – 72 млн. рублей; лесоматериалов – 330 млн. рублей; зерна – 119 млн. рублей. Увеличить экспортные возможности можно было путем резкого роста производства нефти и сельскохозяйственной продукции. Первое было невозможно без больших капиталовложений, второе – при сохранении мелкокрестьянского хозяйства. Неспособность новой экономической политики обеспечить быструю техническую модернизацию производства стала важнейшей причиной ее свертывания в 1929 г. В то же время плановое руководство индустриальным развитием был опробован на опыте реализации плана ГОЭЛРО. Были разработаны отправной (на случай неблагоприятной конъюнктуры) и оптимальный (более оптимистический и напряженный) планы Первой пятилетки – экономического развития в 1928-1933 гг.

После поражения «правого уклона» XVI конференция ВКП(б) 23-29 апреля 1929 г. приняла несколько увеличенный оптимальный план Первой пятилетки, который предусматривал резкий рост вложений в И. Если за предыдущее десятилетие капиталовложения составили 26,5 млрд. руб., то теперь планировалось 64,6 млрд., при этом вложения в промышленность повышались значительно быстрее — с 4,4 млрд. до 16,4 млрд. руб. 78% вложений в промышленность направлялись на производство средств производства, а не потребительской продукции. Это означало изъятие огромных средств из хозяйства, которые могли дать отдачу только через несколько лет. Промышленная продукция должна была вырасти за пятилетку на 180%, а производство средств производства — на 230%. Этот план был крайне напряженным, накопления СССР должны были пойти на строительство и покупку новых технологий. Однако расчеты 1929 г. пришлось изменить в связи с началом мирового экономического кризиса (Великой депрессии), который привел к резкому падению цен на продукцию сельского хозяйства и др. товары, которые экспортировал СССР. Чтобы получить валюту для закупок оборудования, был резко увеличен экспорт лесоматериалов, нефти, пушнины, и прежде всего продовольствия, огромные объемы которого требовались и внутри страны.

Внешнеторговый оборот резко вырос в 1929-1930 гг. Так, в 1929 г. американские фирмы поставили в СССР оборудования на 262,5 млн. рублей. В 1930 импорт из США обошелся уже в 921,4 млн. рублей, из Германии — в 879,1 млн. рублей. Экспорт в эти страны составил: в США — 142,6 млн. рублей, в Герма­нию — 716,4 млн. рублей. В 1929 г. СССР взял кредитов под импортные опера­ции на 456 млн. рублей и под экспортные — на 159 млн. рублей. В 1930 г. размер кредитов возрос по импортным опера­циям до 689 млн. рублей, а по экспортным — до 181 млн. рублей. В 1932 году суммарный внешний долг СССР составлял 1 млрд. 400 млн. рублей. К 1934 году он сокра­тился в три раза, составив всего 450 млн. рублей. 1.10.1936 г. долг составил всего 86 млн. руб­лей. Советское руководство сумело вернуть долги за индустриализацию за счет форсирования вывоза продовольствия, нефти, руды, леса.

Дать государству продовольствие должна была коллективизация. Изъятие продовольствия из деревни привело к голоду в СССР в 1932-1933 гг.

В 1930 г. планы пятилетки были дополнительно увеличены. Политика ускоренного создания индустриального общества и разрушения традиционного общества вела к тому, что миллионы людей меняли свою социальную принадлежность и образ жизни. Это вело к нестабильности, социальной напряженности. Быстрый рост рабочего класса негативно сказывался на его квалификации. За Первую пятилетку его численность возросла с 3,1 млн. человек в 1928 г. до 6 млн. человек в 1932 г. В результате доля рабочих со стажем до года в общей их численности составила: в 1927-1929 гг. - 11-12%; в 1930 г. - 23,5; в 1931 г. – 27,6%, со стажем до 3 лет: в 1929 г. — 31,5%; в 1932 г. - 56,4%.

Рост зарплаты стал опережать рост производительности труда. Зарплата росла в процентах к предыдущему году следующим образом: 1929 г. – 110%, 1930 г. – 108,2%, 1931 г. – 114,4%, 1932 г. – 124,4%. Но запланированные темпы роста производительности труда, которые должны были компенсировать этот рост, достигнуты не были. Реальные темпы роста в процентах к предыдущему году составили: 1929 г. – 112,9%, 1930 г. – 109,7%, 1931 г. – 107,6%, 1932 г. – 102,6%. Номинальный рост зарплаты лишь отчасти компенсировал инфляцию, которая стала еще одним источником финансирования Пятилетки. Номинальная зарплата рабочих и служащих в 1928-1932 гг. выросла в 2,26 раза, а индекс цен государственной и кооперативной торговли – в 2,5 раза. Стал нарастать дефицит в снабжении городов.

 Форсированная И. 30-х гг. была основана на энтузиазме работников и использовании принудительности труда, применении разработок отечественных инженеров и закупке (а иногда и безвозмездном заимствовании) зарубежных технологий. В советско-американском сотрудничестве участвовали такие известные фирмы, как Ford Motor Company, General Electric, Standard Oil, Cooper Engineering Company, Freyn Company, Albert Kahn, Inc., Arthur McKee, Austin, I Winkler-Koch и др.

Плановые показатели часто пересматривались, несмотря на плановость возникла конкуренция в борьбе за ресурсы между советскими хозяйственными учреждениями. В ходе Первой пятилетки должны были быть построены Днепрогэс, Нижегородский и Московский автомобильные, Сталинградский и Челябинский тракторные, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические, Уральский и Краматорский машиностроительные заводы, Березниковский и Невский комбинаты суперфосфатов, Воскресенский и Бобриковский химкомбинаты; Ярославский резиновый комбинат; Саратовский комбайновый завод; 1-й Московский государственный шарикоподшип­никовый завод; Ростовский завод сельскохозяйственного машино­строения; Горьковский завод револьверных станков; Московский завод «Фрезер»; Красноуральский медеплавильный комбинат, Туркестано-сибирская железная дорога. По официальным данным за Первую пятилетку было построено и пущено более 600 предприятий. Однако после официальных заявлений о пуске предприятия продолжалась работа по ликвидации недоделок, которые мешали вывести производство на мощность, хотя бы близкую к проектной. Так, в январе 1932 г. был пущен Нижегородский автозавод. При проектной мощности НАЗ (с 1933 г. – ГАЗ) в 20500 автомобилей в год удалось выпустить 13439. В 1932 г. в СССР было произведено 23879 автомобилей, а в 1933 г. – 49710. Это было меньше плана, но в десятки раз больше, чем в 1929 г.

При этом заводы Пятилетки могли эффективно действовать лишь вместе – как части единой производственной цепочки. Также в эту цепочку было включено множество предприятий, с достройкой которых пока приходилось ждать, потому что ресурсов на все не хватало. Первая пятилетка позволила создать костяк новой индустриальной системы, а довести его до ритмичной работы приходилось уже во время Второй пятилетки. Отношение незавершенного строительства к общему объему капиталовложений выросло в 1929-1932 гг. с 31% до 76%.

На Вторую пятилетку перешла достройка Магнито­горского металлургического комбината, Ново-Липецкого металлургического завода, Криворожского металлургиче­ского завода, завода «Запорожсталь» и завода «Азовсталь». В 1926-1928 гг. среднегодовые темпы роста промышленного производства составлял 21,7%, а в годы Первой пятилетки – 19,2% (при гораздо больших вложениях). Но в это время СССР преодолел технологический барьер, который не удалось взять во время НЭП, лишь восстанавливавшего производственный потенциал Российской империи.

С 1934 г. СССР стал вывозить машины и оборудование, пока скромно: 393 станка, 626 электромоторов, 134 трансформатора и др. на сумму 1,6 млн. рублей.

В условиях новой разрухи Сталин решил объявить об успешном окончании индустриального рывка. Выступая на пленуме ЦК и ЦКК 07.01.1933 г., он заявил, что пятилетка выполнена досрочно за четыре года и четыре месяца.

Фактические итоги «досрочно выполненной» пятилетки были гораздо скромнее сталинских замыслов 1930 г. Оптимальный план 1929 г. был выполнен по производству нефти и газа, торфа, паровозов, сельхозмашин. По производству электроэнергии, чугуна, стали, проката, добычи угля, железной руды не был выполнен даже отправной план 1929 г. Производство тракторов соответствовало отправному плану. К планам 1930 г. не удалось даже приблизиться. Производство нефти даже по опубликованным данным достигло 22,2 млн. т. при запланированных в 1930 г. 40-42 млн. т., стали — 5,9 млн. т. при запланированных 12 млн. т., тракторов — 50 тыс. шт. при запланированных в ноябре 1929 г. 201 тыс. шт., выработка электроэнергии 13,1 млрд. квт. ч. при запланированных в 1930 г. 33-35 млрд.

Важным итогом первой пятилетки можно признать создание военно-промышленного комплекса – военной промышленности и ее инфраструктуры, которая могла обслуживать также гражданское хозяйство. В 1930 г. было объявлено о ликвидации безработицы.

Вторая пятилетка, принятая в феврале 1934 г. на XVII съезде ВКП(б), должна была обеспечить налаживание производства на предприятиях, возведенных в ходе Первой пятилетки, преодоление возникших в 1930-1933 гг. диспропорций. Было несколько улучшено финансирование производства средств потребления, ослаблен нажим на сельское хозяйство. Планировалось удвоить промышленное производство.

Несмотря на внедрение машин, даже в промышленности продолжал преобладать ручной труд. Для того, чтобы увеличить производительность труда, рабочим ставили в пример лучших рабочих - “стахановцев”. В 1938 г. было объявлено, что планы пятилетки перевыполнены. Производство чугуна выросло в 2,35 раза, стали - в 3 раза, автомобилей - в 8,38 раза. За вторую пятилетку было построено 4500 крупных предприятий.

В 30-е гг. были созданы новые отрасли промышленности (автомобиле- и авиастроение, электротехническая, химическая промышленность и др.). Была проведена частичная электрификация промышленности и городов. Из страны, ввозящей оборудование, СССР превратился в страну, которая обеспечивает свои основные потребности в нем.

К концу 30-х гг. СССР стал индустриально-аграрной страной. После Великой Отечественной войны СССР стал индустриальной страной. С 60-х гг. большинство населения уже жило в городах и было занято в промышленном секторе. Это значило, что процесс индустриализации успешно завершился.