Индустриализация - процесс создания современной промышленности (техническая модернизация) и индустриального общества, основанного на специализации и управлении человеком не только в политической, но также в производственной и других сферах.
В XVIII-XIX вв. индустриализация произошла в Великобритании, развернулась в ряде европейских стран. Постепенная индустриализация шла в России уже со времен промышленного переворота XIX века. Успешное завершение индустриализации было одной из целей большевизма. Проблема индустриализации стала одной из основных в дискуссиях большевиков в 20-е гг. Левая оппозиция требовала ускорения темпов индустриализации, а правое крыло ВКП(б), лидеры которого в дальнейшем были обвинены в «правом уклоне», выступало за эволюционное экономическое развитие, постепенное накопление средств для строительства новых промышленных предприятий. Однако лидеры ВКП(б) сходились в том, что в ближайшее время в СССР необходимо построить современную промышленность, которая сделает СССР государством, независимым от импорта технологий и промышленной продукции. Ускоренная индустриализация должна была укрепить обороноспособность СССР в условиях роста военных угроз в 30-е гг.
Индустриализация требовала продовольственных ресурсов для обеспечения строительства новых предприятий и экспортных ресурсов для закупки новейших технологий. Экспортные возможности СССР были ограничены. В 1927/28 году экспорт из СССР составлял 2 млрд. 73 млн. рублей, из них: нефтепродуктов – на 372 млн. рублей; растительного и животного сырья – 1119 млн. рублей; руды – 72 млн. рублей; лесоматериалов – 330 млн. рублей; зерна – 119 млн. рублей. Увеличить экспортные возможности можно было путем резкого роста производства нефти и сельскохозяйственной продукции. Первое было невозможно без больших капиталовложений, второе – при сохранении мелкокрестьянского хозяйства. Неспособность новой экономической политики обеспечить быструю техническую модернизацию производства стала важнейшей причиной ее свертывания в 1929 г. В то же время плановое руководство индустриальным развитием был опробован на опыте реализации плана ГОЭЛРО. Были разработаны отправной (на случай неблагоприятной конъюнктуры) и оптимальный (более оптимистический и напряженный) планы Первой пятилетки – экономического развития в 1928-1933 гг.
После поражения «правого уклона» XVI конференция ВКП(б) 23-29 апреля 1929 г. приняла несколько увеличенный оптимальный план Первой пятилетки, который предусматривал резкий рост вложений в И. Если за предыдущее десятилетие капиталовложения составили 26,5 млрд. руб., то теперь планировалось 64,6 млрд., при этом вложения в промышленность повышались значительно быстрее — с 4,4 млрд. до 16,4 млрд. руб. 78% вложений в промышленность направлялись на производство средств производства, а не потребительской продукции. Это означало изъятие огромных средств из хозяйства, которые могли дать отдачу только через несколько лет. Промышленная продукция должна была вырасти за пятилетку на 180%, а производство средств производства — на 230%. Этот план был крайне напряженным, накопления СССР должны были пойти на строительство и покупку новых технологий. Однако расчеты 1929 г. пришлось изменить в связи с началом мирового экономического кризиса (Великой депрессии), который привел к резкому падению цен на продукцию сельского хозяйства и др. товары, которые экспортировал СССР. Чтобы получить валюту для закупок оборудования, был резко увеличен экспорт лесоматериалов, нефти, пушнины, и прежде всего продовольствия, огромные объемы которого требовались и внутри страны.
Внешнеторговый оборот резко вырос в 1929-1930 гг. Так, в 1929 г. американские фирмы поставили в СССР оборудования на 262,5 млн. рублей. В 1930 импорт из США обошелся уже в 921,4 млн. рублей, из Германии — в 879,1 млн. рублей. Экспорт в эти страны составил: в США — 142,6 млн. рублей, в Германию — 716,4 млн. рублей. В 1929 г. СССР взял кредитов под импортные операции на 456 млн. рублей и под экспортные — на 159 млн. рублей. В 1930 г. размер кредитов возрос по импортным операциям до 689 млн. рублей, а по экспортным — до 181 млн. рублей. В 1932 году суммарный внешний долг СССР составлял 1 млрд. 400 млн. рублей. К 1934 году он сократился в три раза, составив всего 450 млн. рублей. 1.10.1936 г. долг составил всего 86 млн. рублей. Советское руководство сумело вернуть долги за индустриализацию за счет форсирования вывоза продовольствия, нефти, руды, леса.
Дать государству продовольствие должна была коллективизация. Изъятие продовольствия из деревни привело к голоду в СССР в 1932-1933 гг.
В 1930 г. планы пятилетки были дополнительно увеличены. Политика ускоренного создания индустриального общества и разрушения традиционного общества вела к тому, что миллионы людей меняли свою социальную принадлежность и образ жизни. Это вело к нестабильности, социальной напряженности. Быстрый рост рабочего класса негативно сказывался на его квалификации. За Первую пятилетку его численность возросла с 3,1 млн. человек в 1928 г. до 6 млн. человек в 1932 г. В результате доля рабочих со стажем до года в общей их численности составила: в 1927-1929 гг. - 11-12%; в 1930 г. - 23,5; в 1931 г. – 27,6%, со стажем до 3 лет: в 1929 г. — 31,5%; в 1932 г. - 56,4%.
Рост зарплаты стал опережать рост производительности труда. Зарплата росла в процентах к предыдущему году следующим образом: 1929 г. – 110%, 1930 г. – 108,2%, 1931 г. – 114,4%, 1932 г. – 124,4%. Но запланированные темпы роста производительности труда, которые должны были компенсировать этот рост, достигнуты не были. Реальные темпы роста в процентах к предыдущему году составили: 1929 г. – 112,9%, 1930 г. – 109,7%, 1931 г. – 107,6%, 1932 г. – 102,6%. Номинальный рост зарплаты лишь отчасти компенсировал инфляцию, которая стала еще одним источником финансирования Пятилетки. Номинальная зарплата рабочих и служащих в 1928-1932 гг. выросла в 2,26 раза, а индекс цен государственной и кооперативной торговли – в 2,5 раза. Стал нарастать дефицит в снабжении городов.
Форсированная И. 30-х гг. была основана на энтузиазме работников и использовании принудительности труда, применении разработок отечественных инженеров и закупке (а иногда и безвозмездном заимствовании) зарубежных технологий. В советско-американском сотрудничестве участвовали такие известные фирмы, как Ford Motor Company, General Electric, Standard Oil, Cooper Engineering Company, Freyn Company, Albert Kahn, Inc., Arthur McKee, Austin, I Winkler-Koch и др.
Плановые показатели часто пересматривались, несмотря на плановость возникла конкуренция в борьбе за ресурсы между советскими хозяйственными учреждениями. В ходе Первой пятилетки должны были быть построены Днепрогэс, Нижегородский и Московский автомобильные, Сталинградский и Челябинский тракторные, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические, Уральский и Краматорский машиностроительные заводы, Березниковский и Невский комбинаты суперфосфатов, Воскресенский и Бобриковский химкомбинаты; Ярославский резиновый комбинат; Саратовский комбайновый завод; 1-й Московский государственный шарикоподшипниковый завод; Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения; Горьковский завод револьверных станков; Московский завод «Фрезер»; Красноуральский медеплавильный комбинат, Туркестано-сибирская железная дорога. По официальным данным за Первую пятилетку было построено и пущено более 600 предприятий. Однако после официальных заявлений о пуске предприятия продолжалась работа по ликвидации недоделок, которые мешали вывести производство на мощность, хотя бы близкую к проектной. Так, в январе 1932 г. был пущен Нижегородский автозавод. При проектной мощности НАЗ (с 1933 г. – ГАЗ) в 20500 автомобилей в год удалось выпустить 13439. В 1932 г. в СССР было произведено 23879 автомобилей, а в 1933 г. – 49710. Это было меньше плана, но в десятки раз больше, чем в 1929 г.
При этом заводы Пятилетки могли эффективно действовать лишь вместе – как части единой производственной цепочки. Также в эту цепочку было включено множество предприятий, с достройкой которых пока приходилось ждать, потому что ресурсов на все не хватало. Первая пятилетка позволила создать костяк новой индустриальной системы, а довести его до ритмичной работы приходилось уже во время Второй пятилетки. Отношение незавершенного строительства к общему объему капиталовложений выросло в 1929-1932 гг. с 31% до 76%.
На Вторую пятилетку перешла достройка Магнитогорского металлургического комбината, Ново-Липецкого металлургического завода, Криворожского металлургического завода, завода «Запорожсталь» и завода «Азовсталь». В 1926-1928 гг. среднегодовые темпы роста промышленного производства составлял 21,7%, а в годы Первой пятилетки – 19,2% (при гораздо больших вложениях). Но в это время СССР преодолел технологический барьер, который не удалось взять во время НЭП, лишь восстанавливавшего производственный потенциал Российской империи.
С 1934 г. СССР стал вывозить машины и оборудование, пока скромно: 393 станка, 626 электромоторов, 134 трансформатора и др. на сумму 1,6 млн. рублей.
В условиях новой разрухи Сталин решил объявить об успешном окончании индустриального рывка. Выступая на пленуме ЦК и ЦКК 07.01.1933 г., он заявил, что пятилетка выполнена досрочно за четыре года и четыре месяца.
Фактические итоги «досрочно выполненной» пятилетки были гораздо скромнее сталинских замыслов 1930 г. Оптимальный план 1929 г. был выполнен по производству нефти и газа, торфа, паровозов, сельхозмашин. По производству электроэнергии, чугуна, стали, проката, добычи угля, железной руды не был выполнен даже отправной план 1929 г. Производство тракторов соответствовало отправному плану. К планам 1930 г. не удалось даже приблизиться. Производство нефти даже по опубликованным данным достигло 22,2 млн. т. при запланированных в 1930 г. 40-42 млн. т., стали — 5,9 млн. т. при запланированных 12 млн. т., тракторов — 50 тыс. шт. при запланированных в ноябре 1929 г. 201 тыс. шт., выработка электроэнергии 13,1 млрд. квт. ч. при запланированных в 1930 г. 33-35 млрд.
Важным итогом первой пятилетки можно признать создание военно-промышленного комплекса – военной промышленности и ее инфраструктуры, которая могла обслуживать также гражданское хозяйство. В 1930 г. было объявлено о ликвидации безработицы.
Вторая пятилетка, принятая в феврале 1934 г. на XVII съезде ВКП(б), должна была обеспечить налаживание производства на предприятиях, возведенных в ходе Первой пятилетки, преодоление возникших в 1930-1933 гг. диспропорций. Было несколько улучшено финансирование производства средств потребления, ослаблен нажим на сельское хозяйство. Планировалось удвоить промышленное производство.
Несмотря на внедрение машин, даже в промышленности продолжал преобладать ручной труд. Для того, чтобы увеличить производительность труда, рабочим ставили в пример лучших рабочих - “стахановцев”. В 1938 г. было объявлено, что планы пятилетки перевыполнены. Производство чугуна выросло в 2,35 раза, стали - в 3 раза, автомобилей - в 8,38 раза. За вторую пятилетку было построено 4500 крупных предприятий.
В 30-е гг. были созданы новые отрасли промышленности (автомобиле- и авиастроение, электротехническая, химическая промышленность и др.). Была проведена частичная электрификация промышленности и городов. Из страны, ввозящей оборудование, СССР превратился в страну, которая обеспечивает свои основные потребности в нем.
К концу 30-х гг. СССР стал индустриально-аграрной страной. После Великой Отечественной войны СССР стал индустриальной страной. С 60-х гг. большинство населения уже жило в городах и было занято в промышленном секторе. Это значило, что процесс индустриализации успешно завершился.