
В древнегреческой мифологии богиня раздора.
Эрида, которая особенно часто выступала персонификацией раздора в античной поэзии, – дочь Никты (Ночи), внучка Хаоса, т.е., согласно Гесиоду, Эрида принадлежит к кругу первоначальных космогонических сущностей (Hesiod. Theog., 224).
Среди ее детей – утомительный Труд, Голод, Забвение, Скорби, Битвы, Убийства, Судебные тяжбы и др. силы, несущие несчастья человеческому роду (Hesiod. Theog., 226-232). Эрида – сестра и спутница бога войны Ареса, уже у Гомера она появляется в нескольких сценах сражения (Il., IV, 440-445; XI, 3-14).
Однако Гесиод говорит о двух Эридах – одна ненавистна людям, за то, что является причиной вражды и войн, а другая, которая рождена раньше первой, побуждает их к полезному соревнованию во всех областях занятий (Opp. et dies, 11-26): «Зависть питает гончар к гончару и к плотнику плотник; / Нищему нищий, певцу же певец соревнует усердно» (25-26, пер. В. В. Вересаева).
Один из самых известных мифов, связанных с Эридой, касается объяснения в мифологической традиции причин Троянской войны: Эрида на свадьбе Пелея и Фетиды, подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко Эриды, яблоко раздора), из-за которого возник спор между Афиной, Афродитой и Герой. Парис, которому боги предали решение дела, выбрал Афродиту, которая пообещала ему помощь в похищении Елены, самой прекрасной из женщин, что и послужило непосредственным поводом к Троянской войне (Apollod. Epit., III, 1-2; Hyg. Fab., 92).
По свидетельству Павсания, Эрида была изображена на знаменитом ларце коринфского тирана Кипсела, который его сын Периандр посвятил в Олимпию: отвратительная видом Эрида была изображена между Аяксом и Гектором, вступившими в единоборство (V, 19, 2).
Римское соответствие Эриды – Дискордия (лат. Discordia «спор», «раздор»), дочь Эреба и Ночи, богиня раздора.
Иллюстрация:
Эрида. Тондо аттического краснофигурного килика. Ок. 550 гг. до н.э. Берлин, Государственные музеи.
Автор статьи: О.В. Кулишова