Эпикуреи́зм — течение античной философии, основанное Эпикуром; его школа после переезда из Колофона в Афины получила название «Сад», так как находилась в саду у Дипилонских ворот. История Э. делится на три периода: Ранний (Древний) Сад (конец IV — начало III в. до н. э.) — время деятельности самого Эпикура и его учеников Метродора, Гермарха, Колота; Средний Сад (середина II — I в. до н. э.) — период творчества Деметрия Лаконского, Аполлодора Афинского, Федра — учителя Цицерона и Аттика; Поздний Сад (середина II в. до н. э. — II в. н. э.) связан с распространением Э. в Риме и провинциях (Сирон, Филодем). Сочинения Филодема были найдены при раскопках в Геркулануме. Эпикурейцы следовали догматам основателя, отстаивая атомизм (включая учение о спонтанном отклонении атомов), учение о наслаждении, идеи о богах, которые состоят из атомов и не интересуются человеческими делами, и о смертности души, считали ощущения критерием истинного познания. С Э. полемизировали платоники и стоики, позже иудеи и христиане.
В I в. до н. э. Э. стал популярен в Риме, чему способствовала дидактическая поэма Лукреция «О природе вещей». Интерес к Э. проявляли как поэты, интересующиеся эллинской культурой (Вергилий, Гораций), так и политики (Луций Кальпурний Пизон, Гай Кассий Лонгин, Тит Помпоний Аттик). Э. был популярен в восточных провинциях в начале нашей эры, о чем свидетельствуют Иосиф Флавий, Плутарх, Апулей и большая надпись, излагающая учение Эпикура, сделанная неким Диогеном в Эноанде (Ликия, II в. н. э.).
Лит.: Castner C. J. Prosopography of Roman Epicureans. Frankfurt am Main, 1991; Шахнович М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. СПб., 2002; Cambridge Companion to Epicureanism / Ed. by J. Warren. Cambridge, 2009; Epicurus and the Epicurean Tradition / Ed. by J. Fish, K. R. Sanders. Cambridge, 2011. А. Д. Пантелеев.