Форма феода в Испанской колониальной империи начала XVI в-первой половины XVIIIвв., представлявшая собой временное пожалование (букв. "передачу под опеку на одну-две жизни") частному лицу одного или нескольких поселений индейцев c правом взимания оброка (исп. tributo) и барщину - принудительный труд индейцев на земле "опекуна".
Владелец энкомьенды (энкомендеро) был обязан активно способствовать обращению индейцев в христианство, усвоению ими нового "разумного", образа жизни, т.е. сходного с образом жизни самих испанцев и защищать их в случае военной угрозы.
Основа энкомьенды как социального института восходит к эпохе Реконкисты (VIII-XV вв. н.э.), когда пограничные и недавно отвоеванные у мусульман земли передавались "под опеку" отличившимся в сражении воинам в обмен на оборону территории и насаждение христианства.
Юридические основы энкомьенды были в сформулированы в "Бургосских законах" (1512 г.). Согласно им де-юре энкомьенда была неотчуждаема и не давала прав ни на землю, ни на личность индейца. Судебная юрисдикция над подопечными любого энкомендеро принадлежала чиновникам испанской колониальной администрации. Де-факто энкомендеро располагал практически неограниченной властью над своими подопечными, что способствовало многочисленным злоупотреблениям и жестокой эксплуатации коренного населения.
В начале XVI в. энкомьенда как средство контроля и эксплуатации коренного населения получила распространение на Больших Антильских о-вах, в первую очередь Эспаньоле (совр. остров Гаити) и Кубе, где, по мнению испанского гуманиста и религиозного деятеля Бартоломе де Лас Касаса способствовала быстрому вымиранию аборигенов. С присоединением к Испании территории Центральной Америки и Мексики (1510-1521 гг.), а также Перу (1533-1534 гг.) и части совр. Колумбии (1539 г.) энкомьенда была распространена и на данные территории.
Произвол, жестокости и злоупотребления энкомендеро и самих сочетании с экономической неэффективностью энкомьенд и резким сокращением численности коренного населения вызвали резкую критику энкомендарной системы со стороны ряда испанских религиозных деятелей, правоведов и теологов, в особенности Б. де Лас Касаса и Франсиско де Витории.
Под их давлением в 1542 г. в Барселоне были приняты т.н. "Новые законы о хорошем обращении с индейцами", существенно регламентировавшие права владельцев энкомьенд и эксплуатацию аборигенов Америки, фактически давая право только на продуктовую ренту. Также запрещалась раздача новых энкомьенд.
Несмотря на последующие многочисленные поправки и изменения в пользу энкомендеро, "Новые законы" способствовали упадку энкомьенд во второй половине. Полностью энкомьенда была упразднена лишь в 1720 г.
Иллюстрация:
Жалоба индейцев селения Тепетлаосток в долине Мехико (Центральная Мексика) на притеснения энкомендеро. Кодекс Кингсборо, лист 22, вторая половина XVI в. Британский музей, Лондон.
Автор стаьи: А.В. Калюта