
Сиддхартха Гаутама, основатель буддизма, последний будда перед грядущим Майтреей (приход которого Б. Ш. предсказывает), проповедовавший Дхарму, на основе которой сложилось буддийское вероучение.
Даты рождения, религ. просветления или, точнее, пробуждения (бодхи) и смерти (паринирваны) Б. Ш. в разных буддийских традициях определяются различно: согласно сингальским «длинным» хроникам, Б. Ш. родился в 624 или 623 до н. э. и достиг паринирваны в 544 или 543 до н. э. (в соответствии с этой датой, официально признанной ЮНЕСКО, в 1956 праздновалось 2500-летие буддизма).
По версии япон. буддистов, опирающейся на «короткие» хроники, Б. Ш. жил в 448–368 до н. э.; известны также др. даты: ок. 566 или 563 до н. э. – 486 или 483 до н. э. и ок. 460–380 до н. э.
В палийской Сутта-питаке (см. Типитака) жизнь Б. Ш. описывается начиная с момента, когда, достигнув «просветления», он решил проповедовать своё учение.
Сутты содержат сведения об обстоятельствах и географии его проповеднической деятельности (упоминается 173 населённых пункта, из них 10 – города), о его слушателях и собеседниках.
Позднее появляются полные жизнеописания Б. Ш. Самые известные из них – «Лалитавистара», «Буддхачарита» Ашвагхоши, «Махавасту», «Нидана-катха» и др.; «Махапаринирвана-сутра» содержит сведения о последних месяцах жизни Б. Ш. и о его смерти, в «Дхармачакраправартана-сутре» описывается его первая проповедь.
Этапы жизни. В разл. буддийских традициях жизнь Б. Ш. принято разделять на ряд этапов, в т. ч.: принятие решения родиться в мире людей; схождение с неба Тушита; вхождение в лоно матери; рождение; накопление мирских знаний; жизнь в удовольствиях; уход из дворца; аскеза; достижение состояния будды; проповедь Дхармы; вхождение в нирвану.
Согласно традиции, Б. Ш. родился в месяц весакха в царской семье в стране племени шакьев (Сев. Индия), недалеко от их столицы Капилавасту (на яз. пали – Капилаваттху), в роще или парке Лумбини. Отца Б. Ш. звали Шуддходана, мать – Майядева.
От рождения Б. Ш. имел все «признаки великого человека» (махапурушалакшана), и брахманы предсказали, что он станет или буддой, или идеальным справедливым царём (чакравартин).
Отец Б. Ш. предпочёл второе, дав сыну светское образование и всецело оградив от трудностей и скорбей жизни.
Пребывая до 29 лет в специально построенном для него дворце, Б. Ш. женился на царевне Яшодхаре, и у них родился сын Рахула.
Традиция свидетельствует, что однажды (по др. источникам, последовательно, во время трёх или четырёх своих выходов из дворца) на улицах Капилавасту Б. Ш. увидел 4 знамения, 3 из которых (старик, прокажённый, похоронная процессия) показали ему неустойчивость сансары (бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое), а 4-е (отшельник) – путь к освобождению.
После этого Б. Ш. покинул дворец и 6 лет провёл в обителях аскетов (главными учителями Б. Ш. были Алара Калама и Удраки Рамапутра), а затем начал собственные поиски освобождения.
В возрасте 35 лет, одержав победу над искусителем Марой, на 49-й день после того, как Б. Ш. сел под бодхи деревом, стремясь обрести совершенство, он достиг просветления (бодхи) и стал буддой.
Вследствие этого он познал, что бытие – страдание, непрерывная череда рождений и смертей и что от неё можно освободиться; что он стал всеведущим и достиг освобождения (мокша) от сансары; что он пребывает в мире только из сострадания (каруна) к существам, проповедуя Срединный Путь спасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания; что он безжеланным шествует в нирвану.
Последующие 45 лет жизни Б. Ш. проповедовал Дхарму в городах государств, расположенных по среднему течению Ганга.
Первую проповедь он произнёс близ Варанаси, последнюю – в Кушинагаре (места рождения, просветления, первой проповеди и последней проповеди наиболее почитаемы буддистами всего мира). Многие из учеников Б. Ш. (Шарипутра, Маудгальяяна, Кашьяпа, Субхути и др.) стали архатами.
В возрасте 80 лет Б. Ш. ушёл в паринирвану, что означало его полное исчезновение из всех планов существования.
Однако ещё среди ранних буддийских общин были такие, в которых Б. Ш. пытались представлять некой надмирной (локоттара), вечной сущностью, а с развитием махаяны возникает потребность «воскресить» его.
Объявляется, что Б. Ш. сказал об уходе в паринирвану в «педагогических» целях, чтобы его последователи не бездействовали, рассчитывая на его помощь.
На самом деле он вечен, и, когда это необходимо, будет появляться в одном из трёх своих тел (Трикая). Главным извечным «телом Будды» объявлялась Дхармакая – Тело Учения, или Закона, «таковость» (Татхата), реальность как она есть, вечно пробуждённое сознание.
Это высшее Тело может проявлять себя на разных уровнях буддийского психокосмоса: на уровне рупа-дхату и арупа-дхату (мира форм и мира не-форм) – как «тело наслаждения» (Самбхогакая), на уровне кама-дхату (мира желаний) – как материальное «превращённое тело» (Нирманакая). Именно «превращённым телом» считают махаянисты историч. Б. Ш.
Иконография. Первоначально Б. Ш. символизировали: колесо, ступа, бодхи дерево, трон, а также отпечатки ступней. Первые антропоморфные изображения Б. Ш. были созданы в 1 в. до н. э. на северо-западе Индии (в Гандхаре и Матхуре). Иконографич. типы, принятые для изображения Б. Ш., одинаковы для всех видов изобразит. иск-ва (скульптуры, рельефа, живописи). Cодержательная сторона изобразит. канона Б. Ш. складывалась на основе текстов Типитаки, комментариев к ним и апокрифов, а формальная – под влиянием традиции эллинизма. Изображения Б. Ш. считались копиями с некоего мифич. оригинала (якобы исполненного с натуры), в котором были запечатлены «признаки великого человека», отмечавшие Сиддхартху Гаутаму. Совокупность этих признаков составила канон лакшан (канон 32 признаков Будды), в который вошли 32 главных и 80 малых знаков, в т. ч. урна (небольшое пятно-родинка на лбу), ушниша (выступ на голове), чакра (колесо на ступнях и ладонях), длинные руки с изящными пальцами, выступающие пятки, прямое стройное тело, широкие плечи, «спрятанный» половой орган, золотистая гладкая кожа. Некоторые отличит. черты иконографии Б. Ш., появившиеся в каноне лакшан, были взяты из его жизнеописания: удлинённые мочки ушей (знак благородного происхождения Сиддхартхи Гаутамы, носившего, как и все знатные люди, тяжёлые серьги), короткие волосы на голове в виде мелких локонов (знак, напоминавший о совершённом принцем обряде обрезания волос, когда он стал отшельником) и др.
В ряде буддийских источников встречаются упоминания о шестицветных лучах, исходящих из тела Б. Ш. Этот «трансцендентный» свет – символ сакральной энергии (теджа) – воспроизводится по-разному: золочением лица и фигуры, ореолом или нимбом вокруг головы, а иногда и всего тела, завершением ушниши «язычком» пламени и др.
Иконография Б. Ш. включает также канонические позы (асаны) и жесты (мудры), смысловое содержание которых непосредственно связано с событиями его жизни.
Всего насчитывается 4 асаны Б. Ш.: сидящий, стоящий, идущий и лежащий. К основным мудрам относятся: бхумиспарша («касающийся земли» правой рукой), дхьяна, или самадхи (сидящий в медитации со сложенными на скрещённых ногах руками), витарка (жест поучения, при котором большой и указательные пальцы образуют кольцо – символ колеса Дхармы – Учения Б. Ш.), абхая (жест дарования бесстрашия, успокоения и защиты, когда поднятая рука обращена ладонью к зрителю), дхармачакра (Б. Ш., читающий проповедь с соединёнными пальцами рук перед грудью), варада (жест благословения, когда опущенная рука обращена ладонью к зрителю). Самые распространённые иконографические типы: Б. Ш. с мудрой бхумиспарша (с помощью этой мудры он призвал богиню Земли в свидетели его бесчисленных заслуг, чтобы посрамить демона Мару), Б. Ш. с мудрой самадхи (напоминание о его великой 7-недельной медитации).
Существуют св. 50 иконографических вариантов, основанных на разных сочетаниях мудр и асан. Появление этих типов буддийская традиция связывает с Великим чудом в Шравасти, когда Б. Ш. сотворил множество своих «двойников», находившихся в разных позах и чудесным образом заполнивших всё воздушное пространство.
Сидящие и стоящие фигуры типичны для всех буддийских традиций; идущий Б. Ш. (обычно трактуется как спускающийся с небес Таватимса после проповеди) получает широкое распространение только в странах Индокитая; лежащие фигуры (данный образ воспроизводит Б. Ш. в последний момент его земной жизни, символизируя переход в нирвану) встречаются редко.
Для иконографии Б. Ш. важны и др. детали: так, фигура иногда увенчивается короной и богато украшается (в знак духовной власти Б. Ш. – владыки Истины и Дхармы).
Иллюстации:
Будда Шакьямуни (мудра дхармачакра). Статуя из Сарнатха. 5 в. (Индия). Архив БРЭ;
Будда Шакьямуни (мудра самадхи). Статуя из пещерного храма Соккурам близ Кёнджу. 8 в. (Корея) Архив БРЭ.