Автор: Евгения Галимзянова
АТЖЕ ЭЖЕН
26.11.2021
0
0
288
Поделиться
АТЖЕ ЭЖЕН

Французский фотограф, один из основоположников жанра уличной и документальной фотографии.

Ранние годы

Родился в семье Жана-Эжена Атже, каретных дел мастера, и Клары Аделин Урли. Когда мальчику было 4 года, один за другим скончались его родители. Воспитанием Эжена занялись бабушка и дедушка по материнской линии. Мальчик переехал в Бордо, где закончил школу. После получения среднего образования Атже нанялся в торговый флот. В 1878 г. Эжен переехал в Париж, где пробовал поступить в Консерваторию драматического искусства. Он стал ее студентом лишь в 1879 г., когда со второй попытки успешно сдал вступительные экзамены. Однако поскольку Атже состоял на военной службе, он мог посещать лишь часть занятий, что привело к проблемам с успеваемостью. В результате Эжен был исключен из учебного заведения.

В 1885 г. Атже стал актером передвижного театра. В составе труппы он выступал в Париже и его окрестностях, путешествовал по стране. Из-за проблем со связками Атже был вынужден оставить актерство в 1887 г. Не имея достаточно средств для жизни в Париже, Эжен поселился в провинции и занялся живописью. Однако его картины не имели успеха и не приносили дохода. Параллельно Атже стал заниматься фотографией. Его первые работы датируются 1888 г. В 1890 г. Атже вернулся в Париж, где всецело занялся фотографией. Снимки городских и сельских пейзажей, цветов и т.д. он продавал художникам, скульпторам и архитекторам. В частности, его клиентами были А. Дерен, Ж. Брак, М. Утрилло, М. Кислинг. Считается, что Атже, который называл себя «автором-редактором», организовал художественное ателье, где продавались «документы для художников».

Становление

В 1890-е направлением деятельности для Атже стала документальная фотография. Он снимал активно перестраивающийся в те годы Париж, его жителей и их повседневность. В 1899 г. Атже поселился на Монпарнасе.

Фотографируя Париж, Атже систематизировал снимки и собирал архив. Число находящихся в нем снимком достигает 10 000 единиц. В 1898 г. Историческая библиотека Парижа приобрела часть его коллекции. В целом, в начале XX в. Атже зарекомендовал себя как объективный бытописатель стремительно меняющейся столицы. В 1910-е и 1920-е Атже продал сотни своих фотографий различным организациям, занимающимся сохранением и преумножением исторической памяти города. Это позволило ему значительно поправить свое материальное положение.

Коллекция Атже пользовалась спросом, во многом благодаря тому, что значительная часть его работ сосредоточена на городской архитектуре. Атже снимал крупным планом здания, сцены общего характера (например, городские площади), детали (барельефы, витрины и т.д.). Однако также в фокусе его внимания были и городские события, и социальные темы (бедность, проституция и т.д.). Значительный интерес представляла его интерьерная фотография. Помимо фотографической деятельности Атже иногда принимал участие в спектаклях как актер, а также читал лекции по актерскому мастерству.

Во время Первой мировой войны Атже хранил свой фотографический архив в подвале дома. В годы войны он перестал заниматься фотографией. Долгие годы Атже воздерживался от создания новых снимков и, вероятно, жил на доходы, получаемые им от продажи фотографий Парижа конца XIX в. Тем не менее, к 1920 г. он вернулся к фотографированию, однако теперь в фокусе его внимания были парки, сады, тематические истории. Атже снимал на фотокамеру крупного формата, используя линзы 18х24 см.

Благодаря визиту американского фотографа Беренис Аббот в мастерскую Атже в 1925 г. о нем узнало молодое поколение фотографов, например, Ман Рэй, а также дадаисты и сюрреалисты, с которыми Аббот была тесно связана. В 1926 г. Ман Рэй поместил четыре фотографии Атже на страницах журнала «Сюрреалистическая революция». На обложке был опубликован снимок «Затмение» (1912), ставший отражением главной концепции в творчестве Атже – фрагментарного изображения жизни города.

Американка всячески поддерживала мэтра, в том числе и материально. Аббот организовывала выставки работ Атже, писала о его творчестве в прессе. Именно благодаря ее стараниям имя Атже стало всемирно известным. После смерти жены Атже в 1926 г. Аббот оказывала ему моральную поддержку. Однако утрата супруги, которая прожила с ним всю жизнь и прошла тернистый путь от актрисы к помощнице по фотографической мастерской, стала для Атже настоящим ударом. Фотограф скончался 4 августа 1927 г. Его последний портрет сделала  Аббот.