Автор: Евгения Галимзянова
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА
26.11.2021
0
0
341
Поделиться
АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА

Крупнейший итальянский живописец Раннего Возрождения, один из самых выдающихся портретистов своего времени.

Становление

Родился в семье Гариты и Джованни де Антонио. Ок. 1445-1450 гг. обучался в неапольской мастерской живописца Николо Колантонио. Работавший ранее при дворе лотарингского герцога Рене д`Анжу Колантонио был хорошо знаком с французским и фламандским искусством. В его работах особенно очевидно прослеживается влияние нидерландской живописи, в частности, работ Ван Эйка. Важно, таким образом, отметить, что в мастерской неаполитанского художника ученики и подмастерья усваивали традиции разных школ живописи.  

В период работы с Колантонио Антонелло да Мессина усваивает основные особенности композиции, методы изображения человека и колорит, свойственные живописи Ван Эйка. В Неаполе он имел возможность познакомиться с утраченными ныне триптихом Ломеллини, а также с некоторыми станковыми портретами нидерландской школы живописи, находящимися в коллекции знатных итальянских сеньоров. Существует гипотеза, основывающаяся на сведениях Вазари, что между 1452-1455 гг. да Мессина совершил путешествие в Нидерланды, где мог наблюдать работу различных художников в мастерских. Так или иначе, влияние нидерландской живописи на творчество итальянского мастера очевидно. В.Н. Гращенков, в частности, отмечает, что «фотографирование в рентгеновских и инфракрасных лучах показало, что портреты Яна ван Эйка и Антонелло обладают полной или почти полной идентичностью техники исполнения».

Творчество

На протяжении десятилетий творческой карьеры оставались неизменными художественные принципы, вероятно, выработанные еще в мастерской Колантонио: модель изображалась по грудь в развороте на ¾ с обращенным на зрителя взглядом; пространственная глубина картины передавалась через парапет на переднем плане; объемность изображения моделировалась полупрозрачными тенями, создаваемыми наложением очень тонких слоев масляной краски, и падающим, как правило, слева светом.

С 1456 г. проживал в Мессине, где держал мастерскую вместе с Паоло ди Чиакьо. Вместе они работали над исполнением заказов на религиозную тематику. В 1460-е гг. перебрался в Калабрию. В этот период написана одна из известнейших его работ – «Мадонна с младенцем» (из коллекции Джорджа Солтинга). Показанная в развороте на ¾ Дева Мария держит на руках младенца Иисуса. Ее голову коронуют два ангела. Написанная на темном фоне, фигура Марии телесна и объемна. Нежность ее образа подчеркнута полупрозрачной накидкой, покрывающей голову. В 1461 г. к мастерской художника присоединился его брат Джордано.

Считается, что наряду с религиозными сценами в 1460-е да Мессина впервые обратился к жанру портрета. В книге «Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения» В.Н. Гращенков отмечает: «Антонелло да Мессина – первый итальянский мастер станкового портрета в строгом смысле этого понятия… Однажды выработанная формула портретной композиции остается… неизменной, не изменяется существенно и самый идеал человека, с которым сопоставляется живая модель». Эта формула, перенятая из нидерландской традиции, состояла из изображения человека на темном фоне, в анфас или на ¾. Примечательно, что переосмысление жанра портрета да Мессиной выражено в небольшой, но важной детали – его модели часто изображались слегка улыбающимися.

В 1475-1476 гг. проживал в Венеции, где оказался под влиянием творчества таких выдающихся мастеров эпохи как Джованни Беллини и Пьеро дела Франческа. Да Мессина стал уделять большее внимание анатомии тела и экспрессии своих моделей. Самыми известными произведениями этого периода стали «Алтарь Сан-Кассиано» и «Св. Себастьян».  Построенные с использованием линейной перспективы композиции обеих работ, яркий колорит и выразительность образов свидетельствуют о значительном обогащении творческой манеры художника, произошедшем синтезе нидерландской, неаполитанской и венецианской школ живописи.

Портреты, созданные в этот период, свидетельствуют о смене ракурса – если раньше портретируемый изображался снизу вверх или на одном уровне со зрителем, то теперь изображаемые смотрят сверху вниз. Это позволило художнику добиться определенной динамики изображения – зрачки портретируемого скошены в сторону и смотрят на зрителя. Плечи развернуты в глубину пространства. Голова же, наоборот, поворачивается из глубины, следуя за зрачками.  Лица всегда показываются крупным планом. В композиционном отношении новым является появление пейзажа на заднем плане.

В 1476 г. художник вернулся в Мессину, где внезапно скончался в 1479 г.  Незаконченные произведения были завершены его сыном Джакобелло, которому отошла мастерская выдающегося живописца.