Автор: Владимир Некрасов
ЮЖНЫЙ СУДАН
09.09.2024
0
0
16
Поделиться
ЮЖНЫЙ СУДАН

Ю́жный Судáн (Республика Южный Судан) — государство в Сев.-Вост. Африке. Граничит с Центральноафриканской республикой, Демократической республикой Конго, Эфиопией, Кенией, Суданом, Угандой. Площадь — 644 329 кв. км. Численность населения — 12 млн человек (2023). Столица — Джуба. Ю. С. является одним из самых мультиэтнических государств в Африке — здесь проживают представители около 570 этнических групп. Самый крупный этнос динка — около 40 %, нуэр — около 20 %, азанде — около 10 % и др. 60 % исповедуют христианство: около 1/3 католики, остальные придерживаются различных протестантских деноминаций. Примерно 1/3 населения придерживается традиционных верований, около 6 % мусульмане. Официальный язык — английский, национальные языки — динка, нуэр, бари и другие (всего более 60 языков).

Согласно действующей переходной конституции, Ю. С. — федеративная президентская республика, разделена на 10 штатов и 2 района с особым статусом (Пибор и Рувенг), каждый штат имеет свое законодательство, полицию, органы управления и гражданские службы. Местные власти сами решают вопросы пользования землей, принимают свой бюджет. Глава государства — президент, является главой правительства и главнокомандующим вооруженными силами. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Верхняя палата — Переходный Совет штатов (100 депутатов, назначенных президентом), нижняя палата — Переходное национальное законодательное собрание (550 членов). Состав нижней палаты определен мирным соглашением 2021: 332 депутата от Народного движения освобождения Судана, 128 от Народного оппозиционного движения освобождения Судана, 50 членов Оппозиционного альянса Ю. С., 40 человек — представители более мелких организаций.

Хотя территория Судана находилась под влиянием крупнейших цивилизаций древности (прежде всего Египта), регион Ю. С. был слабо затронут влиянием с севера. Одна из крупнейших водно-болотистых систем в мире — Судд (Бахр эль-Джебель) в долине Белого Нила служила непреодолимым препятствием для потенциальных пришельцев с севера. В XVI в. северные районы Судана заселили арабы, и началась его исламизация. Народы нилотской группы (динка, нуэр, шиллук), начав заселение Ю. С. еще в I тысячелетии н. э., окончательно завершили этот процесс к XVII в. Народам шиллук и азанде удалось создать собственные государственные объединения, просуществовавшие до прихода британцев, азанде отстаивали свою независимость, сопротивляясь бельгийским, французским и махдистским завоевателям. Однако по уровню государственности они значительно уступали дарфурскому султанату, Сеннарскому султанату (Фунг), существовавшим на севере Судана в зоне исламского влияния. Южные территории рассматривались этими государствами как потенциальные источники рабов. В 1820–1821 Египет начал завоевание Судана. В 1860 власти Египта запретили работорговлю, а в 1865 были созданы провинции, определившие последующее региональное деление Ю. С.: Верхний Нил (­северо-восточные провинции), Бахр-эль-Газаль (северо-западные провинции) и Экватория (южные провинции).

В 1898–1955 Ю. С. входил в зону британско-египетского кондоминиума. Великобритания стремилась ограничить исламское и арабское влияние на Ю. С., активно распространяла христианство и ввела отдельное управление севером и югом Судана, вплоть до принятия Акта 1922 о необходимости получения виз на передвижение между двумя регионами. До признания независимости Судана в 1956 началась гражданская вой­на в Ю. С., спровоцированная лидерами севера Судана, стремившимися распространить исламские законы и культуру на всю страну, что продолжилось после провозглашения единого суданского государства со столицей в Хартуме. В 1971 был создан Фронт освобождения Ю. С. В 1972 его делегация встретилась с суданским правительством для заключения соглашения и перемирия. Согласно положениям перемирия, подписанного в Аддис-Абебе, был образован автономный регион Ю. С., просуществовавший до 1983.

После 10-летнего затишья суданские власти возобновили политику исламизации, что привело к насилию над местным населением, нарушению прав и как следствие — потоку беженцев из южных районов как в соседние страны, так и в Египет и Израиль. В 1983 образовалась Народная армия освобождения Судана (НАОС), и вой­на возобновилась. В 1993 в г. Абуджа (Нигерия) прошли переговоры между повстанцами и центральным правительством, а в 1994 между ними была подписана декларация об урегулировании конфликта, ратифицированная под давлением международного сообщества. В 2003–2004 между враждующими сторонами продолжились переговоры, в результате которых в 2005 в г. Кения вице-президент Судана М. М. Таха и Дж. Гаранг, лидер НАОС, подписали Договор о всеобъемлющем урегулировании конфликта в Ю. С. Определялись 6-летний переходный срок, порядок прекращения боевых действий, представительство сторон в органах власти, статус религии, численность и дислокация во­оруженных формирований, предусматривалось равное разделение доходов от добычи нефти между северными и южными регионами. Дж. Гаранг стал одним из двух вице-президентов Судана и президентом Ю. С. на переходный период. В 2005 Гаранг погиб в авиакатастрофе, и обстановка опять осложнилась. В 2007 Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посетил Ю. С. для урегулирования конфликта, в регион были введены миротворческие вой­ска.

На референдуме, который в соответствии с Договором 2005 проходил с 9 по 15 января 2011, 98 % населения проголосовали за отделение от Судана. Независимость Ю. С. была провозглашена 9 июля 2011 (помимо «Ю. С.» предлагались также названия «Азания», «Республика Нила», «Республика Куша» и др.). Границы устанавливались по состоянию на 1 января 1956, когда началась первая гражданская вой­на. Отдельный референдум должен был пройти по вопросу вхождения в состав Ю. С. округа Абьей, однако его пришлось отложить. Первым президентом стал Сальваторе Киир Маярдит (из этнической группы динка), он ввел в действие временную конституцию на 4 года. Ю. С. стал членом ООН, был принят в Африканский Союз. В 2011 дипломатические отношения с ЮС установила Российская Федерация. В марте 2016 Ю. С. стал страной — участницей Восточноафриканского сообщества.

В 2011 из-за споров по поводу принадлежности богатых нефтью земель у г. Абьей ООН была вынуждена ввести миротворческие вой­ска. В 2013 действующий президент Киир обвинил своего бывшего заместителя Р. Мачара в попытке организации госпереворота, что привело к очередному обострению гражданской вой­ны в стране и необходимости введения угандийских миротворческих вой­ск. В 2015 Совет безопасности ООН ввел санкции против Ю. С. из-за продолжающейся гражданской вой­ны.

В 2020 было создано коалиционное правительство из представителей двух основных народов Ю. С. и представляющих их политических партий. Р. Мачар (из этнической группы нуэр) стал первым вице-президентом страны. Первые демократические выборы в Ю. С. с начала гражданской вой­ны были запланированы на 2023, однако правительство передвинуло сроки на конец 2024.

Ю. С. имеет ряд спорных пограничных территорий с Суданом (район Кафия-Кинги), с Кенией (треугольник Илеми).

Основной источник дохода страны — нефть (производит почти ¾ общего с Сев. Суданом объема добычи). Главным инвестором и кредитором выступает Китай. Он же является основным торговым партнером Ю. С. По данным Всемирного банка (2021), более 80 % населения страны живет за чертой бедности. Ю. С. является одной из наименее развитых стран мира, на 2022 входит в число беднейших стран по ВВП на душу населения.

Лит.: Lobban RA. Jr. Historical Dictionary of the Sudan. Lanham, 2002; Collins R. O. A History of Modern Sudan. Cambridge, 2008; Серегичев С. Ю. Современный Судан: от единства к разделу. М., 2011; Фахрутдинова Н. З. Республика Южный Судан: трудности развития // Азия и Африка сегодня. 2020. № 1. С. 42–45. Л. В. Иванова.