Автор: Владимир Некрасов
ЮГОСЛАВИЯ
09.09.2024
0
0
6
Поделиться
ЮГОСЛАВИЯ

Югослáвия — государство в Юго-Вост. Европе в 1918–2006. Существовало под разными названиями и в разных границах. Национальный состав — сербы, хорваты, словенцы, венгры, немцы, македонцы, албанцы, румыны, словаки, русины, итальянцы, турки, евреи, русские и др. Православные составляли 46,7 %, католики — 39,3 %, мусульмане — 11,2 %, представители других конфессий (протестанты, греко-католики, иудеи) — около 2 % (1921). Государственный язык — сербо-хорватский, валюта — сербский динар.

Идея создания государства, объединяющего югославянские народы — сербов, хорватов, словенцев, черногорцев и боснийцев, — возникла еще в Раннее Новое время, но определенные формы получила в XIX в. в концепциях иллиризма и югославизма у хорватских политических деятелей и в программе «Начертание» у сербских. Первый югославянский съезд прошел в 1871 в Любляне. Реализацию этой идеи ускорила Первая мировая вой­на.

Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев (1 декабря 1918 2 октября 1929). Эмигрантское сербское правительство приняло 20 июля 1917 Корфскую декларацию, подписанную сербами, а также представителями югославянских земель Австро-Венгрии А. Корошецем, А. Трумбичем и Ф. Супило, входившими в Югославянский клуб. В Декларации говорилось о создании после окончания вой­ны нового государства во главе с династией Карагеоргиевичей. Это положило начало оформлению единого югославского государства под названием Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, образованного в результате объединения королевств Сербия и Черногория, а также части южнославянских земель, входивших ранее в состав Австро-Венгрии. Однако реализация этого проекта столкнулась с противодействием как некоторых европейских стран, так и с оппозицией части югославянских деятелей Австро-Венгрии, например курс на создание самостоятельного хорватского государства отстаивал С. Радич.

25 ноября 1918 народная скупщина Воеводины приняла решение о присоединении к Сербии, а 26 ноября по решению Подгорицкой скупщины королевство Черногория вошло в состав Сербского королевства. На части территорий бывших австрийских владений, населенных южными славянами, 29 октября 1918 было провозглашено Государство Словенцев, Хорватов и Сербов (ГСХС), депутация которого прибыла в Белград, где 1 декабря 1918 принц-регент Александр I Карагеоргиевич от имени своего отца Петра I Карагеоргиевича провозгласил создание Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (КСХС). Делегация нового государства в ходе работы

Делегация нового государства в ходе работы Парижской мирной конференции 1919 добилась признания КСХС и закрепления за ним принадлежавших ранее Австро-Венгрии территорий Хорватии, Славонии, значительной части Далмации, Воеводины, Боснии и Герцеговины и большей части Словении. Границы КСХС были определены на основании Сен-Жерменского мирного договора 1919, Трианонского мирного договора 1920, Нёйиского мирного договора 1919 и Раппальского договора 1920. Численность населения составила 11 984 911 человек. Покровительство новому государству оказывала Франция, способствовавшая заключению в 1919–1920 договоров КСХС с Чехословакией и Румынией, создавших Малую Антанту. В 1920–1921 в КСХС прибыло около 50 тыс. эмигрантов из Советской России. Король Александр оказывал эмигрантам всемерную поддержку, в том числе бывшим солдатам и офицерам армии генерала П. Н. Врангеля и российскому православному духовенству. Это делало невозможным установление дипломатических отношений с Советской Россией вплоть до 25 июня 1940.В ноябре 1920 состоялись выборы в Учредительную скупщину (парламент), где сторонники централистского курса сербские Радикальная и Демократическая партия получили соответственно 93 и 92 мандата, а Хорватская крестьянская партия

В ноябре 1920 состоялись выборы в Учредительную скупщину (парламент), где сторонники централистского курса сербские Радикальная и Демократическая партия получили соответственно 93 и 92 мандата, а Хорватская крестьянская партия — 50. Были представлены также боснийская Югославская мусульманская организация и Коммунистическая партия Югославии (КПЮ), получившая 59 мест и развернувшая активную антиправительственную деятельность, из-за чего 2 августа 1921 «Законом о защите государства» она была запрещена, ее депутаты в скупщине лишены мандатов.

28 июня 1921 была принята Конституция КСХС, получившей название Видовданской (день св. Вида). КСХС провозглашалось конституционной монархией во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Конституция знаменовала усиление центральной власти и определяла круг полномочий короля (с 16 августа 1921 — Александр I), который одновременно был и верховным главнокомандующим. Право избирать депутатов в однопалатный парламент (скупщину) получили все мужчины, достигшие 21 года. Государство делилось на 33 административных округа, что должно было нивелировать национальные различия и способствовать интеграции разных областей в единое государство. Перед правительством стояла задача выравнивания уровней разных в экономическом, политическом и культурном плане территорий. Экономика страны носила преимущественно аграрный характер, около 85 % населения были заняты в сельском хозяйстве, поэтому большое значение имела аграрная реформа, растянувшаяся на долгие годы. Она была направлена на укрепление позиции мелких и средних земельных собственников, а для крупных землевладельцев был введен земельный максимум от 150 до 500 га. Внешний долг государства, учитывая необходимость выплаты репараций с территорий бывшей Австро-Венгрии, составлял к 1928 около 30 млрд динар. Непросто проходила и унификация в области юриспруденции, системы образования, военного дела, администрации. Определенных успехов удалось добиться в области просвещения, снизив процент неграмотных в стране с 52 до 44 %. В 1919 был открыт университет в Любляне, ставший наряду с Белградским и Загребским, центром подготовки кадров для страны.

Решению интеграционных задач мешали и партийные разногласия. Оппозицию правительству составлял блок Крестьянская демократическая коалиция. С 1919 по 1925 сменилось 25 правительственных кабинетов. Работа скупщины тормозилась беспрестанными взаимными оскорблениями сербских и хорватских депутатов, конфликт достиг апогея 20 июня 1928, когда во время заседания скупщины черногорский депутат П. Рачич смертельно ранил С. Радича, застрелил двух его сподвижников и еще двоих ранил. После этого кровавого инцидента, свидетельствующего о крушения идеи «интегрального югославянства», король Александр 6 января 1929 отменил конституцию, распустил Народную скупщину, запретил все партии, установив режим личной диктатуры.

Работа скупщины тормозилась беспрестанными взаимными оскорблениями сербских и хорватских депутатов, конфликт достиг апогея 20 июня 1928, когда во время заседания скупщины черногорский депутат П. Рачич смертельно ранил С. Радича, застрелил двух его сподвижников и еще двоих ранил. После этого кровавого инцидента, свидетельствующего о крушения идеи «интегрального югославянства», король Александр 6 января 1929 отменил конституцию, распустил Народную скупщину, запретил все партии, установив режим личной диктатуры.

Королевство Югославия (3 октября 1929 29 ноября 1945). КСХС было переименовано в Королевство Югославия 3 октября 1929. Численность населения достигла 13 934 038 человек. Административно страна делилась на 9 бановин, названных преимущественно по протекающим там рекам. Эти меры должны были способствовать формированию единого югославского народа. Центр страны был разделен на четыре бановины: Врбасскую, Дринскую, Моравскую и Дунайскую, а в Вардарскую бановину помимо Македонии входили Косово и часть земель Южн. Сербии, Зетская бановина наряду с Черногорией включала Герцеговину и часть Метохии, а также Дубровник. Белград с окрестностями, Земун и Панчево составляли отдельную административно-территориальную единицу. Большая часть хорватских земель входила в Савскую и Приморскую ­бановины. Исторические и этнические границы при создании бановин не соблюдались, за исключением Дравской бановины, которая была преимущественно словенской. Это вызвало недовольство национальных политических элит. Так, хорватские политики настаивали на федеративном устройстве государства и требовали большей автономии Хорватии на основе государственного исторического права. В результате в 1939 была создана отдельная Хорватская бановина, объединившая Савскую и Приморскую, а также часть территорий Зетской, Дринской, Врбасской и Дунайской бановин. Однако и это компромиссное решение не сняло межнационального напряжения в Королевстве. Идея создания единого югославского народа встретила на своем пути множество препятствий. Сербы составляли в стране около 40 % населения, но территориально были разобщены, а на смену идее Великой Сербии и объединения всех сербов в одном государстве пришла идеология интегрального югославизма. Проведение аграрной реформы растянулось на весь межвоенный период, главным ее итогом было то, что крестьяне стали собственниками обрабатываемой земли. Новая конституция была дарована королем 3 сентября 1931. Скупщина теперь состояла из двух палат — сената и народной скупщины. Большинство членов сената назначались лично королем. Политические партии возобновили свою работу. В Болгарии, Венгрии, Италии нашли пристанище лидеры националистических антиюгославских группировок, откуда они готовили диверсии и террористические акты. В результате такого теракта, подготовленного хорватскими и македонскими заговорщиками, 9 октября 1934 в Марселе были убиты король Александр I Карагеоргиевич и сопровождавший его министр иностранных дел Франции Л. Барту.

Новым королем Ю. был провозглашен 11-летний Петр II Карагеоргиевич. При малолетнем короле было создано регентство, где главную роль играл его двоюродный дядя принц Павел (1893–1976). В стране активизировалось соперничество политических партий, объединившихся в два противостоящих блока. Блок, возглавляемый лидером Хорватской крестьянской партии В. Мачеком, выступал за изменение конституции, расширение автономных прав Хорватии и федеративное пере­устройство страны. Во главе другого блока — Югославского радикального союза — стоял премьер-министр страны М. Стоядинович, предлагавший продолжить политику интегрального югославянства. В 1939 на смену Стоядиновичу, потерявшему значительное число православных избирателей за поддержку Конкордата с Ватиканом, пришло правительство Д. Цветковича, начавшее переговоры с В. Мачеком о реорганизации административной системы Югославии. В результате 26 августа 1939 было подписано так называемое соглашение Цветкович — Мачек, по которому была создана Хорватская бановина, получившая широкие автономные права, и сформирован новый кабинет, в котором В. Мачек занял пост вице-премьера. С началом Второй мировой вой­ны Ю. заявила о нейтралитете, вскоре она оказалась окруженной либо союзниками стран Оси, либо захваченными ими странами. Власти Германии в 1940–1941 настаивали на присоединении Ю. к Тройственному пакту. С целью урегулировать ситуацию в начале марта 1941 в Берлин отправился принц-регент Павел для личной встречи с А. Гитлером. В результате 25 марта в Вене был подписан протокол о присоединении Ю. к Тройственному пакту. Это решение вызвало широкие протесты, и 27 марта группой военных был совершен государственный переворот. 17-летний Петр II был провозглашен совершеннолетним, принц Павел отстранен от власти, премьер-министром назначен генерал Д. Симович. В Москве 5 апреля 1941 был подписан Договор о дружбе и ненападении между СССР и Королевством Ю. Германия 6 апреля 1941 напала на Ю., начав с воздуха массированные бомбардировки Белграда в первый же день вой­ны. Силы были неравны, Германия при поддержке итальянских и болгарских вой­ск оккупировала страну. 17 апреля 1941 был подписан акт о капитуляции, югославское правительство вместе с королем еще 12 апреля покинуло страну. Ю. была разделена на оккупационные зоны. На большей части территории Сербии было создано марионеточное государство под протекторатом Германии, во главе которого встал генерал югославской армии М. Недич (1877–1946), заявивший, что желает таким образом сохранить хотя бы ядро Сербии от расчленения. Фактически же Сербия находилась под контролем германских оккупационных властей, хотя создавались и собственные военные формирования

Ю. была разделена на оккупационные зоны. На большей части территории Сербии было создано марионеточное государство под протекторатом Германии, во главе которого встал генерал югославской армии М. Недич (1877–1946), заявивший, что желает таким образом сохранить хотя бы ядро Сербии от расчленения. Фактически же Сербия находилась под контролем германских оккупационных властей, хотя создавались и собственные военные формирования — Сербский добровольческий корпус и Сербская государственная стража. Черногорию оккупировали итальянские вой­ска (после 1943 — немецкие), там было создано временное управление. Словенские земли оккупировали Германия и Италия, а македонские — Болгария, было создано состоявшее под контролем Германии Независимое Государство Хорватия (НГХ). Эмигрантское правительство и король находились в Лондоне, откуда заявляли о необходимости продолжения борьбы против оккупантов. Часть не признавших капитуляцию страны офицеров и солдат югославской королевской армии во главе с полковником Д. Михаиловичем (1893–1946) решили начать во­оруженное сопротивление оккупации (подробнее см. в ст. Народно-освободительная вой­на народов Югославии 1941–1945). В середине мая 1941 их отряд расположился в горах массива Равна Гора, откуда и началось так называемое равногорское движение четников, им удалось освободить от оккупантов значительные территории. Движение было признано правительством в эмиграции, Михаиловичу присвоено звание генерала, командующего Югославской армией на родине. С 1942 Великобритания начала активное сотрудничество с четниками, снабжая их оружием, помогая организации новых армейских формирований. Вначале четники боролись вместе с партизанами во главе с коммунистами, возглавляемыми И. Броз Тито, но с ноября 1941 начались серьезные конфликты между ними, фактически приведшие к гражданской вой­не. Боевые действия партизан и четников разворачивались как в Сербии, так и на территории НГХ, присоединившегося к Тройственному пакту. В НГХ, во главе которого стоял А. Павелич, были созданы концентрационные лагеря для сербов, евреев, цыган и антифашистов. Карательные отряда усташей грабили и жгли сербские села, убивали мирных жителей. Геноцид сербского народа вызвал ответные акции со стороны четников и партизан, сражавшихся как с усташами, так и с хорватской регулярной армией «Домобран». Партизаны Тито постепенно набирали силу и сумели создать Народную армию освобождения Югославии (НОАЮ). В ноябре 1942 партизанское руководство сформировало политический орган — Антифашистское вече народов Ю. (АВНОЮ), поставившее задачу создания после освобождения страны от оккупантов нового федеративного демократического государства. 29 ноября 1943 в ходе работы второй сессии АВНОЮ было сформировано новое правительство Ю. во главе с И. Броз Тито. Был принят герб и флаг Демократической Федеративной Югославии (ДФЮ), даже печатались денежные знаки с новой символикой. Новое правительство поддерживало контакты с СССР и в феврале 1944 приняло советскую военную миссию. Осенью 1944 на территорию Ю. вступили части Красной армии, которые вместе с формированиями НОАЮ 20 октября 1944 освободили Белград. Начались переговоры правительства Тито с эмигрантским правительством в Лондоне, в результате «соглашения Тито — Шубашича было решено создать временное коалиционное правительство. Предполагалось, что конкретные вопросы переустройства государства будут решены после окончания вой­ны. Ю. была полностью освобождена 15 мая 1945.

ФНРЮ и СФРЮ (1945–1992). Учредительная скупщина, где доминировали члены КПЮ, 29 ноября 1945 провозгласила создание Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ). Фактически это означало ликвидацию монархии, введение республиканского правления и однопартийной системы. 31 января 1946 была принята конституция, по которой государство состояло из шести республик: Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии и Черногории. Население ФНРЮ составляло 15 772 098 человек (1948). Республика Сербия была в свою очередь федеративной и включала автономный край Воеводину и автономную область Косово и Метохию (впоследствии ставшую автономным краем). Каждая республика имела свою конституцию, правительство и парламент. Для строительства нового государства на первом этапе была принята советская модель построения социализма. С целью передачи опыта в страну прибыли советские гражданские и военные специалисты. Перед руководством страны стояла задача восстановления разрушенного хозяйства, ускорения темпов индустриализации, формирования новых социальных отношений. Для решения этих задач была проведена национализация промышленных предприятий, транспортной сети, банков, предприятий торговли. В аграрной области экспроприация коснулась лишь крупных хозяйств, преимущественно немецких собственников в Воеводине, которые были депортированы из страны. Здесь создавались коллективные аграрные хозяйства, в которых должны были работать безземельные переселенцы из других районов страны. Перенесение центра тяжести на индустриальное строительство шло поначалу за счет аграрных отраслей. На нужды промышленного производства выкачивались средства у крестьян, в том числе вводилась практика изъятия зерна по фиксированным ценам, создавались подобия советских колхозов — сельскохозяйственные задруги. Это вызывало недовольство и сопротивление сельских жителей, традиционно являвшихся мелкими земельными собственниками. В результате в 1953 советская практика реорганизации сельского хозяйства была отменена.Во внешней политике ФНРЮ ориентировалась на СССР и страны советского блока. Разрыв отношений с СССР произошел летом 1948 в 

Во внешней политике ФНРЮ ориентировалась на СССР и страны советского блока. Разрыв отношений с СССР произошел летом 1948 в результате конфликта, связанного с нежеланием югославских коммунистов следовать жесткому диктату сталинского руководства. Конфликт 1948 привел к гонениям на просоветски настроенных югославских коммунистов. Тысячи несогласных с курсом КПЮ подвергались арестам и ссылались в лагеря. ФНРЮ в результате конфликта 1948 попала в тяжелейшее положение блокады, в том числе и вооруженной, со стороны СССР и стран советского блока. Приходилось искать пути выхода из этого положения в контактах с Западом, получая кредиты и налаживая товарообмен. Начался процесс выработки собственного пути строительства социализма, основой которого стали рабочее самоуправление на производстве и неприсоединение к военно-политическим блокам во внешней политике. В 1952 КПЮ была переименована Союз коммунистов Югославии (СКЮ), а все молодежные и общественные организации объединены в Союз трудового народа Югославии (СТНЮ). Пост главы СКЮ (генеральный секретарь, а с 1966 — председатель) бессменно пожизненно занимал И. Б. Тито. В международных совещаниях коммунистических и рабочих партий 1960 и 1969 СКЮ не принимал участия, Однопартийная система в стране означала монополию СКЮ на все стороны жизни, прежде всего в идеологическом плане. В 1955 начался процесс нормализации югославско-советских отношений, однако югославская модель социализма продолжала критически восприниматься в СССР. Осуждение югославским руководством ввода советских вой­ск в Чехословакию в 

В 1955 начался процесс нормализации югославско-советских отношений, однако югославская модель социализма продолжала критически восприниматься в СССР. Осуждение югославским руководством ввода советских вой­ск в Чехословакию в 1968 привело к дальнейшему дистанцированию двух стран. Во внешней политике Ю. стала одним из инициаторов создания в 1956 Неприсоединения движения, куда вошли страны так называемого третьего мира.В 1963 была принята новая конституция, по которой страна стала Социалистической Федеративной Республикой Ю. (СФРЮ). Численность населения СФРЮ достигла 23 528 230 человек (1991). Конституция вводила оплачиваемый отпуск, 42-часовую рабочую неделю, право на труд и образование. Для государственных чиновников предусматривалась ротация при занятии должностей, что должно было препятствовать складыванию номенклатуры в стране. Были расширены права трудовых коллективов в духе самоуправленческого социализма. В 1960-е

В 1963 была принята новая конституция, по которой страна стала Социалистической Федеративной Республикой Ю. (СФРЮ). Численность населения СФРЮ достигла 23 528 230 человек (1991). Конституция вводила оплачиваемый отпуск, 42-часовую рабочую неделю, право на труд и образование. Для государственных чиновников предусматривалась ротация при занятии должностей, что должно было препятствовать складыванию номенклатуры в стране. Были расширены права трудовых коллективов в духе самоуправленческого социализма. В 1960-е

В 1960-е — начале 1970-х была ликвидирована неграмотность, созданы новые высшие учебные заведения. Так, в Сербии открылись университеты в Нови-Саде, Приштине и Нише. Однако в Сербии нарастала волна недовольства, говорилось о дискриминации сербов и репрессиях в отношении политических лидеров сербского происхождения. Смещение с поста в 1966 министра госбезопасности А. Ранковича (1909–1983) и увольнение ряда его сотрудников было воспринято в обществе как антисербская кампания. В конце 1960-х оппозиционные деятели ЦК Союза коммунистов Хорватии (СКХ) С. Дабчевич-Кучар, М. Трипало и другие выступали с критикой титовской модели социализма. В 1971 в Хорватии развернулось массовое движение протеста против централистских тенденций СКЮ, известное как «хорватская весна». Правительство СФРЮ и ЦК СКЮ выступили с осуждением событий в Хорватии. Лидеры протестного движения были сняты со своих постов и обвинены в поддержке национализма. Не меньший резонанс вызвала и так называемая расправа с сербскими либералами. В 1972 были исключены из партии и смещены со своих постов руководители Союза коммунистов Сербии (СКС) М. Никезич и Л. Перович.К середине 1960-х промышленный рост начал замедляться, страна столкнулась с проблемой безработицы. Около 1 млн югославских рабочих вынуждены были искать работу за границей

К середине 1960-х промышленный рост начал замедляться, страна столкнулась с проблемой безработицы. Около 1 млн югославских рабочих вынуждены были искать работу за границей — в Германии, Австрии, Швеции и других странах. В 

В 1974 была принята новая конституция, по которой республики получили более широкие права. В Сербии автономные края Воеводина и Косово были приравнены к республикам, что впоследствии сыграло огромную роль в распаде страны. Республика фактически стала субфедерацией в югославской федерации, а автономные края получили полную самостоятельность. Воеводинский сепаратизм выражался умеренно, а вот руководство Косово стало активно пропагандировать идею независимости края. Албанское население численно доминировало здесь, что давало руководству основания требовать все больших прав албанскому языку и приоритета при занятии государственных должностей. Раздавались призывы выхода Косово из СФРЮ и присоединения к Албании. Выступления албанских националистов активизировались в 1970–1980-е на волне других националистических движений в стране, прежде всего в 1971 в Хорватии.После смерти в 1980 И. Броз Тито в руководстве страны и партии была введена система ротации

После смерти в 1980 И. Броз Тито в руководстве страны и партии была введена система ротации — смены на руководящих постах поочередно представителей всех республик и краев. Эта мера должна была сгладить усилившиеся националистические и сепаратистские настроения. Страна оказалась в тяжелой экономической ситуации, связанной с большой внешней задолженностью. Руководители Словении и Хорватии, наиболее развитых в экономическом отношении республик, стали заявлять о нежелании финансировать дотационные регионы, к которым в первую очередь относилось Косово. В 1986 в Сербии председателем ЦК СКС стал С. Милошевич. В 1987 он участвовал в урегулировании сербо-албанского конфликта в крае. В марте 1989 в результате изменения Конституции СР Сербии были урезаны автономные права Воеводины, Косово и Метохии. Это вызвало новые волнения в Косово в ходе празднования 600-летней годовщины Косовской битвы. В результате в Косово было введено военное положение. В Словении интеллектуальная оппозиция, сформировавшаяся в 1950–1960-х, выступала с критикой централистского курса СКЮ и методов строительства социализма в стране.

В Словении интеллектуальная оппозиция, сформировавшаяся в 1950–1960-х, выступала с критикой централистского курса СКЮ и методов строительства социализма в стране. В 1987 после публикации в журнале «Новая Ревия» манифеста о необходимости демократизации и большей независимости Словении начались массовые оппозиционные выступления — так называемая Словенская весна. В 1990 словенское руководство заявило о выходе республики из СФРЮ на основании проведенного в стране плебисцита. 23 января 1990 словенская и хорватская делегации покинули XIV съезд СКЮ. В 1991 и 1992 после заявлений об одностороннем выходе из СФРЮ Словении, Хорватии, а затем Боснии и Герцеговины по приказу С. Милошевича в эти республики были введены федеральные вой­ска. Однако эти меры не помогли, Словения и Хорватия заявили о своем суверенитете. Если в случае Словении дело ограничилось 10-дневным вооруженным конфликтом, то на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины развернулась настоящая вой­на, где с одной стороны воевала Югославская народная армия, а с другой — армии новых государств. Эти внутриюгославские вой­ны в Хорватии (1991–1995) и в Боснии и Герцеговине (1992–1995) привели к многочисленным жертвам среди мирного населения, массовому бегству сербов из Хорватии, Боснии и Герцеговины в Сербию.

Союзная республика Югославия (СРЮ) (1992–2003). На обломках бывшей СФРЮ 27 апреля 1992 было создано новое федеративное государство — Союзная республика Ю. (СРЮ), включающее республики Сербию, Черногорию и входящие в Сербию два автономных края — Воеводину и Косово с населением 10 394 026 человек. Конституция нового государства предусматривала самостоятельность двух республик. Положение в СРЮ чрезвычайно осложнилось из-за введенных против нее санкций, поводом к которым стали боевые действия в Хорватии, Боснии и Герцеговине. В страну устремился поток беженцев из охваченных вой­ной районов, экономика находилась в плачевном состоянии, росла инфляция. После международного урегулирования ситуации в Боснии и Герцеговине санкции были сняты 1 октября 1996. Ситуация в Косово продолжала обостряться. В 1992 было создано непризнанное Белградом правительство Косово, возглавляемое университетским профессором И. Руговой (1944–2006). В 1995 в крае была сформирована «Освободительная армия Косово» (ОАК), которая начала боевые операции против сербского населения края. После того как в феврале 1998 началась военная кампания сербских вооруженных сил против ОАК, стремившейся к отделению края от Сербии, руководство НАТО предупредило о начале бомбардировок Сербии в случае, если из Косово не будут выведены вой­ска. После неудачи переговоров сторон в феврале-марте 1999 во Франции, в Косово был введен 40-тысячный контингент сербской армии, начавший боевые действия против ОАК. В ответ 24 марта 1999 вой­ска НАТО начали массированную воздушную бомбардировку СРЮ, продолжавшуюся до 10 июня 1999. В результате бомбардировок пострадали не только военные объекты, но гражданские сооружения и дома мирных жителей, погибли по разным данным около двух тысяч человек, среди которых сотни детей. Были разрушены десятки фабрик и заводов, экономике страны был нанесен значительный ущерб. Белградские власти были вынуждены вывести свои вой­ска из Косово и разрешить ввод в край многонациональных международных сил под эгидой НАТО — КФОР.Гаагский международный трибунал по бывшей Ю. в мае 1999 обвинил С. Милошевича в преступлениях против человечества

Гаагский международный трибунал по бывшей Ю. в мае 1999 обвинил С. Милошевича в преступлениях против человечества и ответственности за убийства и насильственную депортацию этнических албанцев. На выборах 2000 президентом Ю. был избран лидер Демократической партии Сербии В. Коштуница, глава Демократической партии Сербии, а 1 апреля 2001 Милошевич был арестован, доставлен в Гаагу и выдан Международному трибуналу для судебного разбирательства.

Государственный Союз Сербии и Черногории (ГССиЧ) (2003–2006). В 2003 с карты исчезло название Ю. Сербия и Черногория 4 февраля 2003 образовали новое государственное образование — Государственный Союз Сербии и Черногории, совокупное население которого составляло 10 млн человек, а государственным языком объявлялся сербский. В составе Республики Сербия находились два автономных края — Воеводина и Косово и Метохия. Союзные органы власти располагались в Белграде, а общий судебный орган Сербии и Черногории находился в столице Черногории — Подгорице. Конституция Сербии и Черногории, принятая 4 февраля 2003, предусматривала избрание единого союзного президента и наличие союзных министерств обороны и иностранных дел. В марте 2003 президентом союзного государства был избран черногорец С. Марович. Обе республики сохраняли определенную самостоятельность, прежде всего в вопросах экономики — имели свои центральные банки и использовали разную валюту. Союз создавался сроком на три года, после чего каждая из республик имела право провести референдум по вопросу сохранения союзных отношений. По результатам проведенного 21 мая 2006 референдума парламент Черногории провозгласил 3 июня 2006 независимость и выход из состава ГССиЧ, а 5 июня 2006 парламент Сербии заявил о ее независимости. В июле 2006 обе страны были приняты в ООН. Многоэтапный распад Югославии стал тяжелым периодом, сопровождавшимся вооруженными конфликтами и геноцидом, и завершившимся созданием новых независимых государств

Многоэтапный распад Югославии стал тяжелым периодом, сопровождавшимся вооруженными конфликтами и геноцидом, и завершившимся созданием новых независимых государств — Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Словении, Хорватии и Черногории. Югославский период сосуществования народов закончился, но не все национальные проблемы были решены. Одна из них — Косовская проблема остается сложным вопросом в сербской политической жизни. Отношение к возможности еще одного югославского объединения в новых государствах сдержанное, и даже прямо отрицательное. Так, в ст. 135 конституции Республики Хорватия говорится: «Запрещается возбуждение процедуры объединения Республики Хорватия в союзы с другими государствами, объединение с которыми привело бы или могло бы привести к возрождению югославского государственного образования или к установлению неких балканских связей в какой-либо форме».

Лит.: Božić I., Ćirković S., Ekmečić M., Dedijer V. Istorija Jugoslavije. Beograd, 1973; Писарев Ю. А. Образование Югославского государства. М., 1975; Стругар В. Югославия в огне вой­ны, 1941–1945. М., 1985; Гибианский Л. Я. Советский Союз и новая Югославия, 1941–1947 гг. М., 1987; Petranović B. Istorija Jugoslavije 1918–1988. Knj. 1–3. Beograd, 1988; Бјелајац М. Војска Краљевине СХС/Југославије 1922–1935. Београд, 1994; Димиħ Љ. Културна политика у Краљевини Југославији 1918–1941. Књ. 1–3. Београд, 1996–1997; Романенко С. А. Югославия: История возникновения. Кризис. Распад. Образование независимых государств. Национальное самоопределение народов Центральной и Юго-Восточной Европы в XIX–XX вв. М., 2000; Гуськова Е. Ю. История югославского кризиса (1990–2000). М., 2001; Аникеев А. С. Как Тито от Сталина ушел: Югославия, СССР и США в начальный период «холодной вой­ны» (1945–1957). М., 2002; Силкин А. А. Королевство сербов, хорватов и словенцев: на пути к диктатуре (1918–1929). СПб., 2008; Алексиħ Д. Држава и привреда у Краљевини СХС: нацрт привредног плана са инвестиционим програмом Краљевине Југославије. Београд, 2010; Югославия в XX веке. Очерки политической истории. М., 2011; Новосельцев Б. С. Внешняя политика Югославии (1961–1968 годы). М., 2015; Петровиħ Д. Краљевина СХС и Совј