Хатшепсут (букв. «первая из знатных (женщин)») — царица-фараон (1472–1458? до н. э.), выдающаяся историческая личность XVIII династии (возможно, и всего Нового царства). Старшая дочь Тутмоса I и царицы Яхмес; вдова Тутмоса II (сводного брата, от которого имела дочь Неферуру). Правивший недолго, он оставил на троне Тутмоса III — малолетнего сына (от наложницы?). Свое восхождение к власти Х. начала, став его опекуншей; через 7(?) лет, упрочняя свое положение, официально короновалась, получив тронное имя Мааткара, царскую титулатуру и регалии (короны, урей, накладную бородку); царское одеяние (килт). Законность коронации обосновывалась ее династической родословной и «пропагандистским» мифом о признании ее физической дочерью Амона-Ра. Соправление двух царей — Х. (тетки-мачехи) и ее племянника Тутмоса III — длилось почти 22 года, до смерти Х. от болезней. Последующие 33 года трон занимал Тутмос III, будущий создатель древнеегипетской державы.
Соправление считают самым мирным периодом в истории Египта (хотя известны походы египтян в Нубию и Сирию). Деятельность соправителей была разграничена: Тутмос III участвовал в походах за пределами страны, Х. ведала дипломатией, экономикой, искусством, инициировала строительные проекты — более, чем любой из ее предшественников. Главное событие ее правления — строительство новаторского террасного заупокойного храма «Джесер-джесеру» («величайший из величайших») в Дейр эль-Бахри, которое приписывалось Сен(ен)муту (ныне дискутируется). Политическим событием была организация ею военно-торговой экспедиции в далекий Пунт (Сомали?), запечатленной на стенах храма. Длившаяся год (?), с участием пяти парусных ладей и 200 солдат, экспедиция доставила экзотические и ценные товары, включая деревца ладана для храмов; Египет получил (отчасти формально) новую территорию (см. также Египет Древний).
Одна из многих «проблем Х.» — посмертное преследование ее памяти. Большинство ее статуй были разбиты, изображения стерты, имя в картушах заменено, изъято из царского списка. Виновным долго считался Тутмос III (возможно, мстивший Х. за прежнюю «узурпацию» трона). Ныне предлагаются новые гипотезы: истребление памяти о династической ветви яхмосидов, к которой Х. принадлежала, или женщины на троне, нарушавшей космический порядок вещей (маат), и др.
Х. исчезла из мировой истории XIV в. до н. э., оставив смутное воспоминание о великой женщине-царе (Амессис у Манефона?). В XIX в. Х. вернулась, но дискуссии о ней не прекращаются.
Известны две гробницы Х.: ранняя, подготовленная для царской супруги (в Вади Куруд), и царская, в Долине царей (KV20). Ее мумия идентифицирована в 2007 (как одна из двух, обнаруженных в KV60).
Ист.: Из текстов о божественном происхождении царицы Хатшепсут и о ее восшествии на престол // История Древнего Востока. Тексты и документы / Под ред. В. И. Кузищина. М., 2002. С. 61–69.
Лит.: Tyldesley J. Hatchepsut: Female Pharaoh. London, 1996; Hatshepsut: From Queen to Pharaoh / Ed. by C. Roehrig, R. Dreifus, C. Keller. New York, 2005. В. А. Головина.