Автор: Владимир Некрасов
ЦВИНГЛИ, УЛЬРИХ
09.09.2024
0
0
5
Поделиться
ЦВИНГЛИ, УЛЬРИХ

Цви́нгли (нем. Zwingli), Ульрих (01.01.1484, Вильдхаус, кантон Санкт-Галлен — 11.10.1531, Каппель-на-Альбисе, кантон Цюрих) — теолог, гуманист, деятель Реформации в Швейцарии. Родился в большой крестьянской семье; благодаря связям отца, занимавшего должность старосты, был отправлен в латинскую школу в Берн. В 15 лет поступил в Венский университет, где изучал «свободные искусства», что открывало ему путь к теологической или юридической карьере. С 1502 стал заниматься теологией в Базельском университете, был рукоположен в сан пресвитера. В 1506–1516 — приходской священник общины Гларуса, насчитывавшей свыше тысячи человек. Вниманием к простым прихожанам и заботой о них заслужил уважение и любовь местных жителей. В этот период увлекся трудами гуманистов, в первую очередь Эразма Роттердамского. На становление религиозных взглядов повлияло подготовленное Эразмом Роттердамским критическое издание Нового Завета. Будучи противником политики французского короля Франциска I, во время вой­н Камбрейской лиги (1508–1516; см. Итальянские вой­ны), в которых принимали участие швейцарские наемники, сопровождал в качестве капеллана отряды из Гларуса. После поражения швейцарцев при Мариньяно в 1515 продолжил антифранцузскую пропаганду, вследствие чего был вынужден оставить общину в Гларусе и перейти на службу в бенедиктинский монастырь в Эйнзидельне. Под влиянием гуманизма (см. Ренессансный гуманизм) осуждал упадок нравов католического духовенства и прихожан, высказывался против продажи индульгенций. С 1519 обосновался в Цюрихе. Здесь Ц. получил место каноника в кафедральном соборе, однако к тому времени уже наметилось его принципиальное расхождение во взглядах с Католической церковью. Основные идеи Ц. открыто сформулировал в 1523 в «67 тезисах» — программе своих религиозных реформ. Он категорически выступил против целибата, отверг служение мессы и соблюдение постов, отказался от иконопочитания. В то же время Ц. осуждал и анабаптистов. Предложил упразднить монастыри. Ц. критиковал церковные институты и считал необходимым передать всю полноту духовной и светской власти общине. Важным политическим требованием у Ц. стал принцип выборности власти, которая бы руководствовалась в решениях справедливостью. Признавал за народом право на восстание, если власть нарушает божественную справедливость. Отстаивал необходимость социальной помощи прихожанам, создание приютов и больниц. Стремился к расширению образования, открытию новых школ. Важной опорой для распространения реформаторского учения стала поддержка кантона Цюриха и городского совета города, который присудил Ц. победу в цюрихских диспутах 1523 и 1524 над представителями католического епископа Констанца. Диспуты в Бадене (1526) и Берне (1528) привлекли много новых сторонников, среди которых были И. Вадиан, М. Буцер и В. Капитон. Отталкиваясь от перевода на немецкий язык Нового Завета, сделанного М. Лютером (1522), Ц. и его единомышленники закончили к 1529 работу над переводом Священного Писания, создав наиболее полный вариант текста на немецком языке, который был издан в 1531 («Цюрихская Библия»).

Встреча Ц. с Лютером в Марбурге в 1529 не сгладила теологические споры реформаторов и не привела к заключению политического союза, к которому немцы хотели привлечь Ц. Стремление Ц. распространить Реформацию на все швейцарские кантоны, используя при этом военную силу, не имело успеха и привело к первой и второй Каппельским вой­нам (1529, 1531). В битве под Каппелем 11 октября 1531 швейцарские протестанты были разбиты в несколько раз превосходившими силами католиков. Ц., находившийся на поле боя в качестве солдата, погиб. Его тело было четвертовано, сожжено, а прах развеян по ветру.

Эпистолярное наследие Ц. включает многочисленные теологические и литературные сочинения. Автор популярной политической сатирической публицистики. Его труды стали основой для утверждения Реформации в Швейцарии, что было связано с деятельностью соратника Ц. — Г. Буллингера.

Соч.: Sämtliche Werke / Hrsg. von E. Egli. 21 Bd. Berlin–Leipzig–Zürich, 1905–2013; Богословские труды. М., 2005.

Лит.: Rilliet J. Zwingli: Third Man of the Reformation. London, 1964; Gäbler U. Huldrych Zwingli. Eine Einführung in sein Leben und sein Werk. München, 1983; Stephens W. P. Zwingli: An Introduction of his Thought. Oxford–New York, 1992; Порозовская Б. Д. Ульрих Цвингли. Его жизнь и реформаторская деятельность. М.–Берлин, 2015; Neugebauer M. Ulrich Zwinglis Ethik. Stationen — Grundlagen — Konkretionen. Zürich, 2017. А. В. Лазарева.