Целибáт (лат. caelibatus) — добровольное безбрачие и воздержание от половой жизни, обусловленное религиозными причинами. В христианстве Ц. является особенностью монашества (в православии и католицизме) и духовенства (только в католицизме). Происхождение этого обычая остается неясным. Вероятно, в раннехристианскую эпоху многие клирики состояли в браке и одновременно практиковали целомудрие, но это не было обязательным требованием. Ц. духовенства стал предметом регламентации лишь в IV в., особенно в западной части Римской империи, где многие богословы (Августин Аврелий, Иероним Стридонский) рассматривали половую жизнь как осквернение человека грехом. Начиная с папы Сириция (384–399) рекомендовалось принимать в состав клира мальчиков, которые затем могли жениться (не более одного раза), но после посвящения в диаконы (по достижении 30 лет) должны были соблюдать воздержание. Поэтому епископы, пресвитеры и диаконы могли иметь семьи, но половая жизнь была им запрещена. Хотя Ц. духовенства стал канонической нормой, западные клирики нередко состояли в браке или конкубинате. Византийская церковь, напротив, разрешила диаконам и пресвитерам супружеское сожительство при условии строгой моногамии (13-е правило Трулльского собора, 691–692). Повсеместное насаждение Ц. на Западе началось только во время григорианской реформы, которая сопровождалась ожесточенной борьбой с николаизмом (браком духовенства). По решению I Латеранского собора 1123 (канон 7), которое неоднократно подтверждалось папскими и соборными постановлениями, пресвитерам, диаконам и субдиаконам было запрещено состоять в браке и сожительствовать с женщинами. Таких клириков отстраняли от церковного служения, их дети считались незаконнорожденными. Однако несоблюдение Ц. оставалось распространенным явлением в католическом мире, сторонники Реформации отвергали Ц. и нередко запрещали безбрачие. После Ватиканского собора II (1962–1965) в Католической церкви появились «постоянные» диаконы, не обязанные соблюдать Ц., но безбрачие было сохранено для пресвитеров и епископов. Исключениями являются женатые священники и бывшие пасторы, перешедшие в католичество из протестантских деноминаций, а также клирики Восточных католических церквей, в которых безбрачие обязательно только для епископов и монахов. Среди католиков необходимость Ц. остается предметом дискуссий.
Лит.: Heid S. Zölibat in der frühen Kirche: Die Anfänge einer Enthaltsamkeitspflicht für Kleriker in Ost und West. 3. Aufl. Paderborn, 2003; Parish H. Clerical Celibacy in the West, c. 1100–1700. Farnham–Burlington, 2010; Selin G. B. Priestly Celibacy: Theological Foundations. Washington, 2016. А. А. Королев.