Автор: Владимир Некрасов
ЦЕХИ
09.09.2024
0
0
15
Поделиться
ЦЕХИ

Цéхи (гильдии, ганзы, сообщества, ремесла, братства, корпорации) — принятое в отечественной традиции название существовавших в европейских городах XI–XIX вв. профессиональных сообществ, объединявших мелких самостоятельных производителей, ремесленников и/или торговцев одной или нескольких близких специальностей. В настоящее время по отношению к Ц. более принят термин «корпорация».

Рост конкуренции при ограниченном рынке сбыта привел ремесленников к необходимости договариваться, обеспечивать соблюдение договоренностей и отстаивать общие профессиональные интересы. Возникновение Ц., запрет на их создание или их роспуск определялись как специализацией ремесел и региональной спецификой города (его местоположением, размером, статусом, торговыми связями и др.), так и политикой церкви (не одобрявшей клятвенных союзов ремесленников) и властей, опасавшихся солидарных действий ремесленников и одновременно заинтересованных в эффективных инструментах контроля и управления, как и в источнике регулярных финансовых поступлений. Образование конкретного Ц. обычно отсчитывают от утверждения его устава (регламента), законодательно закреплявшего объединение мастеров. Ц. охватывали около 10 % городских ремесел; сельское ремесло, многие специальности в крупных и небольших городах оставались вне корпоративной регламентации, регулируясь обычаями и предписаниям региональных властей. В раннее Новое время ремесленники нередко перемещаются в сельскую местность (Фландрия и др.), а городские Ц. приходят в упадок (Англия, Нидерланды). В Англии многие Ц. потеряли свои финансы и функции во время Реформации, когда корона распустила религиозные объединения: к 1600 осталась только четверть из существовавших в 1500 корпораций. В Австрии, Германии, Испании, Франции Ц. сохраняли экономическое влияние до начала XIX в. В колониальных владениях Испании и Португалии в Латинской Америке были образованы консуладо (первоначально купеческие гильдии), существовавшие до XIX в. Австрия, Венгрия, Португалия, Испания, скандинавские страны и немецкие государства не запрещали профессиональных сообществ до 1860-х и позднее. От средневековых Ц. происходят профсоюзы.

В Ц. входило от 3–5 до нескольких сотен мастеров (в Новое время), обычно — 15–20. Ученики, подмастерья и работники, нанятые временно или постоянно, не входили в Ц. Прямые запреты обучать ремеслу девочек немногочисленны. Женщины фактически занимались многими ремеслами и торговлей в качестве членов Ц. Существовали женские Ц. (прядильщицы, ткачихи, повитухи и др.), но обычно женщины получали доступ к ремеслу как вдовы мастеров. Право вступления в Ц. зависело от происхождения (семейных связей, национальности), вероисповедания, обучения и выполнения образцовой работой (шедевра), материального положения (наличия мастерской, средств на вступительный взнос, банкет и др.). Это право могло отчуждаться властями и мастерами в форме продажи и аренды.

Главный орган управления Ц. — общее собрание мастеров, которое проводили раз в год для выборов из их числа должностных лиц — присяжных («мастеров», синдиков, старшин, хранителей и др.); либо управляющих могли назначать городские власти. Ц. имели своих святых покровителей, дома для собраний, свои церкви. Иногда религиозное братство мастеров существовало отдельно от Ц.

Ц. — объединения равных, скрепленные взаимно принесенной клятвой. Ц. обеспечивали комплексную социальную защиту мастерам и их семьям (общие закупки и распределение сырья, помощь обедневшим мастерам, вдовье право), облегчали доступ в Ц. для детей мастеров и мастериц и ограничивали его для «чужаков», особенно в раннее Новое время (так называемое замыкание Ц., формирование слоя «вечных» подмастерьев, с рубежа XIV–XV вв. создававших свои сообщества — компаньонажи).

Ц. — феномен большой длительности. Они производили основную часть продукции, в том числе и с появлением мануфактур, как в старых (сукноделие, окраска тканей и др.), так и в новых отраслях. Ц. были эффективной формой организации производства и производственных отношений, обеспечивавшей солидарность и взаимодействие мастеров и работников, социальную стабильность и порядок, и одновременно консервировавшим устаревшие практики препятствием для нововведений в технике и технологиях, для развития капиталистических отношений. Подобная противоречивость в оценках Ц. присуща и современной исторической науке.

Лит.: Стоклицкая-Терешкович В. В. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси // Средние века. Вып. 3. М., 1951. С. 74–102; Gouron A. Le réglementation des métiers en Languedoc au Moyen Àge. Genève, 1958; Сванидзе АА. Ремесло и ремесленники средневековой Швеции. М., 1967; Coornaert E. Corporations en France avant 1789. Paris, 1968; Cerutti S. La ville et les métiers. Naissance d’un language corporatif (Turin, XVIIe–XVIIIe siècles). Paris, 1990; Кириллова ЕН. Корпорации раннего Нового времени: ремесленники и торговцы Реймса в XVI–XVIII веках. М., 2007; Guilds, Innovation and the European Economy, 1400–1800. Cambridge, 2008; Ogilvie S. The European Guilds: an Economic Analysis. Princeton, 2019. Е. Н. Кириллова.