Автор: Владимир Некрасов
ЦАРСКИЕ СПИСКИ
09.09.2024
0
0
15
Поделиться
ЦАРСКИЕ СПИСКИ

Цáрские спи́ски — фрагменты списков древнеегипетской летописи, составленной в XXIV–XXIII вв. до н. э., сохранились на обломках каменных стел в музеях Палермо, Каира и Лондона («Палермский камень»), где перечислены фараоны первых пяти династий и важнейшие события каждого года их царствований. Известно о существовании похожей летописи для VI династии. На рубеже XIII–XII вв. до н. э. была создана теперь сильно разрушенная рукопись «Туринского царского списка», без изъятий и последовательно называвшего фараонов и продолжительность их правлений; некоторые правители объединены в царские «дома» с указанием длительности владычества последних. В III в. до н. э. составлена эпитома «Истории Египта» Манефона, ныне известная с большими искажениями по выдержкам в трудах христианских хронографов и т. д. Разделив фараонов на 30 династий, Манефон указывал для каждой город, откуда она произошла, число ее царей и в ряде случаев — суммарную продолжительность их правления. Государи некоторых династий перечислены поименно с указанием длительности их царствований. Составитель Туринского списка и Манефон поместили в начало истории древнеегипетской монархии царствования великих богов и других существ «сверхчеловеческой» природы.

Кроме того, фараоны приказывали составлять списки своих царственных предков и чтимых государей прошлого для культового поминовения; при этом нередко соблюдалась последовательность правлений. Больше всего царей названо на храмовых стенах в «Карнакском списке» Тутмоса III и «Абидосском списке» Сети I и Рамсеса II; от последнего царствования сохранился и «ритуальный список» на папирусе. По примеру государей некоторые подданные тоже называли в своих гробницах чтимых владык прошлого. Известны перечисления небольших групп царей также на палетке писца, граффито в каменоломне, остраконе и т. д.

Лит.: Redford D. Pharaonic King-Lists, Annals and Day-Books. Misassagua, 1986; Beckerath J. von. Chronologie des pharaonischen Ägypten. München–Berlin, 1998. А. Е. Демидчик.