МАЙЯ- цивилизация II-го тысячелетия до нашей эры - середины II-го тысячелетия нашей эры на юго-востоке Центральной Америки, созданная группой народов майя.
Ареал майя охватывал территорию ряда современных государств: юг Мексики (штаты Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, Табаско, Чьяпас), Гватемалу, Белиз, запад Гондураса и Сальвадора. Выделяются 2 основных области: нагорий (горные районы мексиканского штата Чьяпас и Гватемалы); Южных и Северных низменностей в зоне влажных тропических и субтропических лесов на полуострове Юкатан. Южные низменности делятся на 4 историко-географических региона (с основном городами): Петен (Вашактун, Калакмуль, Караколь, Накбе, Наранхо, Тикаль, Эль-Мирадор), Петешбатун (Агуатека, Алтар-де-Сакрифисьос, Дос-Пилас, Сейбаль), Западный (Бонампак, Паленке, Пьедрас-Неграс, Тонина, Яшчилан), Юго-Восточный (Киригуа, Копан). Северные низменности делятся на 6 регионов: Рио-Бек (города Рио-Бек, Бекан), Ченес (Санта- Роса-Штампак, Эцна), Пуук (Кабах, Ошкинток, Ушмаль, Шкалумкин), Северо-Западный Юкатан (Майяпан, Тихо, Цибильчальтун, Штобо), Северо-Центральный Юкатан (Исамаль, Чичен-Ица, Эк-Балам), Кинтана- Роо (Коба, Тулум, Цибанче). Важнейшие города области нагорий: Абах-Такалик, Ишимче, Каминальхую, Мишко- Вьехо, Сакулеу, Утатлан, Чальчуапа, Эль-Бауль.
Предыстория майя (архаический период) охватывает временной отрезок с IX-го до конца II-го тысячелетия до нашей эры.
История майя подразделяется на периоды: доклассический, или формативный (конец II-го тысячелетия до нашей эры - начало I-го тысячелетия нашей эры); классический (III-IX/X века), постклассический (X - середина XVI веков). Особый период связан с испанским завоеванием майя.
Архаический период.
Палеоиндейские находки (наконечники типа Кловис и другие) на территории майя немногочисленны (Лос-Тапиалес и Уэуэтенанго в Гватемале, местонахождения в Белизе). Архаический период представлен в основном находками каменных орудий на территории Белиза. С середины IV-го тысячелетия до нашей эры есть свидетельства культивации кукурузы и маниока.
Доклассический период. Его начало связано с распространением керамики и расселением групп майя в области низменностей (с конца II-го тысячелетия до нашей эры). На основе этих традиций в VIII-VII веках формируется культурный комплекс Мамом. В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. Смена керамических комплексов Ше и Реаль керамикой Мамом показывает освоение майя долины реки Пасьон в 1-й половине VII века, в конце V - IV веков она фиксируется в среднем течении реки Усумасинта. Ольмекское влияние в доклассической культуре майя прослеживается прежде всего в иконографии.
К VI-V веках до нашей эры в области низменностей складывается 2- и 3-уровневая иерархия поселений, характерная для вождеств, начинается активное монументальное строительство. Наиболее древние пирамиды исследованы на поселениях Накбе, Штобо, Блэкман-Эдди и других. В Блэкман-Эдди пирамиду украшали самые ранние (VII/VI века) лепные маски из стука, изображавшие божества. В III-II веках до нашей эры старые центры сменяются новыми (вместо Накбе - Эль-Мирадор, вместо Штобо - Комчен и так далее). Пирамидальные комплексы Эль-Мирадора (Тигре, высота до 53 м, и Данта, высота до 70 м) являются самыми масштабными монументальными постройками за всю историю майя. Другие крупные памятники этого времени - Калакмуль, Вашактун, Тикаль, Хольмуль и Сиваль. К I-II векам нашей эры формируются первые государства. Около начала - 1-й половины II века в области низменностей фиксируется кризис (предположительно вызван климатическими изменениями): Эль-Мирадор и другие центры больше не функционируют, но некоторые (Вашактун, Тикаль) переживают его и вступают в полосу расцвета, продолжавшуюся в классический период.
В области нагорий в 1-й половине I-го тысячелетия до нашей эры формируются простые, в середине I-го тысячелетия складываются сложные вождества (Абах-Такалик, Каминальхую, Эль-Портон). В это время здесь прослеживается сильное влияние ольмекской культуры. Во II-I веках до нашей эры появились первые государства, столица самого могущественного из них находилась в Каминальхую. Этот город был окружён сетью ирригационных каналов (связанных с озером Мирафлорес); важным источником власти был контроль за добычей и торговлей обсидианом. О высоком уровне политического развития свидетельствуют резные стелы с иероглифические надписями, изображающие правителей, и богатые захоронения. Гегемонию Каминальхую отражает «сфера Мирафлорес» - ареал престижной керамики и другое, охватывающий центральное гватемальское нагорье, юг и юго-восток побережья Гватемалы, территорию запада Сальвадора и Гондураса.
История в классический период.
В области низменностей к IV веку сложилось несколько десятков государств, среди них выделялся Мутуль (Тикаль; предлагается также чтение «Кукуль» вместо «Мутуль»). Как и в других регионах Мезоамерики, столицы формировались путём централизованного перемещения в них сельского населения.
В 378 году области низменностей завоевал царь города Теотиуакан (территория Центральной Мексики). Его наместником стал военачальник Сийах-К’ак’, получивший титул каломте («гегемон», «царь царей»); цари майя считались его вассалами. На трон в Мутуле был посажен малолетний сын теотиуаканского правителя Йаш-Нун- Ахин I (379-404 годы). Рост самостоятельности новой династии Мутуля в V веке привёл в правление Чак-Ток-Ич’ака III (486-508 годы) к конфликту с Теотиуаканом. Его наследники провозгласили себя независимыми и приняли титул каломте. Однако их соперниками выступили правители царства Кануль (считавшие его более древним, чем Мутуль), основавшие столицу в Цибанче. В результате победы Ут-Чаналя (551 - около 572 годов) над Вак-Чан-К’авилем (537-562 годы) Мутульская держава распалась. Экспансия Канульской державы развивалась вдоль торговых путей на запад и на юг области низменностей. В Западном регионе канульцы столкнулись с государством Бакаль (Паленке), разгромленным в 599-611 годы. Вскоре после этого столица Кануля перенесена в Чикнаб (современное название Калакмуль), ближе к центру земель майя. Расцвет Кануля относится к правлению Йукном-Ч’ена (636-686 годы), вновь разгромившего Мутуль и подчинившего почти все государства Южных низменностей. После поражения Йукном-Йич’чак-К’ак’а (686 - около 705 годов) в сражении с новым мутульским царём Хасав-Чан-Кавилем (682-734 годы) Канульская держава приходит в упадок и окончательно распадается после нового поражения от Мутуля в 734 году.
В VIII веке тенденция политического развития области Южных низменностей меняется. Вместо обширных держав начинают формироваться региональные государства, контролировавшие определённый историко-культурный регион: Кануль в северной части Петена, Мутуль в центральной, Саиль (с центром в Наранхо) в восточной; Южный Мутуль (с центром в Дос-Пиласе) в бассейне реки Пасьон; Йокиб (с центром в Пьедрас-Неграсе) и Пачан (с центром в Яшчилане) в бассейне реки Усумасинта и другие. Многочисленные войны между царствами привели к падению Южного Мутуля в 760-е годы, Йокиба и Пачана в начале IX века.
История Северных низменностей менее известна из-за небольшого количества надписей и трудности археологического изучения (на месте древних городов находятся современные). В V-VI веках основными были государства с центрами в Тихо и Исамале. В VIII веке усиливаются новые государства: с центром в Ошкинтоке, Талоль (с центром в Эк-Баламе); столица из Тихо перемещается в Цибильчальтун. На восточном побережье Юкатана с VI века доминировал город Коба, бывший в союзе с Канулем или в вассальной зависимости от него.
В начале IX века области Южных низменностей охватывает кризис («коллапс майя»), который привёл к распаду государств, оставлению городов, резкому уменьшению численности населения. Причины кризиса остаются предметом дискуссии. По-видимому, в одних случаях он был вызван экологическими, в других - внутриполитическими факторами или постоянными войнами. Дольше всего продолжали существовать Мутуль (до конца IX века) и Кануль (до начала X века). В Северных низменностях кризис не был столь разрушительным. На западе Юкатана переживают бурный, но краткий расцвет города области Пуук (среди них господствовал город Ушмаль); на востоке продолжалась гегемония государства Талоль. Чичен-Ица, основанная во 2-й половине VII века, вскоре стала опасным соперником для соседей. В союзе с Талолем её правители подчинили себе значительную часть Центрального Юкатана. Могущество Чичен- Ицы возрастает во 2-й половине IX века, в правление воинственного царя К’ак’упакаля, который разрушил Исамаль.
В области нагорий в связи с усыханием озера Мирафлорес во II веке ирригационная сеть пришла в упадок, что привело к ослаблению Каминальхую. На рубеже II-III веков этот город захватили пришельцы, вторгшиеся с северо-запада (очевидно, предки киче; есть другие точки зрения) и основавшие новую династию, ограничившую использование иероглифической письменности. Государство Каминальхую восстановило свою гегемонию в IV-V веках; в это время усилились связи с Теотиуаканом (найдено много импортных изделий с территории Центральной Мексики и их имитаций, фасады некоторых зданий украшал теотиуаканский элемент талуд-таблеро). Существует гипотеза о завоевании Каминальхую теотиуаканцами. В VII-VIII веках Каминальхую потеряло все владения за пределами долины близ современного города Гватемала, затем распалось. На остальных территориях нагорий существовали многочисленные небольшие государства.
История в постклассический период.
В X веке Чичен-Ица подчиняет себе большую часть Юкатана, что отражается в быстром распространении керамики Сотута на севере полуострова. Торговые и политические связи с побережьем Мексиканского залива и территорией Центральной Мексики фиксируются по преобладанию среди обсидиана импортного (более 70%), наличию привозного металла, распространению в архитектуре и скульптуре мотивов, связанных с культурами на территории Центральной Мексики. На основании интерпретации искусства Чичен-Ицы и сведений раннеколониальных источников в 1930-е годы была выдвинута теория завоевания Юкатана тольтеками около 987 года под руководством правителя Кецалькоатля, основавшего просуществовавшее до конца XII века «майя-тольтекское» государство. Однако новейшие исследования не подтверждают эту теорию: на Северном Юкатане нет вещей, характерных для тольтеков, а считавшаяся диагностической для них «свинцовая» керамика (Tohil Plumbate) в действительности производилась на тихоокеанском побережье в пределах современного мексиканского штата Чьяпас и Гватемалы.
Упадок Чичен-Ицы начался в середине XI века; археологические данные не противоречат сведениям позднейшей исторической традиции о разрушении города. В это же время происходит падение городов Пуука - Ушмаля и Кабаха. В конце XII века господство над Юкатаном устанавливает Майяпан, со 2-й половины XIII века управлявшийся династией Кокомов. Их власть во многом основывалась на контроле за торговлей с другими регионами. В 1441 году Кокомы были свергнуты в результате восстания, возглавленного династией Шиу, Юкатан разделился на полтора десятка враждующих государств.
В Южных низменностях, несмотря на резкое падение численности населения, сохранились некоторые государства на базе местных этнических групп: кехаче (территория мексиканского штата Кампече), лакандонов (долина реки Усумасинта), ица (близ озёр в центре Петена). На побережье Мексиканского залива в XIV веке возникли государства чонталей Мактун и другие. В правление Чампеля и его сына Пашвы I (конец XIV - середина XV веков) Мактун завоевал прибрежные торговые города и земли в глубине материка, вплоть до среднего течения реки Усумасинта. Наивысшего расцвета он достиг при Пачималахише I (около 1450-1480 годов), завоевавшем город Четумаль и одержавшем победу в войне с говорившими на науаских языках «ц’улями» (возможно, ацтеки). В конце XV века столица Мактуна была перенесена в глубь материка, в Ицамканак (современное название Эль-Тигре).
В области нагорий в XII-XIII веках складывается несколько новых государств на базе местных этнических групп: киче - со столицей в Кумаркаахе (Утатлане), какчикели - со столицей в Ишимче, чахома - со столицей в Мишко-Вьехо, маме - со столицей в Сакулеу и ряд государств поком. В записях XVI века основание государства киче связывается с их миграцией с запада, из Толлана - столицы тольтеков, однако археологические данные свидетельствуют о непрерывности развития местной культуры. Возможно, немайяское происхождение имела только правящая династия. При Кикабе (около 1425-1475 годов) государство киче достигло наивысшего могущества. Оно включало обширные земли на нагорье и тихоокеанском побережье, подчинив какчикелей, маме, цутухилей, пипилей. Около 1470 года военная знать подняла мятеж против Кикаба, вынудив его предоставить ей больше привилегий. После этого подняли восстание какчикели, войны с которыми длились до 1522 года и ослабили государство киче. В конце XV века ацтеки подчинили богатый торговый регион Соконуско, до этого находившийся под властью киче. Имеются сведения о посольстве к киче Моктесумы II и женитьбе одного из правителей киче на его дочери.
Завоевание испанцами.
Первые контакты майя с европейцами были в 1517-1519 годы. Завоевание Юкатана начал Ф. де Монтехо (сподвижник Э. Кортеса) в 1527 году. После неудачной кампании (1527-1528 годы), предпринятой с восточного побережья, он в 1531 году высадился в порту городе Канпеч (ныне Кампече) и вторгся во внутренние районы, выстроив опорный пункт у руин Чичен-Ицы. Однако в 1535 году испанцы были вынуждены отступить. 3-я кампания началась под руководством Ф. Монтехо-сына в 1540 году. К нему примкнули войска династии Шиу, в союзе с которыми испанцы разгромили коалицию Кокомов и Купулей и к 1545 году подчинили весь Северный Юкатан. После подавления восстания 1546-1547 годы он окончательно перешёл под власть испанцев.
Завоевание нагорий началось в 1524 году вторжением П. де Альварадо с испанским отрядом и индейскими союзниками. При поддержке какчикелей в битве при Шелаху-Нох он разгромил войско киче под руководством военачальника Текума. После ряда поражений правители киче капитулировали и были сожжены живьём. Столица киче была уничтожена, население переселено в город Санта-Крус-дель-Киче. Чахома, маме и поком завоёваны в 1525 году. Какчикели вскоре подняли против испанцев восстания, которые были подавлены в 1527 году.
На юге Юкатана царь Мактуна Пашболонача добровольно подчинился Э. Кортесу в 1525 году, в результате чего династия Мактуна сохранила власть до 2-й половины XVI века, местная знать приняла христианство и активно участвовала в походах испанцев внутрь материка. Последние государства майя были завоёваны в конце XVII века (лакандоны в 1683 году, ица в 1697 году).
Социально-экономический и политический строй. Основными политическими единицами майя классического периода были небольшие государства во главе с наследственными монархами, носившими титул к’ухуль ахау («священный царь»). Цари считались потомками божеств, но прижизненно не обожествлялись. Жреческие функции находились в руках царя и местных правителей. Судя по всему, это обусловливалось особой ролью культа предков в государственной идеологии. Знать делилась на ахав (ахау; царь и царский род), сахалей («маленькие [люди]» - провинциальная знать) и ахк’ухунов («писцы» - служилая знать и чиновники). Большая часть населения была организована в городские и сельские общины, состоявшие из больших семей. Общинники выплачивали царю и наместникам подати продуктами питания и хлопковыми тканями; привлекались к общественным работам по строительству зданий, дорог. Государства состояли из нескольких областей; в III-VI веках области управлялись боковыми линиями царской династии или местной элитой, с VII века - наместниками-сахалями.
Основой экономики являлось земледелие. Выращивалось большинство центрально-американских культур (кукуруза, бобы, тыква, хлопчатник, перец и другое) и тропические растения (какао, авокадо, маниок и другие). Использовались интенсивные земледельческие техники: «приподнятые поля» (земляные насыпи на затапливаемых половодьем участках, на которых оседал ил); террасное земледелие на склонах холмов; многокультурные грядково-огородные посадки. Из домашних животных известны употреблявшиеся в пищу индейки и собаки. Разводились пчёлы. Локальное значение сохраняли охота и собирательство. Все орудия делались из камня (обсидиан из Горной Гватемалы, местные породы кремня), кости, раковин. Мастера, изготавливавшие предметы роскоши, обслуживали нужды дворца, а основном ремесленное производство осуществлялось в общинах. Государство контролировало добычу, обмен, обработку и распределение престижных материалов: обсидиана, жада, ценных раковин и другое.
В постклассический период подчинившие Северный Юкатан правители Майяпана создали централизованное государство; культ Кукулькана (Кецалькоатля), покровителя царя, стал обязательным для подчинённых земель, правители которых постоянно жили в столице или имели там своих управляющих (кальваков). После распада державы подчинённые правители стали независимыми царями с титулом халач-виник («настоящий человек»), некоторые из них носили сохранившийся с классического периода титул ахав. Подчинённые им батабы (правители административных единиц) принадлежали к роду халач-виника и составляли замкнутую прослойку знати (альмехенов). Хотя роль правителя в отправлении ритуалов сохранялась, появилась особая иерархия жрецов (ах-к’инов). Поселения делились на кварталы-кучтеели, которые возглавляли ах-куч-кабы - представители общинной верхушки, не входившие в состав знати. Основную массу населения составляли общинники. В домохозяйствах знати и зажиточных общинников применялся труд рабов (их использовали и для жертвоприношений).
На юге Юкатана цари государства Мактун (включало 76 городов и поселений) сохранили титул ахав; им подчинялись правители 4 вассальных областей (Атапан, Тасакто, Тацунум, Чабте), также носившие этот титул и составлявшие царский совет. Представители знати назывались нукалоб или нук-виникоб («большие люди»).
Важную роль в общественной и экономической жизни областей низменностей играли торговцы. Межрегиональной торговлей занималась знать. Вдоль побережья Юкатана шёл морской торговый путь, связывавший государства побережья Мексиканского залива и территорию современного Гондураса. Крупный транзитный порт располагался на острове Косумель.
Государства области нагорий представляли собой конфедерации из различных этнополитических групп (амак): государство киче - из нима-киче, там, илок; какчикелей - из социлей, шахилей, тукуче, акахалей. Внутри эти группы делились на сегментарные линиджи («чинамит» у киче и какчикелей, «молаб» у поком). Нима-киче и там состояли из 4 линиджей 1-го уровня и 24 линиджей 2-го и 3-го уровня, именовавшихся по названиям придворных, религиозных и военных должностей. Илок имели 5 линиджей 1-го уровня и 7 линиджей 2-го уровня. Верховная власть находилась в руках 4 правителей нима-киче - ах-попа, ах-поп-камха, ацих-винака, калеля. В ходе реформ царя киче Кикаба младшие ветви этих линиджей были наделены должностями и землями на завоёванных территориях. Столица какчикелей Ишимче была разделена на 13 чинамит, главы которых составляли высшую знать. Общество делилось на 3 страты: знать (ахавы); свободные (алкахола у киче и какчикелей, алах у поком), среди них - общинники, выплачивавшие подати и нёсшие трудовые повинности; рабы (муна), основными источниками пополнения числа которых были война, долговая кабала и покупка, они использовались для тяжёлых работ и приносились в жертву.
Экономика этого периода продолжала базироваться на земледелии. Основной вид интенсивного земледелия в области нагорий - террасное земледелие; в области низменностей перестали использоваться «приподнятые поля». Высокопрофессиональные ремесленники работали на знать, существовала ремесленная специализация поселений. Правители контролировали торговлю, прежде всего межрегиональную, и собирали пошлины с торговцев. С X века распространяется металлообработка на основе переработки привозных изделий из золота и сплавов на основе золота и меди. Важнейшим источником поступления золота была Центр. Америка (территория современной Панамы, Коста-Рики), меди с мышьяково-оловянными примесями - территории штата Оахака и Центральной Мексики, меди с оловянными примесями - территория Гондураса, чистой меди - Гватемалы и мексиканского штата Чьяпас.
Религия и культура.
В классический период не было иерархически выстроенного пантеона богов, имелось большое количество ипостасей и локальных вариантов божеств. Основные из них - небесный бог Ицамнах, солярное божество К’инич-Ахав, боги дождя и молнии Чаак и Йопат, покровитель царских династий К’авиль, бог кукурузы Ишим. Важен был культ царских предков. Существовало представление о наличии у человека духов-спутников (вай) в виде животных или сверхъестественных существ. В постклассический период начинают почитаться божества из Центральной Мексики (Кукулькан-Кецалькоатль на севере Юкатана, Кукумац у киче и другие).
Важнейшей характеристикой культуры майя являются календарь и иероглифическая письменность (майя письмо). Календарь майя основан на общем для культур Мезоамерики 52-летнем цикле, образованном сочетанием 260-дневного священного календаря (цольк’ин), использовавшегося для гаданий, и 365-дневного солнечного календаря (хааб). Этот календарь был дополнен «долгим счётом» - указанием даты по эре, отсчитывавшейся от 13 августа 3114 года до нашей эры, которое было заимствовано у потомков ольмеков, живших на побережье Мексиканского залива и на западе современного мексиканского штата Чьяпас. В хронологических расчётах (при описании мифологических событий) использовались периоды в миллионы и миллиарды лет, осуществлялись астрономические наблюдения за Луной, Венерой, Марсом, составлены таблицы предсказаний солнечных и лунных затмений.
Архитектура майя в классический период достигает наивысшего расцвета. В городах воздвигаются церемониальные комплексы-акрополи с пирамидами, дворцовыми комплексами, стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг прямоугольной центральной площади. Некоторые здания возводились на каменных или облицованных камнем платформах. На вершинах пирамид располагались храмы, как правило небольшие, 2 или 3-комнатные, с толстыми стенами. Пирамиды служили местом царских захоронений. Дворцовые комплексы состояли из длинных многокомнатных зданий, сгруппированных вокруг внутренних дворов. Использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни. Материалом служили камень, сырцовые и обожжённые кирпичи, дерево.
Выделяется архитектура Северных низменностей VIII-IX веков. Стиль Ченес характеризуется порталами храмов, оформленными в виде пасти чудовища (олицетворяло землю) и богато орнаментированными. Известны многоэтажные дворцы. Характерная черта стиля Пуука - фасады с масками бога дождя Чаака, богатый геометрический орнамент, вход, разделяемый парой колонн.
Фасады зданий и массивные кровельные гребни майя украшались лепниной из известкового раствора - стука. Дверные притолоки храмов, воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями, зачастую раскрашивались. В большинстве регионов скульптурная техника ограничивалась рельефом, в Копане и Тонине получила распространение круглая скульптура.
Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий и погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке, либо по сухому грунту. Обнаруженные в городе Сан-Бартоло настенные росписи с изображениями сцен из мифа о боге кукурузы свидетельствуют о существовании развитой традиции живописи уже в I веке до нашей эры - I веке нашей эры. Основной темой росписей были массовые сцены - сражения, празднества и так далее. Наиболее известны здания VIII века из 3 помещений в городе Бонампак, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвящённой победе в военных действиях.
В постклассический период культура майя трансформируется. Архитектура теряет монументальность: перестают возводить постройки с ложным сводом и из тёсаного камня. Исчезает полихромная и резная керамика с иероглифическими надписями, а также монументальные надписи. Однако сама иероглифическая письменность продолжает использоваться: постклассическим периодом датируются все сохранившиеся рукописи (Дрезденская, Парижская, Мадридская). В изобразительном искусстве с IX-X веков утверждается синкретизм традиций майя и культур Центральной Мексики («майя-тольтекский» стиль).
Керамика майя лепная. В области низменностей использовались различные отощители, в области нагорий в основном вулканический пепел. Было широко распространено лощение и ангобирование. Орнаментация включала накольчатый и резной орнамент, налепы, роспись. Керамика классического периода характеризуется развитием полихромной росписи, достигающей расцвета в VII-VIII веках и отличающейся большим сюжетным разнообразием (мифологические, дворцовые, исторические сцены). Основные формы: текомате (пузатый горшок без горла), кувшины, округлые чаши, высокие цилиндрические вазы (для какао), миски, тарелки. I-IV веках характеризуются распространением «маммиформов» (сосудов на 4 ножках в виде женских грудей), с IV века распространяются вазы на 3 ножках, с крышками в теотиуаканском стиле. На западе области низменностей известны высокие антропо- и теоморфные полнофигурные курильницы. С IX века с западного пограничья области низменностей распространяются «изящная оранжевая» керамика и резная керамика типа Пабельон; в это же время полихромная роспись заменяется резным орнаментом. В X-XI веках распространяется импортная «свинцовая» керамика типа Тохиль. На Северном Юкатане начиная с XIII века керамика одно- и двухцветная; основные формы - кувшины с горлышком и 2 ручками на тулове, чаши без поддона, реже - на 3 ножках; курильницы: с ручками и расписные высокие антропоморфные. В области нагорий получает развитие традиция полихромной росписи со стилизованным геометрическим орнаментом (тип Чинаутла). Распространяются комали (прогнутые керамические диски для жарки кукурузных лепёшек). Присутствуют мотивы и сюжеты иконографии культур с территории Центральной Мексики (стиль Миштека-Пуэбла).
Терракота известна с конца II-го тысячелетия до нашей эры, в доклассический период она в основном антропоморфная; очевидно, использовалась в домашних ритуалах. В III-VI веках терракота практически исчезает. Вновь распространяется с VII века, характеризуется многообразием сюжетов и форм (антропо- и зооморфные статуэтки, изображение представителей разных общественных групп, божеств и других); многие из них - свистульки. Особым реализмом отличаются статуэтки с оострова Хайна (у западного побережья Юкатана).
В доклассический и классический периоды практиковались трупоположения (в ямах или выложенных камнями могилах), в основном вытянутые на спине, реже - скорченные; трупосожжения редки. Тела посыпались охрой или киноварью, в рот помещалась бусина из жада. Детей часто хоронили в сосудах. Некрополи не устраивались (за исключением острова Хайна), хоронили под полом дома или внутреннего двора, знать - в погребальных камерах, часто с заупокойными святилищами наверху. Царские захоронения находились под платформами или пирамидами; череп, некоторые кости часто изымались и использовались в качестве инсигний власти; сопроводительные человеческие жертвы известны в единичных случаях (очевидно, под влиянием теотиуаканского погребального обряда). Встречаются массовые (по-видимому, жертвенные) захоронения в связи со строительством. Согласно сведениям Д. де Ланды, в постклассический период у знати на Северном Юкатане преобладало трупосожжение. По археологическим данным, трупосожжения с захоронением останков в урнах распространяются в постклассический период в области нагорий.
Исторические источники:
Пополь-Вух; Родословная владык Тотоникапана. 2-е изд. М., 1993.
Дополнительная литература:
Кнорозов Ю.В. Письменность индейцев майя. М.; Л., 1963;
Кинжалов Р.В. Искусство древних майя. Л., 1968; он же. Культура древних майя. Л., 1971;
Гуляев В.И. Города-государства майя. М., 1979; он же. Забытые города майя. М., 1984;
Рус А. Народ майя. М., 1986;
Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992;
Taube K. The major gods of ancient Yucatan. Wash., 1992;
Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. 2-е изд. М., 1993;
Quezada S. Pueblos y caciques Yucatecos, 1550-1580. M ́ex., 1993;
Historia general de Guatemala. Guatemala, 1993. Vol. 1: Época precolombina;
The managed mosaic. Salt Lake City, 1996;
Function and meaning in classic Maya architecture. Wash., 1998;
The Maya and Teotihuacan. Austin, 2003;
Demarest A. Ancient Maya. Camb., 2004.