ДОМИНИКАНЦЫ - народ, основное население Доминиканской Республики.
Численность 8,6 миллионов человек (2007 год, оценка). Говорят на испанском языке. Свыше 90% доминиканцев - христиане (в основном католики, есть также адвентисты седьмого дня и другие).
Коренное население острова Гаити - индейцы-араваки - было истреблено во второй половине XVI века. Для восполнения недостатка рабочей силы с начала XVI века на Гаити ввозятся африканские рабы (босалес, в отличие от ладинос - домашних рабов-негров, привезённых колонистами из Испании), и к 1520-м годам их численность превысила белое население. С XVI века значительную группу составили беглые негры-симарроны (мароны), образовывавшие общины (кумбе, маньель) во внутренних районах острова и жившие главным образом за счёт охоты на одичавший скот. Негры-рабы были заняты в основном на плантациях сахарного тростника, c упадком плантационного хозяйства (конец XVI - середина XVII веков) - в скотоводстве, а также в ремёслах и розничной торговле, что способствовало становлению так называемой иберийской (более мягкой) модели обращения с чернокожими рабами. На севере и востоке острова к XVIII веку. осела группа иммигрантов с Канарских островов, занимавшихся крестьянским хозяйством со специализацией на производсьве табака.
Население внутренних горных областей долго сохраняло подсечно-огневое земледелие и охоту. Для населения Санто-Доминго был характерен высокий уровень расового смешения. Мулаты и негры-рабы часто получали свободу от хозяев. К XVIII веку свободное «цветное» (негры и мулаты) население с ориентацией на испанскую (креольскую) культуру составляло большинство доминиканцев. Его доля ещё выросла в результате событий в Гаити в конце XVIII начале XIX веков., оккупации Санто-Доминго гаитийскими войсками (1822-1844 годы) и отмены рабства гаитийским президентом Ж. П. Буайе (1822 год).
В Доминиканской Республике основным влиянием по-прежнему пользовалась креольская олигархия, однако из-за политической нестабильности в лидеры часто выбивались представители «цветного» населения. Для доминиканцев не были характерны та острота расовых конфликтов, которая существовала в западной части острова, и противопоставление себя чернокожим гаитийцам (негров-доминиканцев называли более «мягкими» терминами: пардо, морено; тёмный цвет кожи объясняли якобы наличием индейских предков, что породило представление о «расе» «доминиканских индейцев»).
Городское население и креольская верхушка были ориентированы на испанские культурные традиции в бытовой, религиозной сфере, архитектуре и так далее. Среди них почти не наблюдалось культивирование афрриканских традиций и не была распространена идеология негритюда. Африканское влияние прослеживается в культуре сельского населения: фольклоре, одежде, обрядах жизненного цикла (особенно похоронном).
Устное творчество.
Доминиканцев объединяет традиционную индейскую музыку, традиционную и популярную музыку креолов, мулатов и негров. Архаические музыкальные традиции индейцев сохранились в виде отдельных инструментов (глиняные, тростниковые и костяные флейты, трещотки, скребки, щелевой барабан, раковина-труба), применявшихся в обрядах и праздничных церемониях, массовых (до 300 танцоров и певцов) ритуальных действах арейто. Креольская музыка - это большей частью инструментальное сопровождение к танцам: в XVII-XVIII веках кадриль и контрданс исполнялись в сопровождении гитарных ансамблей, сконца XIX века - аккордеона; в XIX веке в городах были популярны испанские баллады и романсы (в XX веке сохранились у сельского населения).
Во время корриды поются тонадас де торос (песни быка). На католические праздники креолы исполняют внехрамовые религиозные песни версос. Специфику сохраняет музыка католических (в особенности пасхальных) карнавальных представлений-шествий гага.
Музыка негритянского населения имеет традиционную основу, у негров и мулатов распространены протестантские гимны, из музыкальных инструментов популярны барабаны палос и атабаль. Символы музыки доминиканцев - музыкально-танцевальные жанры меренгуе и бачата (известны с середины XIX века). Музыкальная культура доминиканцев-мулатов близка фольклору пуэрториканцев.
К концу XIX века ведущим направлением экономики среди доминиканцев стало выращивание на экспорт сахарного тростника, что определило приток рабочих-иммигрантов из Республики Гаити. Наблюдалась также иммиграция из Колумбии, Венесуэлы, Мексики, с Кубы и других латиноамериканских стран, в XX веке - из Испании и других стран Европы (в том числе беженцы во время Второй мировой войны). С конца XX века в связи с высоким уровнем безработицы среди доминиканцев растёт также эмиграция. 73,3% современных доминиканцев составляют мулаты, 16,8% - креолы, 9,9% - негры.
Иллюстрация:
Фото А. И. Нагаева. Молодая доминиканка. Архив БРЭ.