ЛЕНКА - индейский народ на юго-западе Гондураса и на востоке Сальвадора.
Численность в Гондурасе около 100 тысяч человек (крупнейший индейский народ в стране), в Сальвадоре около 40 тысяч человек (2009 год, оценка). Говорят на испанском языке, в нескольких удалённых деревнях среди стариков сохраняется знание языка ленка (изолированный, возможно, принадлежит к макросемье макро-чибча); в Гондурасе предпринимаются попытки преподавания его в школе. Католики.
До испанского завоевания занимали обширную территорию в предгорьях и горных районах Западного и Центрального Гондураса и Восточного Сальвадора, испытали влияние майя и пипилей. Ленки имели вождества, возглавляемые касиками, сословия военной знати, жрецов, торговцев, ремесленников, земледельцев и домашних рабов (ими становились военнопленные). В укреплённых поселениях в бассейне верхней и средней Улуа (Гуахерегин, Тенампуа, Каламуя и др.) существовали культовая и гражданская архитектура, площадки для игры в мяч, полихромная керамика с изображением мифологических сцен (в VI-IX веках распространялась в городах майя, Оахаки и Веракруса). Вождества ленков воевали между собой и с соседями, заключали временные союзы гуанкаско (эта традиция отражена в названии танца гуанкаско). Перед испанским завоеванием существовали 4 группы союзных вождеств. Под руководством касика Лемпира (умер в 1537 году) ленки более 20 лет оказывали вооружённое сопротивление испанскому завоеванию.
Традиционная культура типична для индейцев и испано-индейских метисов Центральной Америки. Сохраняется только в изолированных общинах в тропических горных лесах департаментов Интибука и Ла-Пас. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыквы, корнеплоды, табак, бананы и др.), разведением индеек и кур, охотой, собирательством, рыболовством (до середины XX века использовали луки, копья, духовые ружья, плетёные ловушки, растительные яды для рыболовства), пчеловодством, добычей и продажей соли. Развиты гончарство (центр в Ла-Кампа: красная керамика, в основном сосуды с растительными и геометрическими орнаментами, раскрашенные статуэтки), плетение, ручное ткачество с ярким полосатым орнаментом, изготовление каменных зернотёрок, обработка кожи, дерева. Керамика, луки и расписные деревянные маски делаются на продажу туристам. В женской праздничной одежде сочетаются черты колониального испанского костюма, одежды гарифона и майя Горной Гватемалы.
Общины возглавляются касиком, советом старейшин и представителем администрации департамента; встречается общинная обработка земли, урожай распределяется касиком. Сохраняются патрилиниджи, местами - расширенные семьи. Брак патрилокальный, распространены врем. матрилокальность и отработка за жену. Религиозные представления - смесь католицизма и доиспанских верований, в том числе вера в нагуалей - духов-помощников в образе животных. Сохраняются доиспанский фольклор и культы духов гор, пещер, плодородия, леса, дождя, паломничества к священным холмам и руинам древних поселений - обители духов предков, аграрные обряды, знахарство, гадания. По праздникам святых патронов ритуальные братства (кофрадии и гильды) организуют шествия и танцевальные представления колониальной эпохи; в Ла-Кампа и Охохона (к югу от Тегусигальпы) исполняется исторический танец гуанкаско.