Автор: Сабина Измайлова
ЛЕНКА
26.11.2021
0
0
89
Поделиться
ЛЕНКА

ЛЕНКА - индейский народ на юго-западе Гондураса и на востоке Сальвадора.

Чис­лен­ность в Гон­ду­ра­се около 100 тысяч человек (круп­ней­ший ин­дей­ский на­род в стра­не), в Саль­ва­до­ре около 40 тысяч человек (2009 год, оцен­ка). Го­во­рят на испанском языке, в не­сколь­ких уда­лён­ных де­рев­нях сре­ди ста­ри­ков со­хра­ня­ет­ся зна­ние языка лен­ка (изо­ли­ро­ван­ный, воз­мож­но, при­над­ле­жит к мак­ро­се­мье мак­ро-чиб­ча); в Гон­ду­ра­се пред­прини­ма­ют­ся по­пыт­ки пре­по­да­ва­ния его в шко­ле. Ка­то­ли­ки.

До испанского за­вое­ва­ния за­ни­ма­ли об­шир­ную тер­ри­то­рию в пред­горь­ях и гор­ных рай­онах Западного и Центрального Гон­ду­ра­са и Восточного Саль­ва­до­ра, ис­пы­та­ли влия­ние майя и пи­пи­лей. Ленки име­ли во­ж­де­ст­ва, воз­глав­ляе­мые ка­си­ка­ми, со­сло­вия во­енной зна­ти, жре­цов, тор­гов­цев, ре­мес­лен­ни­ков, зем­ле­дель­цев и до­маш­них ра­бов (ими ста­но­ви­лись во­ен­но­плен­ные). В ук­ре­п­лён­ных по­се­ле­ни­ях в бас­сей­не верх­ней и сред­ней Улуа (Гуахе­ре­гин, Те­нам­пуа, Ка­ла­муя и др.) су­ще­ст­во­ва­ли куль­то­вая и гражданская ар­хи­тек­ту­ра, пло­щад­ки для иг­ры в мяч, по­ли­хром­ная ке­ра­ми­ка с изо­бра­же­ни­ем ми­фо­ло­гических сцен (в VI-IX веках рас­про­стра­ня­лась в го­ро­дах майя, Оа­ха­ки и Ве­рак­ру­са). Во­ж­де­ст­ва ленков вое­ва­ли меж­ду со­бой и с со­се­дя­ми, за­клю­ча­ли временные сою­зы гу­ан­ка­ско (эта тра­ди­ция от­ра­же­на в названии тан­ца гу­ан­ка­ско). Пе­ред испанским за­вое­ва­ни­ем су­ще­ст­во­ва­ли 4 груп­пы со­юз­ных во­ж­деств. Под руководством ка­си­ка Лем­пи­ра (умер в 1537 году) ленки бо­лее 20 лет ока­зы­ва­ли воо­ружённое со­про­тив­ле­ние испанскому за­вое­ва­нию.

Тра­диционная куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев и ис­па­но-ин­дей­ских ме­ти­сов Центральной Аме­ри­ки. Со­хра­ня­ет­ся толь­ко в изо­ли­ро­ван­ных об­щи­нах в тро­пических гор­ных ле­сах де­пар­та­мен­тов Ин­ти­бу­ка и Ла-Пас. За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (ку­ку­ру­за, фа­соль, ты­к­вы, кор­не­пло­ды, та­бак, ба­на­ны и др.), раз­ве­де­ни­ем ин­де­ек и кур, охо­той, со­би­ра­тель­ст­вом, ры­бо­лов­ст­вом (до середины XX века ис­поль­зо­ва­ли лу­ки, ко­пья, ду­хо­вые ру­жья, пле­тё­ные ло­вуш­ки, рас­тительные яды для ры­бо­лов­ст­ва), пче­ло­вод­ст­вом, до­бы­чей и про­да­жей со­ли. Раз­ви­ты гон­чар­ст­во (центр в Ла-Кам­па: крас­ная ке­ра­ми­ка, в основном со­су­ды с рас­тительными и гео­мет­рическими ор­на­мен­та­ми, рас­кра­шен­ные ста­ту­эт­ки), пле­те­ние, руч­ное тка­че­ст­во с яр­ким по­ло­са­тым ор­на­мен­том, из­го­тов­ле­ние ка­мен­ных зер­но­тё­рок, об­ра­бот­ка ко­жи, де­ре­ва. Ке­ра­ми­ка, лу­ки и рас­пис­ные де­ревянные мас­ки де­ла­ют­ся на про­да­жу ту­ри­стам. В жен­ской празд­нич­ной оде­ж­де со­че­тают­ся чер­ты ко­ло­ни­аль­но­го испанского кос­тю­ма, оде­ж­ды га­ри­фо­на и майя Гор­ной Гва­те­ма­лы.

Об­щи­ны воз­глав­ля­ют­ся ка­си­ком, со­ве­том ста­рей­шин и пред­ста­ви­те­лем ад­ми­ни­ст­ра­ции де­пар­та­мен­та; встре­ча­ет­ся об­щин­ная об­ра­бот­ка зем­ли, уро­жай рас­пре­де­ля­ет­ся ка­си­ком. Со­хра­ня­ют­ся пат­ри­ли­нид­жи, мес­та­ми - рас­ши­рен­ные се­мьи. Брак пат­ри­ло­каль­ный, рас­про­стра­не­ны врем. мат­ри­ло­каль­ность и от­ра­бот­ка за же­ну. Ре­лигиозные пред­став­ле­ния - смесь ка­то­ли­циз­ма и до­ис­пан­ских ве­ро­ва­ний, в том числе ве­ра в на­гуа­лей - духов-по­мощ­ни­ков в об­ра­зе жи­вот­ных. Со­хра­ня­ют­ся до­ис­пан­ский фольк­лор и куль­ты ду­хов гор, пе­щер, пло­до­ро­дия, ле­са, до­ж­дя, па­лом­ни­че­ст­ва к свя­щен­ным хол­мам и руи­нам древ­них по­се­ле­ний - оби­те­ли ду­хов пред­ков, аг­рар­ные об­ря­ды, зна­хар­ст­во, га­да­ния. По празд­ни­кам свя­тых па­тро­нов ри­ту­аль­ные брат­ст­ва (коф­ра­дии и гиль­ды) ор­га­ни­зу­ют ше­ст­вия и тан­це­валь­ные пред­став­ле­ния ко­ло­ни­аль­ной эпо­хи; в Ла-Кам­па и Охо­хо­на (к югу от Те­гу­си­галь­пы) ис­пол­ня­ет­ся ис­то­рический та­нец гу­ан­ка­ско.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)