ЗВЕЗДИЦА

0 комментариев

ЗВЕЗДИЦА - в христианской богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии.

Представляет собой 2 перекрещенные под прямым углом на высоте 10-17 см металлические дуги, которые в ранних звездицах были изогнуты в форме параболы, в звездице XVIII-XIX веков преломлены под прямым углом. Как правило, их крепление подвижное с помощью винта, так что их можно сложить или раздвинуть. Раздвинутая и поставленная на дискос звездица служит опорой для возлагаемого на дискос покровца и не допускает непосредственного соприкосновения последнего с евхаристическим Хлебом.

Древнейший известный экземпляр - серебряная звездица (середина VI века, Дамбартон-Окс, Вашингтон; см.: Boyd. 1992. P. 20. N 7. Fig. 57.1) из т. н. Сионского клада (коллекция утвари - дар еп. Евтихиана церкви, отождествляемой с церковью монастыря Св. Сиона, основанного Николаем Сионским в VI веке в Ликии). Эта звездица в отличие от современных звездица имеет полукруглую форму дуг, которые в раздвинутом виде образуют купол. Одно из самых ранних изображений Звездицы встречается на мозаике «Причащение апостолов» собора Св. Софии в Киеве под конхой в центральной апсиде (40-е годы XI века).

В письменных источниках звездицы впервые упоминается в уставе Михаила Атталиата, основавшего монастырь в Редестe в 1077 году (Nissen W. Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077: Ein Beitr. z. Geschichte d. Klosterwesens im byzant. Reiche. Jena, 1894. S. 81). Кроме того, звездица, выполненные из драгоценных металлов, включены в 2 описи церковного имущества (βρέβια), происходящие из афонского мон-ря Ксилургу (1143 год) и из церкви в Фессалонике (1189 год) (Pétridès. 1907 год. Col. 3003).

В толковании на Божественную литургию XII века, ошибочно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому, говорится, что «звездица, подобно четырем животным, покрывает небесный угль» и служит «также для того, чтобы жемчужины не соприкасались с покровцом» (Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg. 5 // PG. 87ϒ. Col. 3985B).

Относительно ранние свидетельства об использовании звездицы в православном богослужении (terminus ante quem - VI веке) и отсутствие упоминаний о ней в древнейших толкованиях на Божественную литургию говорят о том, что наличие звездицы в числе богослужебных сосудов обусловливалось сугубо практическими нуждами (на эту роль звездицы указывает и комментарий Псевдо-Софрония) и не связывалось с символическим толкованием священнодействий проскомидии. Наименование же «звездица» исторически связано, вероятно, как с формой самого сосуда, так и с формой дискоса, который в комментарии на «Церковную историю» или «Тайноводственную историю кафолической Церкви» (VIII век) толкуется как небесный круг (Brightman. 1908. P. 391; см. также комментарий свт. Симеона Фессалоникийского, согласно которому звездица, положенная на дискос, знаменует не только Вифлеемскую звезду, но и звезды вообще: Sym. Thessal. De sacra liturgia // PG. 155. Col. 264C).

В появившихся в XII-XIII веках уставах (диатаксисах) Божественной литургии, кодифицирующих, в частности, порядок священнодействий на проскомидии, указано, что иерей поставляет звездицей на дискос со словами из Пс 32. 6 (Τῷ λόϒῳ τοῦ Κυρίου οἱ οὐρανο ἐστερεώθησαν κα τῷ πνεύματι τοῦ στόματος αὐτοῦ πᾶσα ἡ δύναμις αὐτῶν (           )) после приготовления Св. Даров и перед их покровением (Athen. Bibl. Nat. № 662, XII-XIII века; ГИМ. Син. греч. № 381, 1289-1311 гг.; Crypt. Γ.β. III).

В XIII веке под влиянием «Протеории» Николая Андидского XII века (позднее отредактирована Феодором Андидским; см.: Красносельцев. 1884. С. 378-385) звездица стала толковаться как Вифлеемская звезда. Так, в рукописи устава проскомидии (Ath. Esph. № 34), отражающей афонскую практику XIII века, написано, что звездица полагается на дискос со словами, представляющими собой парафраз евангельского стиха Мф 2. 9: Κα κατελθὼν ὁ ἀστὴρ ἔστη οὗ ἦν τὸ κείμενον παιδίον, а 6-й стих 32-го псалма Τῷ λόϒῳ τοῦ Κυρίου̇ произносится при возложении покровца (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 265; тот же устав зафиксирован в более позднем списке Пантелеимонова мон-ря, изданном Н.Ф. Красносельцевым: Красносельцев. Уставы литургии. С. 14).

В «Диатаксисе Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV века), получившем повсеместное распространение в правосл. мире, слова на поставление звездицы были отредактированы и приняли следующий вид: Κα ἐλθὼν ὁ ἀστὴρ ἔ στη ἐπάνω οὗ ἦν τὸ παιδίον (        ) (Там же. С. 46-48; Τρεμπέλας. Αἱ τρεῖς λειτουρϒίαι. Σ. 4).

Вслед за литургической практикой звездица рассматривалась как образ Вифлеемской звезды в толкованиях св. Николая Кавасилы (середина XIV века; Nicol. Cabas. Expl. Div. liturg. 11 // SC. 4 bis. P. 100) и свт. Симеона Фессалоникийского (начало XV века; Sym. Thessal. De sacra liturgia // PG. 155. Col. 264C, 285D).

В XV веке на Ферраро-Флорентийском Соборе после прочтения и подписания документа об унии латиняне задали грекам ряд дополнительных вопросов, среди которых был следующий: «...почему (мы, православные.- Авт.) говорим:         ?» Акты Собора не содержат ответов на вопросы, в документах лишь упоминается, что вопросы были разрешены митр. Митиленским Дорофеем «канонично и по закону» (κανονικῶς κα νομικῶς) (Mansi. T. 31. Col. 1040-1041).

В современном православном богослужении звездица поставляется на дискос в конце проскомидии, снимается с него во время анафоры перед словами        и возлагается на дискос в сложенном виде вместе с копием, со лжицей и с покровцом после причащения. Различие между рус. и греч. практикой состоит в выборе стиха на поставление звездицы. Русский Служебник сохраняет те же слова, что и «Диатаксис...» Филофея (   ), в то время как последние издания «Иератикона» греческой Церкви (см., напр.: Μικρὸν ῾Ιερατικὸν. ᾿Αθήνα, 2005. Τ. 1. Σ. 78) возвращаются к дофилофеевскому стиху 32-го псалма (Τῷ λόϒῳ τοῦ Κυρίου). При этом в греческой практике архиерейской литургии используется тот же стих, что и в «Диатаксисе...» Филофея, но в несколько иной редакции: ᾿Ελθὼν ὁ ἀστὴρ ἔστη ἐπάνω οὗ ἦν τὸ παιδίον κείμενον μετὰ Μαρίας τῆς μητρὸς αὐτοῦ̇ (᾿Αρχιερατικόν. Σ. 30).

Современный русский Требник содержит молитву        вошедшую в практику Русской Церкви после включения в киевский Дополнительный Требник 1863 года ряда чинов, составленных свт. Петром (Могилой) (Требник Петра (Могилы). Т. 1. С. 82-86) на освящение сосудов.

Звездица используется также в армянских, коптских и восточносирийских обрядах. У коптов звездица имеет ту же древнюю форму, что и звездица из Сионского клада; отсюда ее название - kuddah (купол).

В XVI веке в католической Церкви вошел в употребление аналог звездицы - stellula. Она использовалась во время торжественной папской мессы для покровения на патене уже освященной гостии, к-рая после целования мира подносилась иподиаконом сидящему на троне папе для причащения. Поскольку перед этим патена с освященной гостией окутывалась иподиаконом наплечным покрывалом (Schultervelum), предназначение stellula состояло в том, чтобы не допустить соприкосновения покрывала с гостией (Braun. 1932. S. 463-464).

Типология и материалы

Звездицу изготовляли из олова, серебра, в т. ч. позолоченного, золота (поздние произведения). Дуги и медальон звещдицы украшались орнаментом и изображениями в различных техниках (скань, резьба, эмаль). На выбор декоративных мотивов, образов и сюжетов влияла символика Евхаристии и Св. Даров. Древнейшим является тип звездицы с узкими дугами. Форма дуг в произведениях барочного стиля приобретала сложные очертания, прежде всего в местах обрамления лицевых изображений.

Из числа византийских произведений до настоящего времени сохранилась серебряная позолоченная звездица второй половины XIV века из монастыря Ватопед на Афоне (Byzantium. 2004. Il. 5.4) с резными изображениями херувимов и серафимов по дугам в круглых медальонах и фигурой голубя на пересечении дуг. Ранними русскими образцами являются звездицы XVI века (ГРМ, НГОМЗ).

Судя по средневековым описям русских городов, во многом, прежде всего соборных городских и монастырских, храмах в набор напрестольной утвари входили звездицы из серебра: напр., в Успенском соборе Коломны, в соборе коломенского Брусенского в честь Успения Пресв. Богородицы женского монастыря, в Бобренёве в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре, в коломенском Голутвином в честь Богоявления мужском монастыре (ныне Старо-Голутвин монастырь), в Димитриевском соборе в Гдове, в соборе Свияжского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Города России. 2002. С. 7, 21, 62, 67, 170, 357), в Успенском соборе Кириллова Белозерского монстыря (Опись строений. 1998. С. 70). В большинстве храмов звздица были из недорогих, доступных материалов: оловянные - в Воскресенской церкви на Государевом дворе в Коломне, в соборе Успенского монастыря Свияжска; медная - в церкви свт. Афанасия Александрийского в Гдове (Города России. 2002. С. 16, 357, 176); железная - в церкви св. Иоанна Лествичника Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений. 1998. С. 114).

В месте соединения дуг звездицы могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в звездице XVII века из суздальского собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греческий крест, как, напр., на звездице первой трети XVII века из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), второй половины XVII века (ЯМЗ), из Софийского собора Великого Новгорода (звездица «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на звездице второй половины XVII века из неизвестной церкви или из церкви Рождества Христова (1726 год, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Велкиом Новгороде (по описи 1736 года, «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988 год. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на звездице из Покровского собора на Рву (первая половина XVII века, ГИМ), из ярославской церкви св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого монастыря (1705 год, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на звездице, серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на нескольких звездицах  из Софийского собора Великого Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на звездице из церкви Воскресения словущего на Таганке (1749 года, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова монастыря в Московском Кремле (1741-1749 годы, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой звездице из Софийского собора Великого Новгорода (первая половина XVIII века, ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX веков 1988 год. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993 год.  Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 года)).

На некоторых звездицах представлены сюжеты Нового Завета: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (начала XVIII века, Вологда) серебряной звездицей московской работы (конец XVII века, ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой звездицы, по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 году митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

Цветочный орнамент на дугах напоминал о райской поросли. Золотые звездицы работы царских мастеров находились в царских храмах, напр. звездица в Благовещенском соборе Московского Кремля (первая треть XVII века, ГММК) со сканым орнаментом и с драгоценными камнями в кастах («репейках»). Богатое оформление звездицы (1679 год, ГЭ), дуги которой украшены драгоценными камнями в кастах, эмалевыми цветами и сканым цветочным орнаментом с эмалью, соответствовало статусу неизвестного теперь храма.

На широких дугах звездицы позднего времени помещали лицевые изображения Константинопольских или Московских святителей. Так, гравированные полуфигуры Константинопольских святителей представлены на звездице из Чудова монастыря в Московском Кремле (1741-1749 годы, ГММК), в полный рост святители изображены на золотой звездице из Софийского собора в Великом Новгороде (первая половина XVIII века, ГММК).

Изображения Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа представлены в круглых медальонах в центре украшенных черневым цветочным орнаментом дуг серебряной золоченой звездице из Крестовоздвиженской церкви в Москве (1697 год, ГММК). Форма дуг звездицы, а также облачения святителей соответствовали стилю эпохи: напр., на серебряной золоченой звездице московской работы (1796 год, ГЭ) участки дуг, обрамляющие образы, имеют трапециевидную форму, св. отцы Церкви представлены в саккосах и митрах. Изображения евангелистов представлены на звездице из церкви Воскресения словущего на Таганке (1749 год, мастер Яков Сергеев (?), ГММК). По воле заказчика на эмалевых медальонах звездицы, вложенной прот. Феодором Дубянским в Благовещенский собор Московского Кремля (1761 год, ГММК), появились образы Богоматери и св. Иоанна Богослова.

Лицевые изображения могли заключать в рамки, вверху которых были представлены херувимы и серафимы. По материалу и художественному исполнению звездицы, как правило, соответствовала комплекту литургических сосудов храма. С XVI века известны звездицы из наборов, созданных по высочайшему заказу и предназначенных для вклада в особо чтимые церкви и монастыри: золотые, с оформлением в технике черневой гравюры, с драгоценными камнями - вклад царя Феодора Иоанновича (1585 год; см.: Снегирев. 1842-1845. С. 36), вклад царя Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру (конец XVI века, СПГИАХМЗ), вклад инокини Александры (в миру царица Ирина Годунова) в Архангельский собор Московского Кремля (1598 год, ГММК), звездица из позолоченного серебра в составе вклада 1638 года царя Михаила Феодоровича в Покровский собор на Рву (ГИМ).

В позднем средневековье сложилась традиция создавать наборы служебных сосудов, принадлежавших священнослужителям - почитаемым святым. По акварели Ф.Г. Солнцева можно судить о золотых с эмалями звездицы, которые хранились в Успенском соборе Московского Кремля и принадлежали, по преданию, прп. Антонию Римлянину (Там же. С. 35; Он же. Древности Российского государства. М., 1849. Отд. 1. № 27) и свт. Петру Московскому (Там же. № 38). На пересечении дуг звездицы прп. Антония Римлянина помещен крупный драгоценный камень, на поверхность дуг нанесена литургическая надпись (задостойник Великой субботы на греч. языке). Звездицы митр. Петра имеет в центре мишень сложной формы с эмалевым орнаментом и драгоценным камнем, ее дуги сложных очертаний более характерны для восточного ювелирного искусства XVII века. Традиция богатого украшения литургических наборов, в т. ч. звездица, была унаследована русскими императорами: золотую звездицу в наборе, вложенном имп. Екатериной II в Успенский собор Московского Кремля, украшал топаз с бриллиантовым крестом (Снегирев. 1842-1845  годы. С. 37). В набор литургической утвари, вложенный в Архангельский собор Московского Кремля в связи с коронацией имп. Павла I свт. Платоном, митр. Московским, входила звездица работы мастера Семена Кузова (1800 год, ГММК).

К XIX веку в Софийском соборе Великого Новгорода насчитывалось 8 звездиц, в т. ч. золотая звездица с эмалями и резьбой. Большинство из них были серебряными позолоченными, некоторые - с эмалями (Описи новгородского Софийского собора XVIII - XIX веков 1988 год. Вып. 1. С. 13; 1993. Вып. 2. С. 61, 128; Описи имущества Софийского собора. 2003 год. С. 584).

 В Соловецком монастыре звездица(«серебряна не золочена») впервые упоминается в описи 1570 года как часть комплекта, созданного в Новгороде в 1555-1556 годы по заказу игум. Филиппа (Колычева) (Описи Соловецкого монастыря XVI века 2003. С. 74, 108, 144). Из этого комплекта сохранился только потир (ГММК). В монастырской описи 1597 года числятся еще 2 «звезды золочены… серебряные…» (Описи Соловецкого монатсыря XVI век 2003. С. 145), созданные, вероятно, также по заказу игум. Филиппа; сохранились потир и «тарели» (1566-1568 годы, ГММК). От позднейшего имущества из ризницы монастыря уцелела серебряная позолоченная звездица XVIII века (СГИАПМЗ), украшенная гравированными изображениями херувимов и серафимов на дугах, с надписями: «ЦРЬ СЛВЫ НИ КА» - на клеймах и образом Спасителя на фигурном клейме в средокрестии. Золотые наборы литургической утвари известны как вклады аристократических семей. Так, золотую звездицу в наборе утвари вложили в 1681 году в Псково-Печерский мон-рь воевода Иван (Борис) Бутурлин с супругой на память Вихаревых, родителей супруги (Толстой. 1861. С. 120).

В XIX веке драгоценные звездицы хранили в ризнице как наследие: напр., в ризнице псковского Троицкого собора находилась звездица, серебряная, позолоченная, с оформлением «мелкою сканью, превосходной древней работы» (Там же. С. 38). Архим. Макарий (Миролюбов) упоминает среди церковной утвари Юрьева монастыря древнюю узкую звездицу, которая имела надпись: «ста вверху вертепа» (Макарий, архим. 1860. Ч. 2. С. 199-200).

Звездица могла служить поминальным вкладом и украшаться личными драгоценностями. В Чудов монастырь в 1674 года по боярину И. Морозову были вложены золотые потир и звездица в форме короны, верх которой был украшен крупным изумрудом с вырезанным на нем крестом и надписью: «IС ХС НI КА» (Снегирев. 1842-1845 годы. С. 143). В этот монатсырь в 1711 года царевна Мария Алексеевна вложила золотую звездицу (70-е годы XVII века, ГММК) простой формы в виде 2 гладких дуг, соединенных в центре изумрудом с вырезанными на нем гербом и поздней надписью: «п. ц. ф. а.» (не через «фиту», что означает: «Печать царя Феодора Алексеевича»).

Изображение звездицы как элемента композиции «Причащение апостолов» в апсиде известно с 40-х годов XI века (напр., мозаика Софии Киевской), в композиции «Поклонение Жертве» («Се Агнец») встречается с XIV в. в росписях апсид балканских и русских церквей; позднее - в шитье и на служебной утвари, напр. в оформлении литургических покровцов (сударей) и дискосов: над потиром, в котором лежит Богомладенец, вышита (или нашита веревочкой) звездица, ее дуги выполнены мелким жемчугом, со звездой (иногда в виде цветка) на средокрестии (покровец середины XV века, ГММК); на покровце 1495 года - вкладе Е.И. Ховриной в Троице-Сергиеву лавру (СПИАХМЗ); на покровце 1511 года (ГММК), на шитых произведениях 90-х годов XVI - середины XVII веков царицыной светлицы (ГММК); на покровце строгановской работы XVII века в разных музейных коллекциях.

 Воспроизведение звездицы сохранилось на золотом дискосе из Архангельского собора Московского Кремля (1598 год, ГММК), на серебряном позолоченном дискосе, вложенном в 1638 году царем Михаилом Феодоровичем в Покровский собор на Рву (ГИМ).

 

©Православная энциклопедия

 

Литература
  • Снегирев И. М. Памятники московской древности. М., 1842-1845. С. 144
  • Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты