ЗРУГСКИЙ ХРАМ

0 комментариев

ЗРУГСКИЙ ХРАМ - один из наиболее древних христианских храмов на территории РФ.

Расположен в Алагирском р-не Республики Северная Осетия - Алания, в высокогорном Зругском ущелье, рядом с нежилым сел. Хозитикау, недалеко от с. Народное Труднодоступное Зругское ущелье было частью исторической обл. Туалгом (груз. Двалети), по которой проходил важный транскавк. торговый и стратегический путь.

Область населена осетинами, ассимилировавшими местные кавказкие племена. На протяжении средневековья территория окормлялась Никозской епархией Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Культура Грузии влияла на население этого края. О Зругском храме сохранились упоминания в источниках XIX века.

Зругский храм построен из травертина, осадочного туфа местного происхождения («ширими»), в традиционной технике бутовой кладки. Постройка представляет собой однонефную базилику (зальный храм) с полуциркульной апсидой, вписанной в общий прямоугольник плана; ее нерасчлененный объем был перекрыт двускатной кровлей.

Декор скромен: наличники и архивольты над окнами и входом, на юж. стене блок с плетеным орнаментом. Единое внутреннее пространство храма делилось подпружными арками и 3-ступенчатыми пилястрами на 2 компартимента-травеи и неск. меньшую по ширине апсиду. Наос был перекрыт коробовым сводом, апсида - конхой; они освещаются высоко расположенными окнами. В основании конхи и в западном  отрезке свода наоса было заложено 4 крупных сосуда-голосника (сохр. южный в алтаре). Алтарная часть имеет повышение, на котором была установлена преграда. По сторонам апсиды расположены 2-ярусные пастофории, соединяющиеся проходами с алтарным пространством. Нижние пастофории освещаются выходящими на восточный фасад окнами; внутри под ними расположены консоли-престолы. В верхние, не имеющие окон помещения попадали по приставной лестнице. Единственный вход в храм традиционно для этого региона сделан с юга. До недавнего времени в храме сохранялись деревянные, обитые железными листами двери.

К 2009 году сооружение сильно разрушено: сохранились южная стена и алтарная часть. Травертиновые блоки из кладки храма использованы при строительстве ограды. Памятник сильно пострадал во время наводнения в июне 2002 года.

По датировке В. Долидзе, сооружение построено в начале XI века (Долидзе. 1954 год), но, вероятно, храм мог быть возведен и несколько позже. Входит в группу зальных храмов, сооруженных у перевалов, ведущих из Грузии на Северный Кавказ (напр., Датунский храм в Дагестане, Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимский храм в Ингушетии). В Двалети помимо Зругского храма существовало еще несколько подобных построек - в Тли, Наре, В. Зарамаге, Кесатикау и др., заказчиками к-рых были представители местных богатых родов. Эти храмы, возведенные грузинскими строителями, имеют много аналогий в грузинском зодчестве конца X-XI веков (Эхвеви (Чала), Арбо, Дисеви и Ванати, Земо-Карабулахи, Сатхе, Жабеши).

Алтарная преграда (вторая половина XII-XIII веков; Хворостова. 1990) имела один проход и по 2 плиты по сторонам; архитрав поддерживало 6 колонок. Основа преграды сложена из травертиновых блоков, покрытых слоем гипса, на который нанесена резьба. Колонки собраны из отдельных гипсовых деталей и скреплены деревянной арматурой. Архитрав не сохранился, возможно, он был деревянным. Преграда примыкала к настенному покрытию, где сохранились пазы от архитрава. Техника резьбы по гипсу, примененная при сооружении преграды, встречается по всему Востоку; мотивы резьбы зругской преграды характерны для грузинской культуры.

Стены были покрыты фресками, от которых в основном сохранился подготовительный рисунок: в апсиде - фрагменты святительского и апостольского чинов, на юж. стене читаются «Распятие», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Встреча Марии и Елисаветы», отдельные фигуры святых, над входом - «Чудо св. Евстафия Плакиды». Снаружи в тимпане над входом был образ Спасителя или Богородицы с Младенцем (практически утрачен). Изображение мученицы (видимо, св. Варвары), находившееся на юж. пилястре, перенесено в музей во Владикавказе (СОГОМИАЛ). Расположение сцен подчинено распространенной в Грузии схеме, традиц. для византийской провинции. На подбор сюжетов повлияло, возможно, посвящение храма Богородице; региональные особенности проявились в выборе фигуры всадника св. Евстафия, широко почитавшегося на востоке византийского мира. Роспись датируется вторая половина XII века (Вольская. 1954) и принадлежит к кругу фресковых комплексов XII - начало XIII веков (Бетаниа, Вардзиа, Кинцвиси, Тимотесубани и др.).

Очевидно, что Зругские храмы строился как главный христианский центр Зругского ущелья. По традиции вокруг сооружения совершались погребения. В более позднее время, как и в большинстве подобных памятников Северного Кавказа, в почитании Зругскиого храма стали преобладать местные полуязыческие культы, вход внутрь постройки был запрещен, все ритуалы устраивались снаружи. К этому периоду относятся найденные археологами многочисленные вотивные предметы (бубенчики, бляшки, бусы, свинцовые пули, наконечники стрел и т. д.), а также черепа жертвенных животных, сложенные на ограде храма.О христианском этапе напоминает лишь название «Майрам», видимо отражающее первоначальное посвящение храма Богородице.

Во второй полоивне XIX века юго-западнее руин древнего храма Обществом восстановления правосл. христианства на Северном Кавказе был построен новый храм Успения Пресвятой Богородицы (освящен в 1860 году). Это зальный храм со «вписанной» апсидой и с деревянным перекрытием; стены сложены из необработанного камня и практически не имеют декора. Подобные храмы есть во многих осетинских селениях, имевших свои приходы (напр., Цми, Нар, Галиат).

Храм XIX века ныне заброшен, древняя же постройка является местом паломничества, которое почитается осетинами до сих пор. Празднование «Хозита Майрам» приходится на Успение, но, по всей видимости, это не связано с изначальным посвящением, а является престольным праздником храма XIX века. Скопление могильных памятников к юго-западу от храмов относится к ХIX-XX веков

 

©Православная энциклопедия

 

Литература
  • Пфаф В. Путешествие по ущельям Сев. Осетии // Сб. сведений о Кавказе. Тифлис, 1871. Т. 1. С. 150-151
  • Маркович В. Б. В верховьях Ардона и Риона // Зап. РГО по общей географии. СПб., 1906. Т. 38. № 3. С. 191-192. Рис. 35-36
  • Семенов Л. П. Археологические разыскания в Сев. Осетии // Изв. СОНИИ. Дзауджикау, 1948. Т. 12. С. 108

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты