ЗЛАТОУСТ

0 комментариев

ЗЛАТОУСТ - древнерусский учительный сборник устойчивого состава.

В который входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения.

Известны три основные разновидности сборника: Златоуст постный, содержащий статьи на дни, приготовительные к Великому посту, и на дни Великого поста; Златоуст пятидесятный, включающий постный Златоуст, который продолжен статьями на воскресные и некоторые будние дни от Антипасхи до Недели всех святых; Златоуст годовой, содержащий статьи на весь год начиная с Недели о мытаре и фарисее.

Название сборник получил, вероятно, потому, что большинство Слов, вошедших в его состав, надписывалось именем свт. Иоанна Златоуста. Заглавие сборника встречается в списках не ранее XVI века, напр.: «Книга, глаголемая Златоуст, в настоящей сей книзе от мытаря и от фарисея, в пост в Великий по все дни чтение да неделе в весь год» (БАН. 32.5.5), «Книга, глаголемая учителной Златоуст» (ГИМ. Увар. № 316(111)). В З. ряд статей идентичен статьям в др. сборниках: в триодном Торжественнике, в книге «Рай», в Соборнике, в «Златоструе», в «Измарагде», в «Матице златой» (см.: Истрин В.М. Замечания о составе Толковой Палеи // ИОРЯС. 1898. Т. 3. Кн. 2. С. 491-511) и в «Златой цепи» (см.: Петухов ЕВ. Материалы и заметки из истории древней русские письменности: К вопросу о «Златых цепях». К., 1894).

Первоначально тексты Златоуста, по-видимому, читались за богослужением, со временем сборник перешел в домашний обиход и стал одной из самых читаемых книг в XVI-XVIII веков. В Стоглаве Златоуст упоминается среди «божественных», «святых душеполезных книг», которые следует читать «на поучение, и на просвещение, и на истинное покаяние, и на добрыа дела всем православным християном в душевную ползу» (Емченко Е.Б. Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 268). Известно большое количество списков Златоуста второй половины XV-XVIII веков: в картотеке, хранящейся в ОР ГИМ, названо 173 сборника XV-XVIII веков, в БАН (согласно картотеке Н.К. Никольского) числятся 7 списков Златоуста рубежа XV и XVI веков и 131 сборник XVI-XVII веков.

Тематика большинства статей Златоуста постного и Златоуста пятидесятного связана с богослужебными евангельскими чтениями от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. Другая группа сочинений в составе Златоуста годового посвящена вопросам христианской этики, напр. поучения: «как лепо христианину жити», «о почитании книжном», «о смирении», «о зависти», «о пьянстве», «о чистоте душевной» (против грабительства, душегубства), «о пользе душевной». Ряд Слов направлен против пережитков язычества: «о лечащихся от болезней волхвованием», «о христианском житии» (осуждение «глумления», «плясания», «срамословия», «сатанинских песен» и т. п.).

Содержатся в Златоусте статьи о поведении в храме, сказания о мироустройстве: «о твари небесной», «о небесных силах, и чего ради создан человек на земли», сведения о Вселенских Соборах и т. д. Эти сочинения встречаются среди статей на евангельские темы, но в основном они составляю вторую частьЗлатоуста годового - от Пятидесятницы до приготовительных недель к Великому посту. По свидетельству А.С. Архангельского (Архангельский. 1888. С. 213-214), многие из данных текстов являются поздними добавлениями к прототипу и были извлечены из древнерусского сборника «Измарагд». Слова Златоуста просты, обычно лишены риторической украшенности, невелики по объему: задача назидания определяет манеру изложения.

Несмотря на то что в Златоуст вошли Слова и поучения византийских и болгарских авторов, исследователи единодушны во мнении, что Златоуст в традиционной форме был составлен на Руси (Горский. 1858. С. 35-36, 44; Петухов. 1886. С. XI; Архангельский. 1888. С. 213-214). Относительно происхождения прототипа сборника и времени его окончательного оформления единого мнения нет.

А.И. Соболевский связывал появление Златоуста и других четьих сборников постоянного состава с заменой в русском богослужении Студийского устава Иерусалимским, начавшейся в конце XIV века (Соболевский А.И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV-XV века СПб., 1894. С. LIV). А.С. Орлов, опираясь на работы прот. А.В. Горского и Е.В. Петухова, предлагал считать литературным ядром, из которого образовался Златоуст, собрание южнослав. дидактических Слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Шесть редакций Златоуста, которые выделял Орлов, отражают, по мнению ученого, процесс постепенного складывания сборника в XIV-XVII веков. Т.В. Черторицкая высказала мысль, что Златоуст формировался в конце XV – начале  XVI веков на основе триодного четьего сборника (примером такого сборника может служить ркп. РГБ. Троиц. № 9) за счет увеличения числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими торжественных гомилий, расширения календаря сборника до конца литургического года (Черторицкая Т.В. Торжественник - памятник русской литературы XIV-XVI веков: Лит. история сб.: АКД. М., 1979. С. 22-23). В основе общего прототипа Златоуста и триодных Торжественников, как доказала Черторицкая, лежит группа переводных визант. эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными слав. сочинениями - Словами свт. Климента Охридского, свт. Серапиона Владимирского, других славянских авторов.

Текстология

Основной состав статей каждой из разновидностей Златоуста достаточно устойчив, большинство Слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково в Златоусте всех разновидностей. Однако почти в каждом списке памятника можно встретить отклонения от общего типа, выражающиеся чаще в добавлении новых текстов, реже - в пропуске статей. Самыми малочисленными являются списки Златоуста постного. Обычно сборники этого вида содержат окото 65 Слов: на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботу и воскресенье мясопустной седмицы, на среду, пятницу, субботу и воскресенье сыропустной седмицы, на все дни Великого поста, причем в некоторые дни (в четверг 1-й седмицы, во вторник 2-й седмицы, в понедельник и вторник 3-й седмицы, в четверг и субботу 4-й седмицы, во вторник 5-й седмицы, в четверг 6-й седмицы) читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 16.18.5; ГИМ. Увар. № 43/317 и 595/313; РНБ. Тит. № 762).
 

Златоуст пятидесятный в основном соответствует Златоусту постному, в добавление к последнему содержит Слова на Пасху, на Антипасху, на Неделю 2-ю после Пасхи, на Неделю 3-ю, на среду и воскресенье 4-й седмицы после Пасхи, на Недели 5-ю и 6-ю (иногда и на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресенье 7-й седмицы, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы и на Неделю всех святых (см., напр.: РГБ. Троиц. № 142; РНБ. Тит. № 752 и 755; ГИМ. Увар. № 158/314 и 782/315).

Наиболее распространены списки Златоуста годового. Он встречается в 2 основных разновидностях: краткой и пространной. Златоуст годовой краткого вида содержит Слова на Неделю о мытаре и фарисее, на Неделю о блудном сыне, на субботы и воскресенья мясопустной и сыропустной седмиц, на субботу и воскресенье 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресенье 4-й седмицы, на субботу и воскресенье 6-й седмицы, на четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасху, на воскресные и нек-рые будние дни 2-7-й послепасхальных седмиц, на Пятидесятницу, на понедельник после Пятидесятницы, на Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни до приготовительных седмиц к Великому посту, причем в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по 2 Слова (см., напр.: БАН. 33.13.15 и 16.18.1; РГБ. Больш. № 215). Златоуст годовой пространного вида содержит Слова не только на воскресные, но и на будние дни поста, совпадая в этой части с Златоустом постным и Златоустом пятидесятным.

 В статьях после Недели всех святых краткий и пространный виды идентичны (см., напр.: РГБ. Больш. № 215; ГИМ. Увар. № 111/316; РНБ. Тит. № 751 и 753). Ряд Слов, читающихся в пространном виде Златоуста годового после Недели всех святых, повторяют Слова, читающиеся в будние дни поста: так, Слова на субботу мясопустной седмицы, на вторник-пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы поста, на среду и четверг 3-й седмицы поста повторены соответственно в 14, 5, 6, 8, 3 (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18, 11, 9 и 12-е воскресенья после Недели всех святых.

В некоторых списках Златоуста годового имеются Слова на 34-44-е воскресенья после Недели всех святых, что фактически выходит за рамки годичного круга (см., напр., списки БАН. 33.10.1; 33.12.5 и др.). Редкая разновидность Златоуста  годового представлена списком ГИМ. Син. № 231 (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 83-111). Этот список часто привлекался исследователями и служил основанием для суждений о составе Златоуста. В то же время в нем много индивидуальных, лишь ему принадлежащих статей, только в нем, напр., помещены Слова на все дни Светлой седмицы. В списках Златоуста годового XVI-XVII веков среди дополнительных статей встречаются произведения свт. Кирилла Туровского: Слово в Неделю цветоносную, Слово в Новую неделю, «О Фомине испытании ребр Господень». В Златоусте особого состава входит ряд др. Слов свт. Кирилла.

Златоуст был популярен у старообрядцев, к-рые неоднократно издавали годовой Златоуст в конце XVIII – начале XIX веков («Книга, глаголемая Златоуст, в нейже всяко ухищрение Божественаго Писания истолковано святым великим Иоанном Златоустом и святыми отцы» (Почаев; Клинцы, после 1796 год), супрасльское издание 1795 год и ряд виленских (1-е вышло, видимо, в 1798)). Текст в почаевском издании в основном сходен с традиционным Златоустом годовым до Недели всех святых, далее состав печатного Златоуста существенно расходится с рукописным. В Словах на воскресенья 26-34-й седмиц после Недели всех святых почаевское издание сходно с виленскими, но отличается от супрасльского. В последующих изданиях Златоуста, выходивших до начала XX века включительно, были заменены сравнительно с изданием 1795 года отдельные Слова. К 1910 году в Москве было выпущено 9 единоверческих изданий Златоуста. По мнению А.В. Вознесенского, наибольшее влияние на старообрядческую и единоверческую традиции печатных Златоустов оказало супрасльское издание. Научная публикация сборника отсутствует.

 

©Православная энциклопедия

 

 

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты