ЗИХИЯ

0 комментариев

ЗИХИЯ - историческая область на северо-восточном берегу Чёрного моря.

На территории современного Краснодарского края. Один из древнейших регионов распространения христианства в современной России. С юго-запада Зихия омывается Чёрным морем, с северо-востока ее граница - северная часть Б. Кавказского хребта (насколько глубоко в горы заходила территория Зихии, неизв.). Северная граница Зихии была непостоянной. В анонимном трактате «Periplus Ponti Euxini» (середина VI - середина IX веков) указано, что она проходит по Паграм (Эптале), т. е. району совр. Новороссийска или Геленджика (Качарава, Квирквелия. 1991. C. 207; Barrington Atlas. 2000. P. 84-85). Есть основания датировать это свидетельство VI-VII веками.

 В середине Х века византийский император Константин VII Багрянородный (Const. Porphyr. De adm. imp. 42) считал, что граница проходила севернее, по р. Укрух (старое русло р. Кубани). Южной границей Зихии автор анонимного «Periplus Ponti Euxini» называл р. Ахеунт, к югу от совр. Туапсе; Константин VII проводил границу по г. Никопсия, расположенному на одноименной реке (согласно «Periplus Ponti Euxini», в 48 милях севернее Ахеунта; локализация этой границы остается предметом дискуссии). К востоку от Зихии, за горами, согласно Константину VII, находилась Папагия, а южнее - Абазгия.

Территория

Зихия представляет собой узкую полоску побережья длиной ок. 350 км и шириной от неск. метров до неск. километров, а также окаймляющую ее горную цепь. Большая часть территории Зихии покрыта лесами и располагается на обрывистых склонах, малопригодных для земледелия, для к-рого устраивали террасы на склонах. Климат на побережье близок к субтропическому. Территорию Зихии пересекает множество рек и ручьев, стекающих с гор в море (Гостагай, Котлома, Дюрсо, Озерейка, Цемес, Джанхот, Пшада, Нечепсухо, Агой, Шахе); на побережье расположены бухты (Цемесская, Геленджикская, Туапсинская). Константин VII (Ibidem) упоминает об островах у побережья Зихии, одном крупном и 3 более мелких (Турганирх и Царваганин, в гавани Спатала и в Птелеях), а также о ряде островов между ними и берегом (вероятно, острова, из которых некогда состоял совр. Таманский п-ов).

Название

«Зихия» происходит от названия племени зихов (Ζῆκχοι, Ζηκχοί, Ζῆχοι, Ζηχοί, Ζίκχοι, Ζικχοί, Ζυλχοί; груз. джики; арм. джикун; араб.   (al-Zi(?)lsquo;qla n),   (al-Azkaš)), упоминающегося с I века до Р. Х. по XV век по Р. Х. Зихи, очевидно, предки современных адыгов, вытесненных к XX века с побережья в глубь материка (ср. абх. обозначение адыгов «адзыхн» и т. п., с артиклеподобным начальным «а-»). О языке зихов не сохранилось письменных сведений, но он относился к группе абхазо-адыгских языков (результаты, полученные при попытках обнаружить и прочитать надписи на этих языках (Турчанинов. 1999 год), не приняты подавляющим большинством исследователей). Имя «зих» (Ζηκχός) византийцы ошибочно производили от ζῆ ἐκ χοός (живет от праха, т. е. земледелием) (Греч. предания. 2005. Т. 1. С. 287). В совр. науке было предложено несколько этимологий имени зихов-адыгов: от адыгского «цыхўхе» (люди) и, менее вероятно, от абх. «адзы» (вода), т. е. приморские жители.

Ключевой проблемой в изучении зихов является сложность их выделения из других родственных им адыгских племен. Известно, что на Северном Кавказе издревле жили адыгские народы (керкеты - предки черкесов, а также, возможно, синды, меоты, тореты и др.). В связи с этим неясно, пришли ли зихи на побережье Чёрного моря из глубины материка как самостоятельное племя или отделились от одного из местных адыгских народов, напр. гениохов (этноним «гениохи» мог быть обозначением всех адыгских народов Сев. Кавказа; Plin. Sen. Natur. hist. VI 4). Также трудно понять, где в источниках упоминаются собственно зихи, а где родственные им народы или, наоборот, зихами называют их соседей (напр., черкесов). В современной историографии часто адыгами (т. е. потомками зихов) называют все абхазо-адыгские народы Северного Кавказа, за исключением абазин. Некоторые из этнических групп в составе адыгов (прежде всего восточные) не могут быть связаны с древними зихами.

История

Наиболее ранние сведения о зихах (Ζυγοί) сообщает Страбон в I века до Р. Х. (Strabo. Geogr. II 5, 31; XI 2, 1, 12-14; XVII 3, 24). Он помещает их между ахеями и гениохами. Все эти племена занимались пиратством (ср.: Ovid. Ex Ponto. IV 10) и не подчинялись Риму. Область зихов Страбон называет самой труднодоступной, из-за чего царь Понта Митридат VI Евпатор во время бегства из Понта в Пантикапей был вынужден обходить ее по морю. Страбон сообщает, что зихами, как и их соседями, управляют вожди-скептухи; о возможном наличии у них других форм государственнго устройства географ не пишет. Вероятно, к Страбону (Strabo. Geogr. XI 2, 12) восходит упоминание зихов под именем Ζύγιοι у Дионисия Периегета (Dionysius Periegeta. Orbis descriptio. 687 // idem (Dionysios von Alexandria). Das Lied von der Welt / Hrsg. K. Brodersen. Hildesheim, 1994) во II веке по Р. Х., где они вместе с гениохами называются потомками пеласгов.

С зихами может быть связан топоним Зихахорис (Ζιχαχώρις) в Лазике (не локализовано) (см.: Theodori Spudaei Hypomnesticon V // Maximus the Confessor and his Companions / Ed., transl. P. Allen, B. Neil. Oxf., 2002. P. 154). Название г. Зигополь (Ζυγόπολις) (не локализовано) (Strabo. Geogr. XII 3, 17) с зихами, вероятно, не связано вопреки утверждению Стефана Византийского (Ζυγοί; cм.: Steph. Byzant. Ethnika. P. 298), а происходит от греч. ζυγός или ζυγόν (ярмо). Геродиан в III в. (Herodiani Technici reliquiae / Ed. A. Lentz. Lipsiae, 1870. Hildesheim, 1965r. Bd. 2. Fasc. 2. P. 140) ошибочно указывал, что Зиги (Ζυγοί) - город на азиат. Боспоре. Это ложно понятое сообщение Страбона сохранилось у Стефана Византийского: «Зиги - на азиатском Боспоре». Zecetae и Zigae Плиния Старшего (I в.; Plin. Sen. Natur. hist. VI 19) не имеют отношения к зихам, т. к. жили далеко на север от Дона.

Зихи появляются в Зихии к началу I века до Р. Х. До Страбона (Strabo. Geogr. XI 2, 14) античные географы Артемидор Эфесский и Псевдо-Скимн (II-I вв. до Р. Х.) не упоминали зихов между гениохами и ахеями. Отсутствие здесь зихов в конце II века до Р. Х. подтверждает распространение географических названий, связанных с ахеями (Ст. Ахея, р. Ахеунт), на побережье от Архипо-Осиповки до Головинки. Страбон не локализует область обитания зихов. Однако, если известно, что соседи зихов ахеи жили к северу от Архипо-Осиповки, можно предполагать, что зихи расселились южнее этого пункта. На основе косвенных данных в описании Артемидора Эфесского юж. границу обитания зихов (с гениохами) можно локализовать в районе совр. Джубги (между Новомихайловским и Архипо-Осиповкой). Учитывая, что этот рубеж в «Periplus Ponti Euxini» считается старой южной границей обитания ахеев, к началу I века до Р. Х. зихи расселились в сев. части территории гениохов. Таким образом, в I веке до Р. Х. зихи занимали побережье, вероятно, от Архипо-Осиповки до Головинки.

Возможно, в конце I века до Р. Х. зихи еще не подчинялись Риму (если признать, по предположению О. Диллера, что фрагмент текста о зихах в «Periplus Ponti Euxini» (Diller. 1952. P. 129) восходит к Мениппу). Армянский историк Мовсес Хоренаци (Мовсес Хоренаци. История. II 50) сообщает, что в 72 году по Р. Х., во время похода аланов на Персию и Армению, союзниками аланов были все горные народы; грузинская хроника «Жизнь картлийских царей» упоминает участие в этом походе джиков-зихов (Гаглойти. 2007. С. 23), но достоверность этого сообщения сомнительна.

Согласно Арриану (II в.; Arrian. Periplus Ponti Euxini. XVIII 3), зихи жили к северу от санигов (возможно, предки жанеевцев, убыхов или шапсугов), от которых их отделяла р. Ахеунт; их царь Стахемфакс (или Стахемфлас) зависел от Рима. Таким образом, зихи потеряли независимость в течение I века. Северную границу обитания зихов Арриан не называет; их бывш. юж. соседи гениохи расположены уже намного южнее, за санигами, абазгами, апсилами и лазами. Вероятно, гениохи были вытеснены из Северо-Восточного Причерноморья вначале частично зихами, а затем полностью санигами и абазгами.

Информация Клавдия Птолемея (II век) отражает ситуацию для более раннего периода. В перечне народов, живущих на этом побережье (Strabo. Geogr. V 9, 25), он помещает между ахеями и гениохами не зихов, а родственных им по языку керкетов, живших в это время в действительности севернее. Зихов под именем Ζίγχοι он помещает вместе с арихами к северу от горы Коракс (Ibid. V 9, 18). Если Коракс связан с одноименной рекой, то зихов Птолемея следует локализовать на границе совр. Абхазии и юга Краснодарского края, т. е. там, где у Арриана находятся саниги. Расхождения в передаче имени зихов в эту эпоху (Ζυγοί, Ζυγίοι, Ζιλχοί, Ζίγχοι) можно объяснить тем, что они не так давно стали предметом изучения в античной географической науке.

В конце IV века зихов (Ζίκχοι) упоминает свт. Епифаний Кипрский (Epiphanius. Ancoratus und Panarion / Hrsg. K. Holl. B., 19852. Bd. 3: De fidei. S. 510). Он помещает их рядом с соседними им лазами, иверами, боспорянами и Сарматией как один из доминирующих этносов на Сев. Кавказе к этому моменту. Сомнительно, что с именем зихов как-то связан Ziezi, легендарный прародитель булгар, упоминаемый в латинском «Хронографе 354 года» (вопреки мнению А.В. Гадло - см.: Гадло. 1979. С. 56-57). В «Жизнеописании Вахтанга Горгасали» (VIII век?) повествование о войне грузинского царя с джиками-зихами и печенегами в конце V века, очевидно, является легендарным, хотя может содержать отголоски какого-то зихско- или черкесско-грузинского конфликта.

Анонимный «Periplus Ponti Euxini» указывает, что зихи жили от Ахеунта (как и у Арриана) до г. Пагры на месте древних гениохов, кораксов, кориков (т. е. коликов), меланхленов, махелонов, колхов и лазов (т. е. в тех же границах, что и у Страбона), а также от Пагрской гавани до Ст. Ахеи на месте древних ахеев. К северу от них жили евдусиане, говорившие в т. ч. по-готски. На датировку этой ситуации VI-VII веков указывают археологические свидетельства о присутствии готов (вероятнее всего, тетракситов) на этой территории, в районе Дюрсо (Причерноморье и Закавказье. 2003. С. 200-206). Из длинного списка «Periplus Ponti Euxini» смененных зихами народов одна часть взята у Псевдо-Скилака (VI - нач. V в. до Р. Х.), использовавшего Гекатея (VI век до Р. Х.), другая - у Арриана. Из текста неясно, когда зихи сменили в Зихию древних его обитателей. Поскольку Арриан уже не упоминает ахеев и гениохов, смена этих народов зихами могла произойти до II века Cогласно «Periplus Ponti Euxini», к VI веку во владениях зихов находилось поселение Ст. Ахея (граница старой территории ахеев примерно та же, что и у Артемидора Эфесского). Однако на месте гениохов Страбона в «Periplus Ponti Euxini» появляются не зихи, а саниги Арриана. Следовательно, необходимо различать 2 стадии утверждения зихов в Сев.-Вост. Причерноморье: вытеснение ахеев и части гениохов зихами в начале I века до Р. Х. и смену оставшихся гениохов санигами в I веке по Р. Х. Неоднородный этнический состав адыгов Нового времени не исключает предположение о том, что остатки ахеев и, возможно, гениохов вошли в зихский племенной союз.

Ключевым вопросом для реконструкции истории Зихии является локализация географических названий, приведенных у Арриана и в основывающемся на нем «Periplus Ponti Euxini». Можно уверенно установить соответствия древних и современных топонимов: р. Аваск - Мзымта или Псоу; р. Мозигн или Врухонт - район Мацесты; р. Нисия и соседний мыс - район Сочи; р. Масетик - район Дагомыса, Лоо или Вардане; р. Ахеунт (или Васия), южная граница Зихии - район Головинки или Лазаревского; Гераклов (или Спокойный) мыс, крепость Вага и Леи - район Туапсе; Никопсия, она же Ст. Лазика у Арриана, у р. Псахапсия - район Новомихайловского и р. Нечепсухо; Ст. Ахея - район Архипо-Осиповки; Паргрская гавань - Геленджик; Священная гавань - Новороссийск. Таким образом, территорию Зихии «Periplus Ponti Euxini» определяет от Геленджика до Головинки.

В середине VI века византийский историк Прокопий Кесарийский (Procop. Bella. II 29, 15) помещает зихов между абазгами и аланами с юж. стороны и савирами с северной. В другом месте (Ibid. VIII 4, 2) Прокопий указывает, что в древности (κατὰ παλαιόν) царя зихов утверждал на троне римском император, но к VI веку они полностью отделились от империи. Наконец, южными соседями зихов Прокопий называет сагинов, т. е. санигов. Таким образом, границы Зихии по Прокопию в основном совпадают с границами по «Periplus Ponti Euxini».

Христианство

Вероятно, в IV веке христианства в Зихии еще не было (свт. Епифаний Кипрский помещает зихов среди народов Кавказа, имевших в то время собственные племенные религии). В середине VI века Прокопий Кесарийский также не называл зихов христианами в отличие от абазгов. Тем не менее во 2-й трети VI века в Зихии уже была своя епископская кафедра. Под актами Константинопольского Вселенского V Собора 552 года стоят подписи Дометиана, «епископа народа зихов» (ACO. III 28, 115, 126, 155, 162, 171, 184). В 4 случаях из 7 перед подписью Дометиана находится подпись еп. Иоанна Боспорского, что может свидетельствовать о связи молодой кафедры Зихии с соседней Боспорской (образована не позже начала IV века).

Территория епархии Зихии в VI веке должна была соприкасаться с территорией Фанагорийской епископии на азиатском берегу Боспора. Можно предположить, что учреждение кафедры Зихии состоялось в рамках политики имп. Юстиниана I по укреплению связей с союзниками Византийской империи в Восточное Причерноморье, а выполнено было при помощи Боспорского епископа. Другим посредником византийского влияния могла быть созданная в 535 году пров. Понт Полемониакский, близкий южный сосед Зихии. Центром епархии Зихии вскоре стал г. Никопсия. С VII века епархия Зихии упоминается в перечне епархий Константинопольского Патриархата, где автокефальные епископские кафедры Херсона, Боспора и Никопсии указаны как относящиеся к епархии Зихии, хотя лишь Никопсия находилась непосредственно на ее территории (Darrouzès. Notitiae 1-5 VII-IX вв. episcopatuum). В этот период название Зихии могло служить общим наименованием для области церковной юрисдикции кафедр Северного и Северо-Восточного Причерноморья. В Notitia 1 кафедра Никопсии занимает 26-е место среди автокефальных епископий (общее 64-е); в Notitia 2 - 27-е (68-е); в Notitia 3 - 35-е и отнесена к Абазгийской епархии, тогда как в Зихии появляется новая кафедра сугдаев (Σουγδάων), занимающая 30-е место; в Notitiae 4 и 5 Сугдейская кафедра исчезает, а Никопсия в Зихии возвращается на 26-е место. Дж. Федальто (Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 391) ошибочно относит 2 последних упоминания к Абазгийской епархии. В Notitia 7 З. и Никопсия не упоминаются; в Notitia 8 (X в.) кафедра З. расположена уже в Матрахе (Матарха, Таматарха; рус. Тмутаракань, ныне станица Тамань Краснодарского края). Город являлся не зихским, а греческим центром. К этому времени северная граница Зихии дошла до старого русла Кубани, близ Матрахи. Неясно, был ли Павел Зихийский, участник Константинопольского Собора 879 года (Ibidem), архиепископом Никопсии или Матрахи. Титул «Зихийский» архиепископы, а с начала XIV века митрополиты Матрахи сохраняли до XV века.

Никопсия известна как одно из мест, куда в VIII веке бежали иконопочитатели (Stephanus Diaconus. Vita St. Stephani Junioris // PG. 100. Col. 1117). Последним по времени свидетельством о кафедре в Никопсии является рассказ Епифания Монаха, посетившего город в 815-820 годы В «Житии апостола Андрея» Епифаний сообщает, что зихи - люди «жестокие и доныне наполовину неверующие»; он упоминает о гробнице ап. Симона Кананита в Никопсии (Греч. предания. 2005. С. 311-312). Никопсийская кафедра была упразднена или перенесена в Матраху в середине IX века. Предание об ап. Симоне Кананите в Никопсии появилось, вероятно, под влиянием Боспора, где известия о его проповеди и погребении фиксируются с V века (Виноградов. 2007 год). Епифаний Монах упоминает о проповеди ап. Андрея в Зихии, имея сведения о существовании там гробницы ап. Симона, спутника ап. Андрея (хотя, согласно Житию, ап. Симон остался в Абазгии). Слова Епифания о том, что зихи хотели убить апостола, появились скорее всего из-за сведений об их жестокости. Согласно Епифанию, от зихов апостол отправился проповедовать к верхним сугдаям (Σουγδάοι οἱ ἄνω), к «людям послушным и кротким», жившим между территорией, занимаемой зихами, и Боспором. Сведения о кавказских сугдаях в др. источниках (Равеннский аноним (Itineraria Romana / Hrsg. J. Schnetz. Stuttg., 1990r. Bd. 2 / Hrsg. M. Zumschlinge), Роман об Александре (Historia Alexandri Magni (Pseudo-Callisphenes) / Hrsg. G. Kroll. B., 1926 и др.)) заставляют видеть в верхних сугдаях Епифания реально существовавший народ, к-рый можно соотнести с потомками евдусиан из анонимного «Periplus Ponti Euxini». При этом если верхние сугдаи жили севернее зихов, то нижними сугдаями могли быть сами зихи, что согласуется с временным появлением Сугдейской кафедры на месте Никопсийской в Notitia 3ихии. Вероятно, под именем «сухи» сугдаи выступают в осет. нартском эпосе как враги нартов-аланов (Кузнецов. 1984). Свидетельство Епифания о состоянии христианства у зихов объясняет возможные причины переноса кафедры Зихии в греческим Матраху, соседями которой были более христианизированные верхние сугдаи.

На рубеже IX и X веков «большинство, чтобы не сказать все» зихи, как пишет Никита Давид Пафлагон (Греч. предания. 2005. С. 287), были неверующими, соседняя с зихами страна верхних сугдаев, сообщает он, «теперь необитаема».

В армянской «Географии» VII века зихи упомянуты в главе «Об азиатской Сарматии» (Еремян. 1973). Прп. Феофан Исповедник (начало IX века; Theoph. Chron. P. 434) отмечает, что в 763-764 годы Чёрное море замерзло от Зихии (Ζιγχία) до Болгарии. В X веке Продолжатель Феофана (Theoph. Contin. II 12) упоминает зихов вместе с иверами в войске Фомы Славянина, в 820-823 годы поднявшего восстание в византийской Малой Азии. В середине Х века сведения о Зихии приводит император Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей». В 6-й главе он утверждает, что крымские печенеги осуществляют связь между Херсоном и территорией зихов. В рассказе об островах Зихии (Const. Porphyr. De adm. imp. 42) он сообщает об аланских набегах, от которых зихи прятались в крепостях. Зихи отсутствуют в числе адресатов императорских посланий X века к правителям Кавказа, что говорит о том, что в Зихии в это время не было центральной власти (Ibid. 48). Территория Зихии простиралась на значительное расстояние в глубь материка относительно античных границ (Ibid. 53). Константин включает в состав Зихии расположенную к востоку от нее Папагию, где также жили зихи. Сообщение может свидетельствовать скорее всего о языковом родстве зихов с папагами и касахами. Последние отождествляются с касогами, т. е. с совр. черкесами-кабардинцами, действительно родственными зихам-адыгам по языку.

Арабский географ аль-Масуди (X век; Золотые копи и россыпи самоцветов. II 40) сообщает, что у Чёрного моря живут язычники кашаки (т. е. касоги-касахи; Минорский. 1963. С. 206), очевидно называя зихов именем родственного им народа. Последнее подтверждает и информация об аланских набегах на побережье, соотносимая со сведениями из трактата Константина VII и отчасти из нартского эпоса. От аланов местные жители спасались в укреплениях. Кроме того, аль-Масуди пишет, что зихи не желают иметь над собой одного царя (ср. со сведениями Страбона), иначе они были бы сильнее аланов. Указание аль-Масуди на язычество зихов совпадает со свидетельствами об угасании христианства в Зихии в Х веке.

По мнению ряда исследователей (Пьянков. 2004), в VIII веке мог жить правитель Инал, который, согласно адыго-кабардинским родословным XVIII веке, объединил касогов и зихов-адыгов в сильную державу и носил тюркский титул «ак-ябгу» (зап. правитель). Среди врагов хазар зихи упоминаются в т. н. Кембриджском документе, тексте еврейско-хазар. переписки Х века (если правильно исправление   на  ; Коковцов. 1932. С. 100-101, 123; здесь же см. об отождествлении зихов с народом збух из «Книги Иосиппон»). У адыгов якобы существовало предание о походе на хазар и взятии Саркела (Ногмов. 1982. С. 80-81). Не исключено, что описанный в «Повести временных лет» поход кн. Мстислава Владимировича Тмутараканского против касогов (1022 год) был направлен против Зихии, а побежденный им в единоборстве Редедя был правителем зихов, однако также возможно, что речь здесь идет о собственно касогах-касахах. В адыгском фольклоре сохранилось предание и об этом столкновении, и о совместном с аланами удачном походе на Тмутаракань (СМОМПК. 1891. Вып. 12. С. 9).

Георгий Кедрин (нач. XII в.; Cedrenus. Comp. hist. Vol. 2. P. 12) повторяет сообщение Феофана, а в другом месте (Ibid. P. 78) упоминает зихов в цитате из Продолжателя Феофана (см. выше). Его же с некоторыми добавлениями цитирует и Генесий (X в.; Genesius. 1978. II 2), помещая зихов между авасиями (абазгами?) и иверами. Свт. Евстафий, архиеп. Фессалоникийский (конца XII века; Eust. Thess. Comment. in Dionysium. 680 // GGM. T. 2), говорит, что нек-рые называют зихами древних синдов. Также он повторяет сообщения Дионисия, добавляя, что зихи - «дичайший народ» (Ibid. 687). Византийский император Мануил I Комнин включал в свой титул наименование «император Зихии, Хазарии и Готии», однако неясно, стоит ли за этим политическая реальность (Pritsak O. Zichia // ODB. Vol. 3. P. 2226; ср. включение титула «царь джиков» в титулатуру грузинских царей XV века).

 К концу XI - началу XII векав относится печать Михаила, «архонта Матрахи, Зихии и Хазарии» (или «Матрахи Зихийской и Хазарии»), однако, какой частью Зихии он мог владеть в это время, неизвестно (Bãnescu. 1941; если следует читать «Матраха Зихийская», то о власти над древней территорией Зихии речь не идет). Отождествление архонта Михаила с русским кн. Олегом Святославичем Тмутараканским остается предметом дискуссии (Чхаидзе. 2007). В Типиконе монастыря св. Иоанна Предтечи упоминается «возлюбленный брат наш хартуларий кир Константин τῆς Ζικχίας» (Papadopoulos-Kerameus. 1913. P. 62), умерший, по всей видимости, в конце XI века: неясно, был ли он хартуларием в Зихии либо, что менее вероятно, хартофилаксом Зихийской епархии или происходил оттуда.

Георгий Пахимер (Pachymérès. 1984. Vol. 2. P. 445) сообщает, что с ордой Ногая смешались и стали ее союзниками аланы, зихи, готы и русские; непонятно, идет ли здесь речь собственно о зихах или об их вост. родственниках (касогах, черкесах). Визант. писатель XIII в. Константин Акрополит (Λόγος εἰς τὸν μεγαλομάρτυρα κα μυροβλήτην Δημήτριον, 64 // Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. Τ. 1. Σ. 160-215) помещает зихов в список народов Причерноморья («болгары, пеонцы, мисийцы, зихи, русь, аланы, скифы, меланхлены, савроматы»), отражающий ситуацию более раннего времени. В XIII веке венгерские и итальянские путешественники называют Матраху городом Зихия (Pritsak O. Zichia // ODB. Vol. 3. P. 2227), вероятно, в связи с тем, что она была центром епархии Зихии, а также из-за продвижения зихов на север и постепенного размывания границ между этнонимами «зихи», «черкесы» и «касоги». Никифор Григора (Niceph. Greg. Hist. 1829. Vol. 1. P. 13) упоминает зихов как жителей Черноморского побережья рядом с абазгами и готами. Византийский автор XIV-XV вв. Иосиф Вриенний считает их «чадами» К-польской Церкви (Dialogus de Spiritu Sancto. 3 // Varia graeca sacra / Ed. A. Papadopulos-Kerameus. St.-Pb., 1909. P. 292-295). Историк XV века Дука (Ducae Michaelis. Historia Byzantina 16 / Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 61-71) пишет, что Тамерлан собрал войско из тавроскифов, зихов и абазгов и с ним, разорив города на Боспоре Киммерийском, вторгся в Армению и Малую Азию. Во всех этих сообщениях остается неясным, идет ли речь собственно о зихах или о родственных им народах.

В болгарском апокрифе «Разумник-Указ» (Тъпкова-Заимова, Милтенова. 1996. С. 293, 295, 299, 303) эмблемой зихов называется веверица (пушной зверек: ласка, горностай или белка). Последние упоминания зихов встречаются в итальянских документах и актах генуэзских колоний Причерноморья XIV-XV веков. Так, в 1333 году Варзахт, один из зихских князей, принял католичество; в 1439 году зихи уже имели в Тамани (Матреге) своего католического архиепископа. Впрочем, в итальянских документах зихами названы все черкесы, а не только собственно зихи. По свидетельствам итальянских путешественников, большинство адыгов, как западных (приморских, т. е. зихов), так и восточных, формально принадлежали к Константинопольской Церкви.

Таким образом, на основе скудных данных источников можно реконструировать следующую картину истории зихов и Зихии. Зихи появляются в Северо-Восточном Причерноморье (возможно, они пришли с равнин Сев. Кавказа) скорее всего в первой трети I века до Р. Х. Они занимают северную часть территории гениохов, от Архипо-Осиповки до Головинки,- самый труднодоступный участок побережья, который Митридат Евпатор в 67 году до Р. Х. вынужден был обойти по морю. К началу II века по Р. Х. зихи заняли и территорию северных соседей ахеев от Архипо-Осиповки до Геленджика. Их юж. соседей гениохов сменили саниги, остававшиеся здесь до VI века. В I веке по Р. Х. зихи стали подчиняться Римской империи (их царь Стахемфакс получил утверждение в нач. II века от римского императора), но задолго до VI века (возможно, в III-IV века) они вышли из подчинения империи.

Ко второй трети VI века в Зихии была создана при помощи Боспорского архиепископа епископская кафедра с центром в Никопсии. Ее предстоятель Дометиан участвовал во Вселенском V Соборе 553 года. Политически зихи в середине VI века оставались независимыми от Византии. С VII века возникает большая епархия Зихии, включившая автономные архиепископии Херсон, Боспор и Никопсию. Во второй половине IX века кафедра была перенесена из Никопсии в Матраху - попытка христианизации Зихии не удалась, хотя адыги до XVIII века формально оставались православными. В Х веке зихи подвергаются набегам аланов и воюют с хазарами.

К середине X века и северные, и южные границы Зихии сдвинулись к северу: к старому руслу Кубани и Новомихайловскому. Это могло быть связано с ослаблением сев. соседа зихов - хазар, а также с усилением юж. соседа - Абхазского царства. В конце XI века Византия претендует на суверенитет над Зихией, однако не исключено, что под термином «Зихия» понимается уже территория Матрахи-Таматархи. В конце XIV века зихи участвуют в походе Тамерлана в Закавказье. После этого упоминание зихов исчезает из источников, они ассимилируются с адыгами и с течением времени вытесняются с побережья в глубь материка (см.: Анчабадзе, Волкова. 1993. С. 17-32).

Архиепископы Зихии: аноним (1023 год; RegPatr, N 826a), анонимный проедр Зихии XI веке (печать в Catalogue of Byzantine Seals. 1991. Vol. 1. N 87.1), Антоний (до 1039 - после 1054 годы; RegPatr, N 846, 869; известны 3 печати с его именем).

Архиепископы Матрахи: Антоний (1054; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 391; печать XI в.: Cheynet. 2001. N 66), Николай Тьмутораканский (конец XI - начало XII веков), аноним (1169; RegPatr, N 1085; Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 5. Σ. 98), Константин (XII век; печать в Catalogue of Byzantine Seals. 1991. Vol. 1. N 83.1), Феодосий (ок. кон. XII в.; Bees. 1976), Василий (1285 год; PLP, N 2403), Каллиник (1344-1346/47; PLP, N 10410), Никодим (1394), Иосиф (1396; PLP, N 9045). Митрополиты Зихии и Матрахи упоминаются в патриарших актах 1317-1318 и 1365 годов  (RegPatr, N 2082, 2499, 2501, 2502). Вскоре после октября 1310 года митрополит Зихии был низложен за симонию (Ibid. N 2006). Ошибочно мнение (Малахов. 1992. С. 173), что подпись еп. Никиты под актами Влахернского Собора 1285 года свидетельствует о временном объединении Зихийской епархии в конце XIII века с Аланско-Сотириупольской (в 1317-1318 годы последняя была самостоятельной). В 1276 году митрополит Зихии собирался посетить в Крыму переселенцев из Зихии (RegPatr, N 1427).

Памятники

Учитывая неоднократные перемещения границ Зихии, для античного и ранневизантийского периода (I-VII веков) территорией Зихии можно условно считать северокавкзское побережье от Геленджика на севере до Головинки на юге, а для средне- и поздневизантийского (VIII-XIII века) - от старого русла Кубани до пос. Новомихайловского. Неоправданным является включение в состав Зихии территории к югу от Головинки до р. Псоу. На этой территории во II-XII веков обитали саниги, а в Х веке здесь фиксируется точно идентифицируемый абхахский памятник - храм в Лоо.

На раннем этапе в материальной истории Зихии поселения почти полностью отсутствуют. Для III-IV веков материальная культура известна лишь по погребениям. Главным памятником этого периода является могильник Бжид (участок 1). Его материалы имеют аналоги как на севере (в Горгиппии), так и на юге (в Абхазии) от Зихии. Возможно, конец его использования на рубеже IV и V веков связан с гуннскими походами в Закавказье (Причерноморье и Закавказье. 2003. С. 190).

В V-VII веков продолжаются контакты населения Зихии с северными соседями, в т. ч. с готами (образцовый памятник - могильник Дюрсо; Там же. С. 200-206), о чем свидетельствуют фибулы и ременные гарнитуры из Бжида и Борисовского могильника, оружие и зеркала из района Туапсе. В том же могильнике Бжид (участок 2) появляются дуговидные фибулы, похожие на абхазские; Агойский могильник также связан с этим регионом. В погребениях Туапсинского р-на к VII веку полностью исчезает кремация, что можно связывать с распространением христианства.

Единственным известным поселением данного периода в Зихии является городище «МТС» у Новомихайловского в устье р. Нечепсухо. Здесь найдено много привозной посуды V-VI векоа, а также каменные кладки, черепица и обломки мрамора, в т. ч. капители, что позволяет предположить наличие храма на этом месте. Уникальность поселения в Зихии для данного периода и сходство названий «Нечепсухо» и «Никопсия» послужили основанием для гипотезы, что здесь находилась Никопсия - кафедра Зихии (Анфимов. 1980). Эта гипотеза вполне оправданна с точкой зрения письменных источников, однако она не стала общепризнанной. Предлагались также без достаточных подтверждений локализации кафедры в районах древнего г. Анакопия (ныне Нов. Афон) (см.: Качарава, Квирквелия. 1991. С. 178), пос. Цандрипша (Воронов. 1990), рек Мзымта, Псезуапсе, Шахе.

Из Джикети происходят мраморные фрагменты, захваченные мегрельским кн. Вамеком Дадиани и вмонтированные в стену его усыпальницы в Хоби (Зап. Грузия; 90-е годы XIV века). Это колонны, капители, детали амвона и столы-менсы, в т. ч. с полукруглым завершением, из проконнесского мрамора. Согласно надписи на храме, Вамек разорил джикетские крепости Гагари (вероятно, Гагра) и Угаги. Под вопросом остается отнесение мраморных фрагментов из Хоби к кафедральной церкви Зихии - собору в Никопсии, упоминаемому Епифанием Монахом. Их датировка VI века и явное византийское происхождение (Хрушкова. 2002. С. 359-378) позволяют связать эти храмы как с основанием архиепископии в Зихии, так и с подобным же процессом в Абхазии: во II тысячилетии все побережье к северо-западу от Пицунды грузины называли Джикети, и поэтому нельзя считать Гагру южной границей Зихии в конце XIV века

Со второй  трети VIII века в погребениях на территории Зихии (Борисовский могильник) начинают появляться предметы салтово-маяцкой культуры, в т. ч. снаряжение всадника и коня. При этом керамика остается в основном местной. Это т. н. культура кремаций кубанско-черноморской группы. Весьма вероятна связь группы с хазарами, продвинувшимися в данный период на юг, а также с др. тюркскими и угорскими племенами.

Для VIII-IX веков характерно наличие большего числа поселений. Однако в основном они сосредоточены на севере (левобережье Кубани) - на территории, принадлежность которой Зихия для данного периода неясна. Кроме того, памятники в низовьях Кубани (напр., поселение Уташское), христ. по своему характеру, отличаются от памятников на зихийском побережье культурой кремации. На территории собственно Зихии данного периода известно городище Дузу-Кале около Новомихайловского с крепостью, сложенной из тесаного камня на извести, в стену которой вмонтирована плита с крестом, что позволяет говорить о памятнике высокой строительной культуры, возможно византийской. Городище находится неподалеку от одного из предполагаемых мест Никопсии. Крепость в Дузу-Кале продолжала функционировать и позднее, равно как и крепости в устье Нечепсухо и на окраине пос. Новомихайловского (городище «МТС»). Другие храмы данного периода здесь неизвестны, лишь с кладбища у хутора Уташ около Анапы происходит серия каменных крестов - возможно, там был храм.

В конце XI - первой половине XIII веков в Зихии кремировали умерших. На самом севере Зихии есть, однако, ингумационные погребения с конем (могильники у Раевского городища и пос. Варваровка), что указывает на присутствие кочевников-половцев. В XIII веке существовало поселение Утриш. Возможно, с Уташского городища происходит надпись севаста Артемия (XIII век?), вероятно командира местного племенного отряда (Латышев. 1896. № 107). Вторжение монголов в середине XIII века во многом изменило Зихию и ее культуру.

 

©Православная энциклопедия

Литература
  • Markwart J. Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge. Lpz., 1903
  • Bãnescu N. La domination byzantine а Matracha (Tmoutorokan), en Zichie, en Khazarie et en «Russie» à l'époque des Comnènes // Bull. de la section hist. de l'Acad. Roumaine. Bucur., 1941. Vol. 22. P. 57-77

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты