ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ

0 комментариев

ЖУРНАЛЫ ЦЕРКОВНОПЕВЧЕСКИЕ - русское периодические издания конца XIX - начала XX века, преимущественно либо частично посвященные церковному пению.

«Музыка и пение»

Ежемесячный журнал, публиковавший ноты для одноголосного и хорового пения, фортепиано и др. инструментов и статьи о музыке. Издавался в С.-Петербурге с 1894 по 1917 годов. Первоначально имел подзаголовок «Ежемесячный журнал для пения одноголосного и хорового, фортепиано и других инструментов», с 1906 года - «Литературно-музыкальный журнал для пения одноголосного, хорового, фортепиано и других инструментов». Подписной год длился с 15 ноября по 15 октября следующего года (т. е. 1-м номером считался ноябрьский).

Главная контора журнала находилась при книжно-музыкальном магазине П.К. Селиверстова (Садовая ул., 22). Владелец магазина, бывш. воспитанник Придворной певческой капеллы, был 1-м издателем и редактором журнала. После его смерти, с № 12 за 1905 год по № 1 за 1909 год журнал редактировала его жена А.С. Селиверстова. С № 10 за 1908 по № 5 за 1914 годы редактором был М.А. Гольтисон; с № 5 по № 9 за 1914 год - В.С. Иванова. С № 9 до последних номеров журнала, вышедших в январе и феврале 1917 года, редактором был Н.И. Привалов.

Журнал выполнял музыкально-педагогическую и просветительскую функции. По замыслу издателей он должен был дать возможность любителям музыки и начинающим музыкантам за самую скромную плату изучать лучшие образцы вокальной и инструментальной музыки как классических, так и совр. авторов. Подписчикам предлагалось приобрести ноты на 90% дешевле их стоимости в розничной продаже. Первоначально годовой экземпляр «Музыки и пения» составлял около 400 страниц. Журнал выходил тетрадями до 35 страниц большого формата (33×24,7 см). В нем печаталось до 150 музыкальных сочинений в год: гимны, пьесы для хорового пения, пьесы для фортепиано - легкие и средней трудности, танцы и романсы, материалы о певческом аппарате и постановке голоса, а также очерки по истории и теории музыки, некрологи, рассказы и биографические статьи о выдающихся русских музыкантах, заметки о культурных и музыкальных событиях, объявления о международных музыкальных конкурсах.

Литературная часть журнала формировалась постепенно. Небольшие заметки и новости музыкльной жизни с 1895 года стали публиковать в разд. «Музыкальное эхо». «Краткий обзор новейшей духовно-музыкальной литературы» свящ. Михаила Лисицына печатался с ноябрь 1898 по сентябрь 1901 годов; здесь в алфавитном порядке по фамилиям авторов перечислялись опубликованные произведения более 70 рус. духовных композиторов с кратким разбором и оценкой их авторского стиля. Его сменил библиографический раздел, появившийся в феврале 1901 года С № 6 за 1902 год периодически публиковались письма читателей на злободневные темы.

С ноября 1902 года литературной часть состояла из сформировавшихся ранее разделов и включала исторические, критические, теоретические, научно-музыкальные статьи, очерки и заметки по светской и духовной тематике. 2-я часть журнала состояла из 4 отделов: «Церковное, школьное и хоровое пение», «Арии и романсы для пения с фортепиано», пьесы для фортепиано в 2 руки, пьесы для смычковых и духовых инструментов.

С № 5 за 1904 год в журнале был создан раздельные «Ответы редакции», благодаря которому начинающие композиторы могли познакомиться с рецензиями на свои произведения, отосланные в журнал с целью публикации, а начинающие музыканты - получить ответы на вопросы, связанные с музыкой.

С № 9 в 1905 года в литературной части появился разд. «Музыка в беллетристике», в котором помещались небольшие очерки, рассказы, этюды. С № 6 по № 12 в 1909 году здесь были напечатаны «Воспоминания о Придворно-певческой капелле» Д.Т. Рослякова, бывшего малолетним певчим в капелле в 1803 году.

В конце 1906 года в литературной части журнала «в помощь регентам небольших хоров» появился разд. «Церковно-хоровое дело». Здесь помещались рассказы о певческих коллективах, работавших в малодоходных приходах, сообщалось о том, в чем нуждались эти коллективы. «Музыка и пение» уже несколько лет считался самым распространенным музыкальном журналом в России и имел множество подписчиков за рубежом. К 1908 году в 12 номерах журнала содержалось около 400 произведений современных и классических композиторов и 200 страниц текста.

Периодически издавались приложения к журналу. Так, в 1896 году читателям была предложена «Новая рациональная метода пения» Н. И. Брянского, а в ноябре 1896 и сентябре 1897 годов- «Нотная грамота» А.Н. Карасёва. В № 3, 7, 8, 9, 11, 12 за 1898 г. в качестве приложения вышли музыкальные произведения С.А. Зайцева, В.Л. Лирина и Д.С. Бортнянского. В 1900 году в приложениях к № 5 и № 11 были напечатаны песнопения Литургии св. Иоанна Златоуста М.С. Панфилова. В № 4 за 1901 году вышло довольно большое по объему приложение с духовными произведениями Бортнянского и свящ. Лаврентия Карпенко. В ноябрьском и декабрьском номерах за 1901 год редакция предложила подписчикам духовные произведения Ф.М. Максименко. С ноября 1902 года, идя навстречу пожеланиям читателей, редакция предоставила им право заменять музыкальные отделы журнала приложениями по выбору. Это могли быть клавиры опер или альбомы для церковного, школьного и хорового пения. В 1912 году в приложении к № 12 были напечатаны духовные сочинения Г.Я. Ломакина, свящ. Василия Старорусского, М.П. Строкина и архим. Феофана (Александрова). Бесплатное декабрьское приложение за 1914 год представляло собой полное собрание песнопений Литургии свт. Иоанна Златоуста под редакцией Привалова.

Бессменными сотрудниками журнала были композиторы и музыкальные деятели свящ. (впосл. протоиерей) Михаил Лисицын, Г.А. Казаченко и Гольтисон. Музыковед и публицист Н.А. Зинченко тесно сотрудничал с журналом в 1-й год его издания, опубликовав неск. очерков по истории музыки, в т. ч. краткий очерк по истории духовного пения в России. Неск. работ по истории рус. музыки опубликовал в журнале Н. Ф. Финдейзен. В № 8 за 1900 год был напечатан его призыв к основанию всеобщего союза русских музыкантов.

Прот. Михаил Лисицын был одним из самых активных сотрудников журнала. Его «Очерки из истории русской церковной музыки» (печатались также в журнале «Народное образование») выходили с ноября 1899 по сентябрь 1900 годы В № 2 за 1900 г. и № 3 за 1901 года исследователь опубликовал анализ «Идеи грамматики мусикийской» Н.П. Дилецкого (на основе московской редакции) и объяснил используемую им систему гексахордов.

Вопросу возрождения древнерусского церковнопевч. искусства посвящен опубликованный в журнале доклад прот. Димитрия Аллеманова «К восстановлению церковнопевческой старины», составленный для Наблюдательного церковнопевческого совета при Синодальном училище церковного пения в Москве (1912 год. № 10 - 1913. № 3) и очерк Привалова «Из области церковной археологии» о сакнт-петербургском исследователе В.Г. Дружинине и его коллекции рукописей (1914 год. № 6-8, 10). В работе Привалова опубликованы духовные стихи (без нотации): «Слезы ливши о Сионе», «Стих о святом Николае Чудотворце», «Взирай с прилежанием», «Стих о всемирном потопе» (выговский), «Стих о Вавилонском пленении» или «О последнем благочестии» и «Стих о Варлааме» (об Иоасафе Царевиче).

Более 20 лет журнал публиковал статьи, очерки и рассказы об истории Российского национального гимна «Боже, царя храни» и о его авторе А.Ф. Львове. В музыкальной части предлагались различные хоровые и инструментальные переложения гимна, печатались национальные гимны других стран, а литературные очерки рассказывали о происхождении, характере и значении гимна как торжественного, хвалебного жанра.

Журнал живо реагировал как на события, происходившие в мире светского искусства, так и на события духовно-музыкальной жизни России. С 1908 года в издании печатались письма читателей и отзывы редакции на заседания, доклады и резолюции Всероссийских съездов регентов и хоровых деятелей в Москве. Судя по этим публикациям, отношение к съездам было скептическое, а в нек-рых случаях негативное. Писали о неудачах и даже провалах съездов, объясняя их плохой организацией, малым количеством интересных докладов и отсутствием на заседаниях с.-петербургских деятелей. В № 10 и 12 за 1908 год была помещена небольшая публикация Гольтисона, содержащая общие, крайне осторожные рассуждения на тему полезности съезда, а также представлен краткий обзор принятых на нем резолюций. В № 9 за 1909 год было напечатано письмо прот. Димитрия Аллеманова, в котором содержался решительный отказ быть председателем на 3-м съезде хоровых деятелей. В № 6 за 1913 г. в рубрике «Церковно-хоровое дело» было дано краткое объявление об отмене предполагавшегося в С.-Петербурге Всероссийского съезда хоровых деятелей по причине «несочувствия музыкантов».

В 1906 году началась полемика вокруг личности А.А. Архангельского. В опубликованных в журнале письмах утверждалось, что Архангельский «и не музыкант и не композитор, а компилятор дурного тона, и при том четвертого разряда» (№ 7). В статье «Полиция на клиросе» (№ 6) автор «Си-ми-ля» назвал Архангельского «известным хоровым дисциплинатором», а в ст. «Успехи клиросной жандармерии» (№ 8) - «генерал-жандармом от клироса». В № 4 за 1908 год напечатаны отзывы Гольтисона о прекрасном пении хора под упр. Архангельского («Юбилейный концерт А. Архангельского»), в № 4 за 1913 году его же сообщение, что Архангельский «является родоначальником русского серьезного хорового дела и единственным хоровым дирижером, равного которому нет в Европе». Вероятнее всего, бурное обсуждение личности и профессиональных качеств Архангельского было связано с тем, что в 1906 году он был назначен главным инспектором Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров.

Журнал в целом отражал рост интереса к церковнопевческому искусству и регентскому делу в начале XX века. В литературной части широко обсуждались проблемы профессионализма регентов и певчих церковных хоров, их социальный статус и материальное положение. Поднимались вопросы об участии народа в православном богослужении как о способе борьбы с сектами. Библиографический отдел не только описывал количество церковнопевчеком изданий, но и предоставил свои страницы прот. Михаилу Лисицыну для музыковедческого анализа произведений современных духовных композиторов. Критические отзывы зачастую вызывали несогласие авторов и приводили к полемике, в процессе к-рой освещались новые интересные темы.

Журнал «Музыка и пение» издавался более 20 лет, что является рекордным сроком для литературно-музыкальные издания в России. В начале первой мировой войны журнал еще издавался, несмотря на трудности с типографией. Он прекратил существование лишь после февральских событий 1917 года.

«Русская музыкальная газета»
РМГ впервые вышла в 1894 году в Санкт-Петербурге. Последним был № 11/12 за 1918 год Основатель, издатель и главный редактор - музыковед, музыкальный критик и общественный деятель Н.Ф. Финдейзен. Во вступительной статье к № 1 он обозначил основные задачи издания, указывая на недостаточность освещения в прессе выдающихся явлений российской музыкальной культуры, к которым он отнес прежде всего русскую национальную оперу и народную музыку (1894 год. № 1. С. 1-2). Журнал предоставил широкие возможности для публикации исследований в этих и др. областях музыкальной науки: РМГ стала одним из лучших дореволюционных муз. изданий и по широте охвата событий, и по качеству публикуемых материалов, поскольку в газете сотрудничали известные российские муз. критики и мн. музыканты-профессионалы.

С 1894 по 1898 годы издание было ежемесячным. В 1894 и 1896 годы вышло по 12 тетрадей, в 1895 и 1898 годы - по 11 тетрадей (сдвоены номера 5 и 6), в 1897 года - по 10 тетрадей (сдвоены номера 5 и 6, 7 и 8). С 1899 года РМГ стала выходить еженедельно (52 номера), а в летний период печатались сдвоенные номера. В последние 2 года существования РМГ количество номеров сокращалось. В 1917 гда вышло 36 номеров, в 1918 году - 12 номеров (6 сдвоенных тетрадей).

В работе редакции активное участие принимали Финдейзен, А.В. Оссовский и Е.М. Петровский, среди сотрудников издания были другие видные музыкальные деятели.

Структура РМГ на протяжении всего периода ее существования не менялась. 1-й раздел включал развернутые статьи и очерки, 2-й составляла хроника муз. жизни, 3-й - «Библиография», с 1913 по 1917 годы он выходил в качестве приложения к РМГ под названием «Библиографический листок».

Тематика 1-го раздела обширна: статьи, посвященные творчеству композиторов, исполнителей и муз. деятелей, обзор деятельности театров и концертных организаций, исторические очерки, музыкально-теоретические работы, статьи этнографического характера, отклики на музыкальные явления современности. В отдельной рубрике «Периодическая печать о музыке» публиковался краткий обзор некоторых музыкальных материалов из других изданий. В конце раздела помещались некрологи.

Среди исторических материалов РМГ - статьи, посвященные жизни и творчеству композиторов, как отечественных, так и зарубежных. Особую ценность представляют подборки писем и документов, многие из к-рых публиковались впервые. Это письма А.Н. Серова, В.В. Стасова, А.Н. Верстовского, А.С. Даргомыжского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Ф. Листа, Р. Шумана, материалы к биографиям Бортнянского и прот. Димитрия Разумовского и других. М.И. Глинке была посвящена специальная рубрика «Глинкиана», содержавшая письма и материалы к биографии композитора.

Публиковались очерки о жизни композиторов и выдающихся исполнителей и музыкальных деятелей, пользовалась популярностью рубрика «Современные музыкальные деятели».

Развернутые исторические очерки знакомили читателей с музыкальной культурой России и др. стран. Печатались статьи об истории творческих организаций и филармоний (публикации к юбилею Свнкт-Петербургской филармонии, Мариинского театра и др.), о связи музыки с художественной литературой (произведениями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого), об истории отдельных инструментов.

В ряде статей и критических очерков подробно рассказывалось о жизни и творчестве В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Шопена, Шумана, И. Брамса, Р. Вагнера. Вышло несколько специальных выпусков: это номера, посвященные творчеству отдельных композиторов (И.С. Баха, Бородина, Брамса, А.К. Глазунова, Глинки, К.Ю. Давыдова, А.К. Лядова, Моцарта, Мусоргского, Э.Ф. Направника, А.Г. Рубинштейна, В.А. Сенилова, С.И. Танеева, П.И. Чайковского, Н.Н. Черепнина, Шопена), исполнителей (Ф.И. Шаляпина), а также тематические («В. Шекспир в музыке», «Дирижеры в России», «50-летие Московской консерватории», «100-летие Отечественной войны 1812 года», «Современные композиторы», «Современные испанские композиторы», «Современные польские композиторы», «Современные русские композиторы»). Было опубликовано несколько переводов статей зарубежных авторов: Ш. Гуно, Вагнера, Г. Римана, О.А. Клаувеля.

Большое внимание уделялось музыкально-теоретическим проблемам («Мажор и минор с физической точки зрения» И. Львова (1902 год. № 20/21. Стб. 545-553; № 22/23. Стб. 577-584), «О персо-арабской гамме» В.И. Петра (1905 год. № 33/34. Стб. 769-776; № 35/36. Стб. 807-808), новым стилевым музыкальным течениям («О совр. стремлениях к новой музыкальной (тональной) системе» Н.Н. Черкаса (1917 год. № 1. Стб. 11-14; № 2. Стб. 33-37; № 3. Стб. 60-64; № 4. Стб. 93-96; № 5. Стб. 127-129), «Музыка футуристов» И.В. Липаева (1914 год. № 44. Стб. 779-782; № 45. Стб. 813-815; № 46. Стб. 836-841; № 48. Стб. 897-900; № 49. Стб. 915-917; № 50. Стб. 931-937; № 51/52. Стб. 965-967)).

Широко освещались вопросы музыкальной фольклористики: исследования русской, башкирской, украинской и грузинской народной музыки (Финдейзена, М.А. Баланчивадзе, А.Л. Маслова и др.), а также рубрика «Народно-певческое дело».

Печатались статьи и очерки о церковнопевческой традиции. Вопросам церковной жизни, деятельности церковных хоров посвящены статьи Петра «О современном состоянии церковного пения в Киево-Печерской лавре» (1903 год. № 27/28. Стб. 631-642; № 45/46. Стб. 119-1124) и др. Публиковались научные статьи: А.В. Преображенского «Из «Словаря русского церковного пения»: Духовные композиторы и писатели по церковному пению» (1897. № 1. Стб. 101-112; № 3. Стб. 405-414), «Реформа богослужебного пения в католической Церкви» (1897 год. № 10. Стб. 1287-1296; № 11. Стб. 1517-1532), «Придворная капелла 150 лет назад: (По Штелину)» (1902 год. № 11), «О сходстве музыкального письма с греческим в певческих рукописях XI-XII вв.» (1909 год. № 8-10); прот. Василия Металлова «Синодальные, бывшие патриаршие певчие» (1898 год. № 10. Стб. 845-851; № 11. Стб. 945-950; № 12. Стб. 1041-1049; 1901. № 17/18. Стб. 489-494; № 19/20. Стб. 513-521; № 21/22. Стб. 586-591; № 23/24. Стб. 606-611; № 25/26. Стб. 636-645); С.В. Смоленского «Чтения из истории русского церковно-певческого искусства» (1910 год. № 3. Стб. 71-76; № 4. Стб. 110-127; № 11. Стб. 273-279; № 12. Стб. 314-318), «Несколько новых данных о так называемом кондакарном знамени» (1913 год. № 44. Стб. 973-977; № 45. Стб. 1007-1010; 46. Стб. 1039-1044; № 49. Стб. 1132-1136); Н. М. Соловьёва «Богослужебное пение древней христианской Церкви» (1905 год. № 25/26. Стб. 639-646; № 27/28. Стб. 673-677; № 29/30. Стб. 704-711; № 31/32. Стб. 733-743); Н.И. Компанейского ««Задостойник» Турчанинова и «Достойно» Чайковского» (1902 год. № 17. Стб. 481-487; № 18/19. Стб. 514-519), «О значении рукописных нот для церковных хоров» (1902 год. № 38. Стб. 846-850; № 39. Стб. 910-913), «Современное демество» (1902 год. № 6. Стб. 161-170; № 47. Стб. 878-895; № 49. Стб. 1227-1235; № 50. Стб. 1258-1264), «Влияние сочинений Глинки на церковную музыку» (1904 год. № 19/20. Стб. 494-503), «Староболгарское церковное пение: Литургия» (1905. № 51/52. Стб. 1274-1276), ««Чертог Твой» П.Г. Чеснокова» (1905 год. № 45. Стб. 1093-1096), «Демественные собрания» (1907. № 12. Стб. 341-345); прот. Михаила Лисицына «Г.Ф. Львовский как композитор (1895 год. № 3. Стб. 191-198) и др. В журнале обсуждались проблемы обучения певчих, напр. в статьях автора До-ре-ми-соль (псевдоним свящ. Василия Лебедева) «Несколько слов в защиту регентских классов и о средствах распространения истинного церковного пения» (1896 год. № 1. Стб. 75-80), В. Рклицкого «О постановке пения в церквах при духовно-учебных заведениях» (1896 год. № 6. Стб. 671-674), С.Е. Панова «Еще к вопросу об улучшении церковно-певч. дела» (1902 год. № 7. Стб. 199-201); была создана специальная рубрика «Церковно-певческое дело».

В разд. «Музыка в провинции» помещались корреспонденции из разных городов России о церковнопевческой жизни: духовных концертах, регентах, жизни духовных хоров, церковнопевческих обществах.

Проблемам музыкального образования наряду с отдельными публикациями была посвящена рубрика «Музыка и пение в наших учебных заведениях». Широко обсуждались вопросы реформирования муз. образования в России, освещались новые законы в области музыки, в частности проблемы авторского права.

Раздел «Хроника» включал неск. подразделов: о музыкальной жизни Санкт-Петербурга, Москвы и провинции, заграничные известия. Здесь помещались рецензии на концерты и театральные постановки и обсуждались важные события музыкальной жизни, деятельность оперных трупп (их состав, репертуар, характеристика отдельных исполнителей). Особое внимание в «Хронике» уделялось деятельности отд-ний РМО: публиковались сведения о персональном составе дирекции, проводимых концертах и мероприятиях, печатались отчеты о работе отд-ний РМО за год.

В рубрике «Музыка за границей» публиковалась краткая информация о наиболее важных событиях музыкальной жизни в странах Европы и Америки. В виде отдельного раздела печатался обзор «Русская музыка за границей», в котором речь шла о деятельности рус. артистов и исполнении сочинений русских композиторов за рубежом.

Разд. «Библиография» содержал информацию о новых музыкальных книгах и нотных изданиях и рецензии на них.

«Баян»
Общедоступный журнал, выходил в Тамбове ежемесячно с января 1907 по август 1909 годов. Издавался на средства Попечительства о народной трезвости. Редактор-издатель - П.Н. Бигдаш-Богдашёв. Печатался в типографии Н. Бердоносова и Ф. Пригорина. Подзаголовок журнала менялся: в № 1-8 за 1907 год - «музыкальный народно-певческий журнал»; с № 9 за 1907 год - «ежемесячный общедоступный музыкально-литературный журнал»; с 1908 года - «музыкальный народно-певческий журнал». Издание распространялось по подписке (за год с доставкой и пересылкой 1 р. 20 к., без доставки - 1 р., отдельный номер 15 к.), а также бесплатно (для певчих и регентов в провинции).

Постоянными авторами журнала были: А.Ф. Пащенко (в 1909 году соредактор), А.Н. Карасёв, Н.И. Компанейский, К.Г. Стеценко, М.В. Анцев, А.М. Покровский, свящ. Василий Лебедев, Ф.Е. Степанов, Г.А. Поздняков и др.

В прошении на имя губернатора о разрешении издания Бигдаш-Богдашёв определил программу журнала следующим образом: 1) статьи и заметки по музыке и пению и народно-певческому делу; 2) очерки из истории музыки и пения; 3) критика; 4) хроника; 5) фельетоны; 6) муз. обозрение; 7) новости музыкальной литературы, русской и иностранной; 8) записки и воспоминания; 9) библиография; 10) музыка и пение в учебных заведениях; 11) церковнопевческое дело; 12) выдержки и перепечатки из музыкальных газет и журналов; 13) биографии; 14) музыка и пение в провинции: уездных городах, селах и деревнях; 15) корреспонденции; 16) некрологи; 17) вопросы и ответы; 18) музыка и пение у славянских и других народов; 19) разные известия; 20) объявления.

В подборе материалов Бигдаш-Богдашёв выступал продолжателем идей Глинки (на титульном листе № 1 помещено посвящение по случаю 50-летия со дня кончины композитора) и «Могучей кучки» о необходимости возвращения в музыке к русским национальным истокам, в первую очередь к народной песне, которая должна стать главным средством воспитания в подрастающем поколении художественного вкуса.

Основные темы журнала: музыкальное образование (учебно-методический аспект), социальная проблематика, массовое музыкальное просвещение.

Вопросы музыкального образования ставились в нескольких аспектах. Во-первых, это материалы, направленные на расширение общего кругозора читателей: «Очерки истории церковного пения» Покровского, статьи по истории музыкальных инструментов, обзорные экскурсы Н.А. Гринченко в украинскую музыку и сведения о ее представителях, материалы о Глинке, биографии композиторов Бортнянского, Даргомыжского, Чайковского, А.С. Аренского, Н.А. Римского-Корсакова, Глазунова, М.М. Ипполитова-Иванова, а также хоровых деятелей Карасёва, А.Д. Городцова, Бигдаш-Богдашёва, свящ. Василия Лебедева. Во-вторых, это учебно-методические материалы. Так, корреспондент из Рыбинска Г.С. Серебряков не раз давал практические советы по вопросам постановки голоса у церковных певчих, определения их тембров. С. Молчанов рекомендовал, как лучше устроить музыкально-литературные вечера в учебных заведениях, предлагал программы таких вечеров. В-третьих, это публикации о состоянии преподавания светского и церковного пения в учебных заведениях, в т. ч. в Тамбовской губ. Значительное место заняло обсуждение идеи общедоступности музыкального образования. Так, со временем появилась рубрика «Музыка и пение в школе». В-четвертых, это вопросы повышения квалификации руководителей хоров, информация о курсах и школах регентов.

На страницах журнала важное место занимали социальные проблемы: бесправное положение и нищенское существование церковных певчих, особенно детей, в полной мере материально и творчески зависимых от регентов и церковных старост. На эту тему редактор часто помещал статьи Компанейского из РМГ и «Музыкального труженика», а также письма певчих и регентов из провинции. Дискутировались вопросы о необходимости созыва Всероссийского съезда церковнопевч. деятелей и об открытии церковнопевческого общества. Бигдаш-Богдашёв и Компанейский отстаивали право женщин на участие в церковных хорах (1907 год. № 1/2, 7/8), полемизируя со свящ. Василием Лебедевым, анонимно выступившим в Тамбовских ЕВ (Нововведение в Варваринском храме // Тамбовские ЕВ. 1907 год. № 47; повторено в: Баян. 1907 год. № 2. С. 30-31) против участия в церковных службах руководимого Бигдаш-Богдашёвым смешанного хора Тамбовского казенного винного склада (после чего в № 3 Лебедев объявил о прекращении сотрудничества с журналом).

Просветительские задачи решались весьма последовательно и целенаправленно. Бигдаш-Богдашёв считал необходимым информировать читателя о концертной жизни столичных городов и провинции. Наибольшее внимание уделялось исполнению новых сочинений отечественных композиторов. Постоянное место занимала рубрика «Местная музыкальная хроника», в которой отражались события музыкальной жизни Тамбова в 1907-1909 годы, программы гастролей крупнейших музыкантов и оперных трупп. Бигдаш-Богдашёв предложил публиковать информацию об истории хорового исполнительства. В редакционную статью (1907 год. № 4. С. 49-50) он включил анкету для нового разд. «Материалы по истории народного и церковно-певческого дела в России» со следующими вопросами: 1) время основания хора; 2) инициаторы и первые его организаторы; 3) деятельность хора в прошлом и настоящем: пение в церкви, концерты, муз. вечера; 4) средства на его организацию и содержание; 5) состав хора; 6) репертуар; 7) постепенное его развитие или упадок; 8) отношение к хору местного общества и лиц начальствующих. Однако эта рубрика не стала постоянной.

Со страниц журнала звучали призывы к музыкально-эстетическому воспитанию детей и взрослых, напр. через подвижные игры с использованием русских народных песен в лицах. Дискуссию вызвали статьи В.В. Уварова-Надина о целесообразности применения в храмах пения с инструментальным сопровождением и Серебрякова с предложением к духовным композиторам давать программное толкование своих сочинений с целью лучшего понимания регентами художественного образа и донесения его до слушателя. Лит. отдел не был постоянным.

С 1908 года печаталось нотное приложение (духовные и светские хоровые сочинения, романсы и песни, обработки народных песен Глинки, А.Е. Варламова, А.Т. Гречанинова, Н.В. Лысенко, Архангельского и др.).

Недостаток материальных средств и ухудшение состояния здоровья вынудили Бигдаш-Богдашёва в 1909 году закрыть журнал, всего было выпущено 32 номера в 26 книжках. Призыв музыканта продолжить начатое им дело не нашел отклика.

«Гусельки яровчаты»

Музыкально-литературные журналы с нотным приложением. Как и журнал «Баян», издавался в Тамбове (1907-1909 годы), а затем в Новгороде (1910-1914 годы), был адресован регентам, певчим, учителям пения. Такая профессиональная направленность провинциальных изданий была уникальным и в то же время характерным именно для этого времени явлением. Редактором журнала был свящ. Василий Лебедев, издателем - свящ. Петр Рождественский. Журнал выходил 9 раз в течение учебного года. Объем номера - от 19 до 27 страниц, формат 18×26 см. Как и «Баян», журнал печатался на плохой бумаге в мягком переплете. Его годовая подписка стоила 1 р. 50 к.

«Гусельки яровчаты» и «Баян» были во многом схожи по содержанию: эти издания дополняли друг друга, пропагандировали музыкально-хоровое искусство, предоставляли свои страницы для обмена мнениями по вопросам музыкального воспитания и образования, содействовали распространению педагогического и регентского опыта, отражали социальные проблемы профессионалов хорового дела, способствовали развитию музыкальног просвещения в губернии, воспитывали любовь к вокально-хоровому искусству, служили своеобразным методическим пособием для учителей пения и регентов. Объединяет издания и наличие рубрик «Корреспонденция», «Библиография», «Местная музыкальная жизнь».

Журнал состоял из 2 постоянных отделов - музыкального и литературного. 1-й комплектовался материалами образовательно-просветительского характера. В течение 2 лет печатался «Исторический очерк православно-русского церковного пения» Н.М. Соловьёва, а также история итальянской музыки под названием «Звезды первой величины» М. Михайлова. Публиковались статьи С.И. Миропольского «Об эстетическом образовании народа», свящ. Василия Лебедева «Пение и музыка как средство эстетического развития народа».

Постоянными рубриками музыкального отдела были: «Народно-певческое музыкальное дело» или «Музыкальное образование», где помещалась информация о прошедших и предстоящих в столице и провинции регентских и певч. курсах, о работе Народной консерватории в Москве и др.; «Репертуар» или «Программа церковных хоров» - о столичных концертах (в т. ч. духовных), о лекциях-концертах, о выступлениях хора Архангельского, о Московской симфонической капелле В.А. Булычёва. Об организации музыкальных кружков рассказывали рубрики «Музыкально-просветительское дело», «Учебно-просветительское дело», «Хоровое дело» или «Хоровое церковное пение». Учебно-практическую направленность имела рубрика «В помощь народному искусству», которая знакомила читателей с положительными и отрицательными сторонами изобретений Д.А. Митропольского - «митрофона», «подвижной ноты», «транспозитора». Была опубликована подборка С. Чистякова фрагментов из русской литературы о жизни отечественных певцов, инструменталистов, регентов под заголовком «Музыкально-просветительские типы в нашей литературе».

Литературный отдел журнала включал беллетристику, зарисовки педагогического характера, обзор педагогических журналов, библиографию. В приложении были выпущены «Теория музыки» М.Н. Дёмина, «Благослови, душе моя» Ф.Е. Степанова (тамбовского регента), «Гимн Гоголю» (без автора), «Новгородская былинка» Покровского.

Журнал был куплен регентом Покровским и стал выходить в Новгороде (1910-1914 годы) также с нотным приложением, но уже ежемесячно.

«Музыка и жизнь»

Издавалась в Москве с 1908 по 1912 годы между 1-м и 10-м числом каждого месяца. Главная контора и редакция журнала располагались по адресу: Тверской бульвар, д. 60, кв. 9. Редакторы журнала - АЛ. Маслов и Д. И. Аракишвили (Аракчиев) (соредактор); с № 2 за 1909 год - Маслов. Издатели: К.Д. Алексеев, с 1911 года - Маслов. Объем от 16 до 40 страниц. Формат 30,5×23,5 см, с января 1910 года был уменьшен до 25,5×18 см.

Основные авторы - Маслов (под псевдонимом А. Ливин), Аракишвили, А.В. Никольский. С журналом сотрудничали: А.М. Архангельский, Ф.В. Владимирский, М.М. Клечковский, Компанейский, С.Н. Кругликов, Липаев, Г.В. Шварц, К.Р. Эйгес, Н.А. Янчук, авторы, писавшие под псевдонимами Nomina sunt odiosa и П-в.

№ 1 вышел 10 февраля 1908 года В программной статья «Музыка и жизнь» Янчук объяснил выбор названия журнала ссылкой на изречение В.А. Жуковского: «Жизнь и поэзия - одно» - и кратко изложил цели, к-рые ставила перед собой редакция. Заявляя, что «высшее искусство» не может быть достоянием лишь привилегированных классов, что «для человека бедного и менее культурного музыка имеет воспитательное значение», журнал видел свою задачу в пропаганде устройства общедоступных народных консерваторий и театров, концертов, учебных курсов, музыкальных съездов, выставок, в популяризации музыкального «искусства со всесторонним освещением музыкальной жизни, как русской, так и иностранной». Журнал отстаивал идею свободы муз. творчества, как светского, так и духовного, и независимость от цензуры.

Лит. часть журнала являлась основной и наиболее значимой и имела несколько отделов (№ 4 за 1908 год вышел без литературной части). В библиографическом отделе печатались отзывы о сочинениях по теории музыки, о музыкальных произведениях, светских и духовных; при этом указывались не только художественные достоинства или недостатки музыкальных пьес, но и уровень их трудности или легкости при исполнении; оговаривалась степень пригодности хоровых произведений для хоров разных составов и сил. Библиографический отдел дополнял отдел «Новости музыкальной литературы».

Сообщения о мероприятиях, проводившихся в различных учреждениях, об открытии новых общественных организаций в городах России и за рубежом помещались в отделе «В музыкальных обществах и ученых учреждениях».

В отделе «Новости» публиковались материалы о докладах в различных ученых музыкальных обществах и кружках, а также вкратце сообщалось о выставках, экскурсиях, конкурсах, присуждениях премий.

Отдел «Критика» не только информировал о культурных событиях, но и оценивал их.

Кроме критико-библиографических статей, журнал печатал статьи педагогические и научно-музыкальные, затрагивающие теорию искусства, теорию и историю музыки, музыкальную археологию и этнографию. В нотном отделе, открытом с целью пробуждения интереса к творчеству молодых композиторов, печатались лучшие произведения совр. авторов, в т. ч. духовные: «Отче наш» грузинского распева в переложении Аракишвили (1908 год. № 5), Херувимская песнь Никольского (1908 год. № 10).

С середины 1908 года в журнале всесторонне освещались Всероссийские съезды регентов и хоровых деятелей, проходившие в Москве. Журнал приветствовал это начинание как «способ общения музыкальных тружеников» и с № 5 не только публиковал материалы, документы и резолюции, принимаемые на съездах, но и предлагал подписчикам познакомиться с различными мнениями русских музыкальных деятелей об этом мероприятии.

С № 3 за 1909 год появились отделы «Музыкальная жизнь провинции» и «За-границей», в к-рых сообщалось о наиболее значительных культурных событиях в небольших городах России и за рубежом. В этом же году периодически выходили критические обзоры школьной лит-ры. Авторы статей на школьные темы пытались решить вопрос о введении пения в качестве обязательного предмета в школьное образование, обсуждали воспитательные ценности эстетики и важность разъяснения эстетических понятий в школах, рассказывали, как поставлено школьное дело в Болгарии, Москве и т. д.

В 1910 году в отделе «Народно-певческое дело» печаталась информация о съездах учителей. С № 3 в этом отделе публиковался проект программ уроков пения в начальной школе на 1-й ступени обучения, рассчитанный на 4-летний курс. Программы были разработаны специалистами-педагогами в одной из подкомиссий учебного отдела при Императорском Об-ве распространения технических знаний.

В 1910 году были объединены номера 5 и 6, 7 и 8. В № 12 редакция сообщила подписчикам, что временно приостанавливает свою деятельность по причине «безотрадного положения музыкального дела», к-рое, по мнению издателей, находится «не в надлежащих руках». Однако сочувственные письма с просьбами не оставлять начатое дело побудили редакцию продолжить издание журнала. В 1911 году вышли сдвоенные номера 1/2, 6/7, 11/12. Журнал издавался еще полтора года и в 1912 году, после выхода № 6, прекратил существование.

В 1908-1911 годы печатались нотные приложения к журналу: сборники пьес для пения, хора, фортепиано и др. инструментов (по 4-6 страниц), а также несколько более объемных учебных пособий по музыкальной теории, истории и практике, составленных Масловым, М.А. Олениной-Д'Альгейм, О. Фейсом.

«Хоровое и регентское дело»

Журналы, издававшийся в 1909-1917 годы в Санкт-Петербурге ежемесячно, каждый номер включал от 16 до 32 страниц. Редактор и издатель - П.А. Петров-Бояринов, педагог, автор духовно-музыкальных и светских сочинений. Журнал посвящен вопросам церковного и отчасти светского пения. Публиковались статьи и заметки прот. Димитрия Аллеманова, Н.Ф. Букреева, Е.М. Витошинского, Владимирского, Гречанинова, М.Ф. Гривского, Х.Н. Гвоздева, В.И. Дановского, С.В. Делищева, Д.И. Зарина, А.Д. Кастальского, А.В. Касторского, Н.М. Ковина, А.П. Коптяева, свящ. Василия Лебедева, Липаева, Никольского, Пащенко, В.Г. Петрушевского, Преображенского, С.А. Пузенкина, Смоленского, П.Г. Чеснокова и др.

Деятельность журнала была посвящена проблемам церковнопевческого дела в стране: повышению музыкально-образовательного уровня регентов, учителей церковного пения, певчих, художественно-эстетическому воспитанию средствами церковнопевческого искусства.

В основном разделе публиковались статьи о состоянии церковного пения в России, об улучшении образования регентов, учителей церковного пения, деятельности профессиональных учебных заведений, регентских, регентско-учительских курсов, классов и т. д.; о достижениях отечественной и зарубежной педагогики; аннотации к учебно-методическим пособиям по церковному пению и к научным исследованиям по истории церковного пения; о творчестве духовных композиторов; о современных деятелях церковнопевч. искусства, в частности о Смоленском, В.С. Орлове, с публикацией их научных работ и воспоминаниями современников. Приводились также сведения о юбилеях, некрологи деятелей в области церковного пения.

Вспомогательные рубрики «Хроника» и «Корреспонденции», «Разные известия», «Библиография», «Новые книги и музыкальные сочинения» и др. содержали информацию о церковнопевч. деле в России.

В многочисленных заметках, в т. ч. в отделах «Хроники» и «Корреспонденции», обсуждался вопрос о неудовлетворительном состоянии церковного пения в России. Так, Дановский сообщал о проблемах церковного пения в Тифлисе: низком жаловании регентов, третировании со стороны духовенства, спорах по поводу развития груз. церковного пения и отрицательном отношении к 4-голосию, посредственном пении в Александро-Невском соборе (1909 год. № 2. С. 58-59; № 3. С. 86-88; № 6. С. 161-163; 1912. № 1. С. 21-22). В заметке о «Церковно-певческом деле в Баку» Владимирский отмечал, что в городе только один хороший соборный хор - Кирилло-Мефодиевского братства любителей церковного пения (1909 год. № 9. С. 234-236). Подобные сообщения, свидетельствующие об общем низком уровне церковного пения, можно обнаружить во мн. номерах журнала (см.: 1909 год. № 6. С. 150-154; 1912. № 11. С. 216; 1910 год. № 12. С. 316-317; 1910 год. № 2. С. 38-40; 1913 год. № 1. С. 12; 1916 год. № 11/12. С. 228; 1914 год. № 12. С. 225-227).

Такие проблемы регентов, как бедность, непонимание со стороны духовенства, рассматриваются в статьях Дановского «В чем наше горе» (1916 год. № 1. С. 4-9), свящ. Петра Тихова «Отрицательные особенности характера русского регента» (1913 год. № 7/8. С. 118-120), Д. Максимова «Мой первый дебют» (1909 год. № 6. С. 154-160). Витошинский в ст. «Благое пожелание» предложил создать музыкально-образовательную инспекцию для разрешения разногласий в связи с выбором репертуара (1913 год. № 3. С. 48-50). Публиковались материалы о положении певчих. Так, сообщалось, что певчие церкви братства св. Серафима Саровского в Сакнт-Петербурге и Варваринской ц. в Тамбове бастовали по причине отсутствия платы (1910 год. № 5/6. С. 140-146) и т. д.

В статье «Духовенство и церковная музыка» (1909 год. № 1. С. 102-105) Е. Вишин критиковал безграмотность духовенства в вопросах церковного пения и предлагал ввести изучение истории и теории церковного пения в духовных академиях. Отрицательную оценку деятельности духовенства дал председатель Саратовского певческого общества Н.М. Дмитриев в статье «Audiatur et altera pars» (1915 год. № 7/8. С. 141-146). Ответом на критику стала статья «Из жизни» (1910 год. № 3. С. 67-70), в которой сообщалось о том, что священники заняты воцерковлением и борьбой с сектами.

Вероятно, благодаря публикациям в журнале с 10-х годов XX века положение церковного пения в епархиях изменилось в лучшую сторону, что было отмечено в периодике. В статье «Из жизни» К. Казанский подробно описал речь еп. Тихвинского Андроника (Никольского) на епархиальном съезде духовенства Смоленска о мерах по улучшению церковного пения (установление цензуры для церковных сочинений, сохранение древних распевов, исполнение стихиры певчески, а не читком, и т. д.) (1912 год. № 2. С. 28-35). Впосл. в журнале в рубриках «Известия и заметки» и «Корреспонденции» сообщалось о положительных результатах в этом направлении: напр., в 1913 году еп. Андроник при посещении Новгородской епархии отметил порядок в церковном пении (1913 год. № 1. С. 12); архиеп. Антоний (Храповицкий) в харьковском кафедральном Успенском соборе ввел монастырские напевы, для хоров и регентов установил экзамен по знанию церковного пения (1915 год. № 2. С. 46); архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий) рассмотрел вопрос о правах и обязанностях духовенства при разрешении духовных концертов (1915 год. № 3. С. 70-72); в Одессе с введением нового устава о приходах особое внимание было уделено чтению и пению церковному, общему пению прихожан (1916. год № 4. С. 116); в Черниговской епархии по инициативе архиеп. Василия (Богоявленского) была открыта церковно-музыкальная певческая школа со специальным регентским курсом для мальчиков (1916 год. № 11-12. С. 230) и т. д.

Журнал периодически помещал материалы о музыкальном образовании. К этому времени существовали Синодальное уч-ще церковного пения в Москве, Придворная певческая капелла в Санкт-Петербурге, в 1907 году там же было основано Регентское училище, а с 1908 года, согласно рекомендации I Всероссийского съезда регентов, были организованы повсеместно регентские и регентско-учительские курсы. В этот период в журнале помещались сведения об учебно-методической литературе, статьи известных деятелей церковного пения. Напр., были опубликованы многие статьи Н.М. Ковина, выпускника Синодального уч-ща, регента, преподавателя Регентского училища, в т. ч. исторический очерк «Регентское образование» (1911 год. № 3. С. 66-69; № 4. С. 81-85; № 5. С. 109-115) и «Заметки регента» (1909 год. № 1. С. 13-16; № 2. С. 44-48; № 3. С. 76-79; № 4. С. 109-110; № 5. С. 137-138; № 9. С. 222-226; №. 10. С. 244-248), статья «Управление хором» Смоленского, в к-рой отражены идеи его несохранившейся программы по обучению регентов (1912. № 5/6. С. 109-117), заметки Компанейского о неграмотных выпускниках капеллы и Синодального училища «Где же «тормоз»?» (1909. № 2. С. 49-52), ряд заметок «Управление хором» (с музыкальными примерами и схемами) (1915 год. № 1. С. 7-15; № 2. С. 39-44; № 4. С. 81-92; № 5/6. С. 108-120; № 7/8. С. 129-140) и др. Актуальными были статьи о вокальной работе с певчими, напр.: Зарина «Что такое музыкальный слух?» (1909 год. № 7/8. С. 183-219), О.С. Мееровича «Узелки голосовых связок» (1914 год. № 4. С. 68-70).

В 1910 году в Учебном комитете при Святейшем Синоде была создана комиссия по пересмотру программ духовных семинарий и училищ и улучшению преподавания в церковных школах (1910 год. № 2. С. 48-49; № 10. С. 258; 1912. № 12. С. 226-228).

Журнал уделял внимание вопросам профессионального образования в основных центрах церковнопевч. культуры. В большей мере это касается московского Синодального уч-ща церковного пения (МСУЦП), отметившего свой 25-летний юбилей в 1911 году. В программу торжеств входили чтение прот. Василием Металловым очерка «Синодальное училище церковного пения в его прошлом и настоящем», юбилейный концерт Синодального хора под упр. Данилина и др. мероприятия (25-летний юбилей МСУЦП - 1911. № 11. С. 233-237). В дальнейшем журнал опубликовал исторический очерк об этом учебном заведении (Из истории МСУЦП - 1911. № 12. С. 251-260). Были опубликованы подготовленные в Синодальном уч-ще «Программа музыкально-учебных предметов для испытания на звание регента частного хора» (1911. № 9. С. 200-202) и «Новая программа музыкальных предметов» самого училища (1916. № 1. С. 20-23).

Обучению пению в школе посвящены статьи Смоленского, в которых он доказывал приоритет церковного пения над светским: «Церковное пение, народная песня и школьные хоры» (1915 год. № 2. С. 25-36; № 3. С. 57-64) и др. Иная точка зрения была изложена в статье П. Андреева «Церковному или светскому пению учить в школе» (1914 год. № 2. С. 27-31; № 3. С. 45-48; № 4. С. 65-68). В неск. номерах журнала печаталось учебное пособие Ковина «Пение в школе» (1910 год. № 1. С. 13-17; № 2. С 30-38; № 4. С. 90-97; № 5/6; № 7/8. С. 191-199; № 9. С. 214-223; № 10. С. 237-248). Об обучении народному пению в школе писал К. Казанский в статье «Народная песня в школе» (1916 год. № 1. С. 9-13) (о «Школе народных искусств» в Санкт-Петербурге). В журнале публиковались новые методики обучения детей, напр. проф. И. Морелли по замене в школах хорового пения на сольное (Казанский К. Из жизни - 1913 год. № 3. С. 52-55) и т. д.

Сообщалось об организации и работе регентских курсов, напр. московских летних регентско-учительских курсов (1909 год. № 9. С. 226-233; 1910. № 10. С. 250-256), курсов под рук. Петрова-Бояринова в С.-Петербурге, устроенных Регентским училищем (1911 год. № 1. С. 20-22; № 2. С. 54-56; № 3. С. 75; № 4. С. 98-99; № 12. С. 274-275; 1913. № 12. С. 206-208), московских полугодовых пастырских курсов (с 1910 года), курсов головщиков для управления народными хорами в местном братстве святителей Петра, Алексия и Ионы, летних регентских курсов, организованных Н.С. Буйловым в Вильне, певч. курсов при Новгородской ДС, краткосрочных педагогических курсов по церковному пению в Архангельске (1910. № 4. С. 105; № 9. С. 230-232; № 10. С. 260-262), бесплатных регентских курсов при Ярославском муз. училище для учителей и учительниц начальных классов. Также освещалась деятельность курсов для учителей церковноприходских школ в Кишинёве, Уфе, Могилёве, Костроме, Рязани, Одессе, Новгороде, курсов пения, устроенных Обществом религиозно-нравственного просвещения в С.-Петербурге с 1910 г., регентско-учительских курсов при музыкальном училище Е.М. Самойловой в Севастополе, 3-летних курсов для подготовки преподавателей духовного и светского пения при всех музыкальных училищах РМО (1912 год. № 9. С. 174) и др.

Немаловажную роль для повышения образовательного уровня регентов и учителей церковного пения выполняли публикации о вышедших в свет книгах по церковному пению, учебных пособиях: в 1909 году появились сообщения и рецензии на издания прот. Димитрия Аллеманова, свящ. Василия Зиновьева, Н.Д. Кашкина, Никольского, А.М. Покровского, С.В. Протопопова, печатавшиеся в рубрике «Отзывы о новых книгах и музыкальных сочинениях» (1909 год. № 1; № 2. С. 62-63; № 3. С. 93-94; № 4. С. 199; № 5. С. 143; № 7/8. С. 209-211; № 9. С. 212-288), Кастальского (1910 год. № 2. С. 53-54; № 9. С. 231-232; № 10. С. 265; № 11. С. 292), Преображенского, свящ. Петра И. Тихова, П.И. Смирнова, Н.М. Соловьёва (1911 год. № 1. С. 23; С. 76; № 6/7. С. 164. № 8. С. 186; № 11. С. 250), Л.А. Саккетти, А.Ф. Селиванова (1913 год. № 5/6. С. 77; № 10. С. 166-167; № 11. С. 193-194), свящ. Василия Лебедева (1917. № 12. С. 58-60).

Журнал уделял внимание творчеству совр. духовных композиторов. Так, Никольский писал о проблеме сохранения традиции в ст. «О церковности духовно-музыкальных сочинений» (1909 год. № 3. С. 74-75; № 11. С. 263-269), Витошинский в ответной статье «О церковности духовно-муз. сочинений» высказывал мысль о необходимости появления творческой личности, способной развить традиции (1910 год. № 2. С. 25-30). Н. Букреев в ст. «К вопросу о церковности духовно-музыкальных сочинений» оспаривал критерии «церковности» Никольского и отдавал предпочтение авторскому сочинительству, но поддерживал использование старинной диатонической мелодики, гармонии без диссонансов и контрапунктической обработки мелодии (1910 год. № 4. С. 83-89). На эту тему см. также статьи В. Беляева «О «церковности» духовной музыки» (1910 год. № 7/8. С. 171-185), «К вопросу о церковности музыки» (1911 год. № 3. С. 59-65), «Новые задачи православной церковной музыки в России» (1913 год. № 5/ 6. С. 80-85), Владимирского «О «новой» церковно-музыкальной литературе» (1911 годы. № 2. С. 33-38) и др.

Освещались события, связанные с составлением певч. репертуара. Святейший Синод создал комиссию при Синодальном уч-ще с представителями от мон-рей под председательством прокурора Московской Синодальной конторы Ф.П. Степанова, в к-рую вошли также Кастальский и прот. Василий Металлов. В результате ее работы был утвержден список из 20 основных сочинений, допущенных к богослужебному исполнению (1911 год. № 6/7. С. 149-159). Никольский рассматривал вопрос об издании переложений, в частности праздничных стихир (1911 год. № 9. С. 189-193). Помещались сообщения о новых духовно-музыкальных сочинениях и рецензии на них.

Публиковалась информация о конкурсах. Так, было сообщено о возобновлении советом Об-ва любителей церковного пения выдачи премии в 100 р. (с 1909 года) за лучшее переложение древних напевов Русской Церкви (большой знаменный распев) (1909 год. № 5. С. 141). Владимирский предложил ввести поощрения для певцов-клириков, пополнив кассу «общества взаимопомощи регентов церковных хоров» сбором средств по всем приходам (по 30 р. с каждого прихода, в целом 30 тыс. р. в год) (1910 год. № 2. С. 36-37).

Журнал уделял большое внимание известным представителям церковнопевческой культуры. Начиная с 1909 г. выходили многочисленные публикации о Смоленском: «К кончине С.В. Смоленского» (1909 год. № 7/8. С. 168) и «Воспоминания» Преображенского (Там же. С. 168-171), «Смоленский и его последнее учительство» (1909 годы. № 12. С. 295-298) и «С.В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки» Никольского (1913 годы. № 10. С. 151-156), прот. Димитрия Аллеманова, Кастальского, А.А. Петрова (1909. № 7/ 8. С. 173-175).

Печатались сведения о регентах, подвижниках церковного пения, педагогах, внесших вклад в развитие церковнопевческого искусства конца XIX - начале XX веков В сообщении В. Ельчина «25 лет служения школе» (1911 год. № 10. С. 226) говорится о регентско-педагогической работе И.П. Духавина, помощника регента Исаакиевского собора, работавшего ранее в церковно-учебных заведениях Тамбова. В небольшой заметке «К 30-летию хора А.А. Архангельского» (1913 год. № 2. С. 33-36) сообщаются подробные сведения о хоре, организованном в 1880 году, его репертуаре и т. д.

Публиковались научные исследования, напр. статьи Смоленского «О русской церковно-певческой литературе с половины XVI века и до начала влияния приезжих итальянцев» (1910 год. № 1. С. 2-7; № 3. С. 57-61; № 5/6. С. 113-121), «Вступительная лекция по истории церковного пения» (1911 год. № 6/7. С. 139-149) и др. Были опубликованы некоторые научные работы Никольского, напр.: «Напев пасхального тропаря в его подлинной редакции и обработке» (1912 год. № 1. С. 1-10), «Крюковая система, ее смысл и значение» (1912 год. № 3. С. 41-49; № 4. С. 65-72), «Формы русского церковного пения» (1915 год. № 1. С. 2-6; № 2. С. 32-36; № 64-69; № 7/8. С. 146-150; № 9. С. 163-167; № 10. С. 180-184; № 12. 222-225; № 12. С. 219-225), «Краткий очерк истории церковного пения в период I-X веков» (1916 год. № 5/6. С. 123-140; № 7/8. С. 155-156). Журнал сотрудничал с Преображенским: в первые годы выпуска ХРД им были подготовлены к публикации письма кн. В.Ф. Одоевского к А.Ф. Львову (1909. № 2. С. 39-41), письмо прот. Димитрия Разумовского к Смоленскому (1910 год. № 2. С. 3). Впосл. в журнале была помещена статья Преображенского «Два посмертных труда С.В. Смоленского: «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого» и «Значение XVII века и его «кантов» и «псальмов» в области современного церковного пения так называемого «простого напева»» (1911 год. № 2. С. 38-41), опубликована его же речь на заседании общества «Музыкально-теоретическая библиотека» 11 декабря 1911 года «С.В. Смоленский в его историко-археологических работах по церковному пению» (1912. № 7/8. С. 147-152) и др.

В журнале отмечалось решение некоторых проблем сохранения и изучения певческого наследия. Так, прот. Димитрий Аллеманов обратился в Наблюдательный совет при Синодальном училище с докладом «К восстановлению церковно-певческой старины» (Там же. С. 125-138), содержащим предложения о введении в церковную практику древнерус. напевов (до первой половины XVI века), изучении греко-визант. пения VIII-XIII веков, использовании сравнительного метода исследования греческого и русского пения IX-XII веков, изучения ладов и звукорядов греч. церковного пения, публикации исследований западных и русских ученых по этому вопросу. При поддержке Святейшего Синода было решено сосредоточить в бибилтотеке Синодального училища крюковые и нотные рукописи из подведомственных Святейшему Синоду учреждений (1913 год. № 4. С. 71).

В составе номеров «Хорового и регентского дела» до 1915 года издавались «Музыкальные приложения», в к-рые вошли произведения Бортнянского, Владимирского, С. Глинского, Делищева, А.А. Егорова, свящ. Георгия Извекова, Ф. Кашина, Ковина, А. Курдыкина, Н.Д. Лебедева, А.Ф. Львова, М.Ф. Маттисона, А.Н. Несмелова, В. Несмелова, Никольского, Петрова-Бояринова, диак. С. Попова, Смоленского, П.Н. Драгомирова (Толстякова), М.М. Хмылева, А.Г. Чеснокова, а также отдельно «Литургия св. Иоанна Златоуста» (Op. 31) Никольского.

«Церковное пение»

Старообрядческий журнал. Выходил ежемесячно с 1 января по 12 декабря 1909 года в издательстве «Знаменное пение» в Киеве (типография С.В. Кульженко). В течение года соблюдалась сквозная пагинация. Редактор - Л.Ф. Калашников. Цель журнала, по определению редакции,- «дать любителям церковного пения возможность ознакомиться с его историческим происхождением и современным положением как в старообрядчестве, так и вне его» (№ 8. С. 235). С 1910 года преобразован в более общий по содержанию ж. «Старообрядческая мысль», к-рый имел приложение «Церковное пение», выходившее с 1910 по 1915 годы. C № 8 за 1910 год издавался в Москве.

Темы публикаций - история и теория знаменного пения, проблемы совр. состояния старообрядческих хоров, народное образование, обзор певч. книг, информация о концертах и др. Периодически печатались письма читателей и ответы редакции, некрологи об известных деятелях певч. искусства. В качестве приложения предлагались за дополнительную плату певч. книги этого же изд-ва (для старообрядцев поповского согласия). В журнале сотрудничали Л.В. Быстров, Е.Т. Поспелов, Я.А. Богатенко, С.И. Быстров, И.Ф. Пучков, П.В. Цветков, диак. Феодор Гусляков, Г.М. Карабинович, И.С. Карпов, А. Лебедев, автор под псевдонимом Поморец (вероятно, В.З. Яксанов) и др.

В журнале публиковались статьи, посвященные теоретическим основам знаменного пения («Крюковое осмогласие» (1909 год. № 1. С. 10-18) и «Церковное знаменное пение» Поспелова (1909 год. № 2. С. 33-42), «О «крюках» знаменного роспева» Л.В. Быстрова (1914 год. № 2. С. 9-16; № 4. С. 17-35)), статьи о демественном распеве («О демественном пении» С.Г. Алексеева (1909 год. № 6. С. 162-164), «Забытый распев» Л.В. Быстрова (1909 год. № 11. С. 286-292)). Печатались проблемные статьи о хомовом и наречном пении, напр.: Поспелова «Два напева» (1909 год. № 1. С. 5-10), С.И. Быстрова «Взгляд протопопа Аввакума на «хомовое» пение» (1909 год. № 4/5. С. 135-142), диак. Феодора Гуслякова «Хомовое или наречное» (1909. № 8. С. 211-224). В нескольких номерах обсуждалась тема аненаек в знаменном распеве: «Нененайки» Поспелова (1909 год. №4/5. С. 98-100; № 12. С. 326-329), «А не не не на а ни» Цветкова (1909 год. № 9/10. С. 254-255; 1910. № 12. С. 202-206), «Анененайки» свящ. Иоанна Шадрина (1910 год. № 9. С. 153-157), «К вопросу о пении «нененаек»» Богатенко (1910 год. № 10. С. 170-183). В № 3 и 12 за 1909 год была опубликована статья С.В. Смоленского «Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм в крюковом письме» (С. 65-83, 314-317).

Примечательны публикации, посвященные описаниям певчеких рукописей, напр. Лебедева «Сведения о рукописях знаменного пения» (1909 год. № 11. С. 292-295; № 12. С. 329-333; 1910. № 2. С. 25-31), Богатенко «Певчая азбука прошлого столетия» (1909 год. № 11. С. 296-302; № 12. С. 317-322), и современным изданиям певческих книг (статьи Калашникова «Наш ответ» (1911 год. № 1. С. 3-5), «О издании книг» (1911. № 5. С. 81-83), Кушнова «К вопросу о пересмотре певчих книг» (1911 год. № 3. С. 40), Л.В. Быстрова «К вопросу о певческих книгах» (1912 год. № 5-6. С. 616-618)).

Частой темой для заметок и очерков было совр. состояние старообрядческих хоров (напр., «Поморца» «К современному положению хорового знаменного пения в старообрядческих приходах» (1909 год. № 2. С. 48-57)); нередко подвергалось критике клиросное пение (напр., Сметанина «Хорошо ли?» (1909 год. № 6), автора с подписью «Х.» «Молитва или праздное развлечение?» (1911 год. № 3. С. 35-39)).

В журнале помещались популярные образовательные статьи, напр.: Л.В. Быстрова «Как учить старообрядческому пению» (1909 год. № 2. С. 43-48) и «Хоровое пение» (1910 год. № 4. С. 62-74), диак. Феодора Гуслякова «Каким должно быть церковное пение» (1910 год. № 1. С. 1-14), С. И. Быстрова «Характер исполнения церковных песнопений по учению отцов церкви» (1910 год. № 8. С. 125-130). Публиковались практические наставления по развитию голоса: Н.К. «Постановка голоса» (1909 год. № 6. С. 142-147), Цветкова «Методические указания о приемах постановки голоса» (1911 год. № 1. С. 5-9). В 1911 году был напечатан «Учебник знаменного и демественного пения» Л. В. Быстрова (1911 год. № 7. С. 91-106; № 9. С. 108-122; № 10. С. 123-139).

Нередко в рамках статей публиковались песнопения с крюковой нотацией, напр. херувимская «иргизского напева» (Поспелов. О новых напевах (1909 год. № 4/5. С. 92-98; по мнению автора статьи, она является подобном напева «Милость мира» киевского распева), великое славословие (Калашников. Славословие великое (1913 год. № 1. С. 103-130)).

Одной из спорных тем стала «напевка» (устная традиция пения); см., напр., статьи Поспелова о возможности устройства в старообрядческих приходах одинакового церковного пения» (1909 год. № 4/5. С. 128-131), Богатенко «Единеми усты - единым сердцем» (1909 год. № 6. С. 147-154) и др.).

Широко освещалась в журнале концертная деятельность старообрядческого Морозовского хора (см.: Поморец. Знаменное пение и хор А.И. Морозова как этап в его развитии (1909 год. № 1. С. 24-26); N. Старообрядческий духовный концерт (1909. № 2. С. 61-64); Поморец. Концерт Морозовцев (1910 год. № 2. С. 45-48), В. Культурное значение морозовского хора (1911 год. № 1. С. 1-2) и др.). В № 4/5 за 1909 год появилась статья Богатенко «С душевной болью» о 3-м концерте хора, в к-рой подвергалось критике отступление от унисона. Автор высказывал опасение за сохранность старообрядческого стиля (С. 114-128). В защиту хора его руководитель Цветков поместил в № 6 ст. «Моим обвинителям» (С. 154-162); его возражения были прокомментированы в № 7 Богатенко (С. 192-207) (подробнее см. ст. Морозовский хор). № 4 за 1911 год был посвящен Цветкову в связи с его кончиной (опубликованы воспоминания о нем, некролог Л. Туманова, доклад, прочитанный Цветковым на старообрядческом духовном концерте в Московской консерватории).

С появлением граммофонных записей Морозовского хора журнал опубликовал ряд полемических статей и заметок: Н.Д. Зенина «О граммофонах», предлагавшего и распространявшего новые пластинки хора (1910 год. № 9. С. 159-163), свящ. Евфимия Карнышева «Открытое письмо Н.Д. Зенину по поводу статьи его «о граммофонах»», в котором отражено отрицательное отношение к подобным записям (1910 год. № 12. С. 208-210), Ф.В. Анкудинова «На письмо свящ. Евфимия Карнышева», опровергнувшего выводы священника (Там же. С. 210-213).

В журнале отражена актуальная для современников тема женского пения на клиросе (см. ст. без указания автора «Новшество» (1910 год. № 1. С. 14-23; № 2. С. 36-45)).\tab

Печатались также статьи о местных традициях церковного пения - бессарабской (Логинов И. Очерк старообрядческого пения в Бессарабии (1909 год. № 2. С. 57-60)), гуслицкой (Поспелов. Мои заметки (1910 год. № 8. С. 130-138)) и др.

Заметки и статьи, связанные с церковным пением, публиковались также в др. старообрядческих журналах, напр.: «Церковь» (иллюстрированный еженедельник, издан с 1908 года в Москве), «Старая Русь» (рижский 2-недельный журнал, изд. с декабря 1911 года по сентябрь 1912 года), «Слово Церкви» (еженедельный иллюстрированный журнал старообрядцев белокриницкого согласия, 23 ноября 1914 - 1917 годы, 52 номера в год).

 

©Православная энциклопедия

Литература
  • Hauptmann P . Heidelberger Slavistische Forschungen. Heidelberg, 1988. Bd. 1. S. 65-80
  • Вознесенский А. В., Мангилев П. И., Починская И. В. Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701-1918): Мат-лы к словарю. Екатеринбург, 1996. С. 37
  • Вургафт, Ушаков. Старообрядчество; Протопопов В. В. Рус. церковное пение: Опыт библиогр. указ. от сер. XVII в. по 1917 г. М., 2000
  • Вургафт, Ушаков. Старообрядчество; Протопопов В. В. Рус. церковное пение: Опыт библиогр. указ. от сер. XVII в. по 1917 г. М., 2000

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты