ВЫСОЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ

0 комментариев

Высо́цкий Влади́мир Семёновичвыдающийся русский поэт, музыкант, актер театра и кино, автор любимых в народе песен. Театральная деятельность Владимира Высоцкого связана с Театром на Таганке.

 

Детство и семья.

 

Володя с отцом и мачехой в Германии. 1947 год.

Источник: pinterest.ru

 

Владимир родился в 1938г. в Москве в семье военнослужащего. Его отец Семён Владимирович прошел всю Великую Отечественную войну, получив множество наград. Мать - Нина Максимовна Серёгина - была переводчиком в Министерстве внешней торговли СССР. В военные годы Володя с мамой уезжал в эвакуацию на Урал, но после окончания войны, когда брак родителей распался, он жил вместе с отцом и его новой женой в г. Эберсвальде под Берлином. Там он начал заниматься музыкой и изучал немецкий.

Когда в 1949 г. они вернулись в Москву, то поселились в д. 15 в Большом Каретном переулке, ставшем для Высоцкого символом юности и особой творческой интеллектуальной атмосферы: ему посвящена знаменитая песня «Большой Каретный». Свою роль сыграло то, что здесь поселился его друг – актер Левон Кочарян, собиравший вокруг себя круг молодой творческой интеллигенции (Андрей Тарковский, Илья Глазунов).

В школе мальчик учился хорошо, увлекался театром и музыкой, пробовал себя в литературе. И очень любил спорт: занимался гимнастикой, верховой ездой, плаванием и альпинизмом.

 

Юность и студенчество. Первый брак.

После окончания школы Высоцкий думал об актерской стезе, но отец настоял, чтобы он поступил в строительный институт - МИСИ им. В. В. Куйбышева. Проучившись семестр, он отчисляется и сдает экзамены на актерский факультет в Школу-студию МХАТ. Место, где проявились его артистические и поэтические способности, где он встретил свою первую любовь – Изольду Жукову.

После окончания вуза Владимир работал в ряде театров (им. А.С. Пушкина, Театре миниатюр), но актерская карьера сначала не складывалась.

 

Высоцкий и Театр на Таганке. Гамлет с гитарой.

То, что Владимир пришел в труппу к режиссеру Юрию Любимову в Московский театр драмы и комедии на Таганке (1964г.), стало переломным решением в его жизни. Здесь, по мнению театроведов, сформировался узнаваемый стиль актерской игры, особое «уличное обаяние» и яркая сценическая харизма Высоцкого.

При первой встрече Любимов оценил скорее поэтический и музыкальный талант Владимира, чем его актерское мастерство, но, в результате, их творческий союз стал долгим и продуктивным: Высоцкий оказался идеальным актером для задуманного Любимовым театра – вдохновленного мейерхольдовской эстетикой соединения жанров и театральных форм, воздействующих на зрителя словом, музыкой, пластикой и игрой света.

Впервые Высоцкий вышел на сцену театра в небольшой роли, зато в спектакле-легенде, с которого и началась история современной «Таганки» - «Добром человеке из Сезуана» Брехта (позже он сыграет в нем главную роль Летчика). Затем был Галилей в спектакле «Жизнь Галилео», который начинался с ошеломляющей мизансцены: стоящий на голове ученый ведет философский спор с оппонентами. Актером создан целый ряд запоминающихся работ: соратник Е. Пугачева Хлопуша в поэме С. Есенина, Маяковский в спектакле «Послушайте!», Свидригайлов в «Преступлении и наказании», «новый хозяин «Вишневого сада» Лопахин. Для многих спектаклей он писал песни.

 

Высоцкий в роли Гамлета.

Источник фото: pinterest.ru

 

И все же театральная биография Высоцкого делится на две части, грань между которыми – Гамлет. Тех, кто знает, какой успех ждал Высоцкого-Гамлета, удивит, что Любимов совсем не рассматривал его среди первых кандидатов. На неё пробовались Л. Филатов, В. Золотухин, но Высоцкий на показе, по словам очевидцев – «…вынес всех!1». Он называл роль принца любимой, и играл её на пределе, с пугающей самоотдачей, представляя не только шекспировского героя, но и себя - на глазах публики герой и актер словно прорастали друг в друга. Глубокий символизм действу придавало то, что здесь встречались три поэта из разных эпох – Шекспир, переводчик пьесы Пастернак, ну и сам Высоцкий. Впечатляло и режиссерское решение: отсутствие «стены» между актером и зрительным залом, когда Высоцкий встречал зрителей еще до начала спектакля: сидя на сцене в черных вельветовых джинсах и черном свитере, он играл на гитаре, что сразу «брало публику в плен». Запоминалась и общая сценография спектакля: занавес, рассекавший пространство в зависимости от смысла действия, печальная могила отца, огромный кованый меч, на котором приносилась клятва. И над всем этим звучало знаменитое пастернаковское: «Гул затих, Я вышел на подмостки…». И зал, вслед за Высоцким, тоже пытался понять – что же с ними со всеми «случится дальше на… веку»? По словам Ю. Любимова, этот Гамлет – был «первым современным интеллигентом», пытающимся обнаружить, как из обыденной повседневности прорастают семена всеобщей катастрофы.

Известны слова исполнителя роли Гамлета в легендарном фильме Г. Козинцева Иннокентия Смоктуновского, увидевшего спектакль в день премьеры: «Это можно принимать, можно не принимать, но с этого дня играть Гамлета так, как играли раньше, уже нельзя!2»
Высоцкий играл Гамлета 9 лет, объездил с ним СССР и многие страны. Последний спектакль был за неделю до смерти.
Несмотря на взаимное уважение, жизнь в театре складывалась не всегда просто: из-за частых концертных отлучек Высоцкого и нарушения дисциплины его не раз собирались уволить.
Часто говорили, что «без Высоцкого не было бы Таганки», сам же актер отвечал, что это его не было бы без Таганки. После его смерти коллеги сделали на базе стихов и песен уникальный спектакль «Владимир Высоцкий», и этот «диалог спустя годы» между сегодняшними актерами и ушедшей в вечность легендой всегда собирает полные залы.

 

Второй брак и газетная травля
Второй женой поэта стала актриса Людмила Абрамова, с которой они познакомились в 1962 г. на съемках фильма «713-й просит посадку». Она называла встречу судьбоносной, хотя и говорила, что с ее стороны «любви с первого взгляда» не было. В браке родилось двое детей, которых, по воспоминаниям жены, Владимир считал личностями с грудного возраста и даже сам немного стеснялся этого3. Но к 1970 г. брак распался.

 

Людмила Абрамова с сыновьями: Аркадием и Никитой. 1968г.

Источник: pinterest. ru

 

С 1965 г. Высоцкий начинает петь со сцены, а в 1968 начинаются нападки на него в прессе, которые были связаны с общим конфликтом «Таганки» и власти. Критиков интересовала не поэтическая и содержательная составляющие текстов, а то, что поэт воспевает пьяниц в «пошлых песенках». Ни о какой объективности речи не шло. Высоцкого обвиняли в том, что он не уделяет внимания героям войны (а ведь военная поэзия – целый пласт его лирики). Концерты проходили почти нелегально, так как песенный репертуар не утверждали в инстанциях. За концерт в Новокузнецке суд присудил ему штраф в 900 рублей. И это при том, что зрители всегда ждали актера на заводах, в НИИ, в воинских частях, выступал он даже перед делегатами XXIII съезда партии. После обращения Высоцкого с просьбой «узаконить общение со слушателями» нападки прекратились, но затем повторились вновь.

Несмотря на невероятную популярность, его тексты при жизни почти не публиковались. Первый сборник под редакцией Р. Рождественского под названием «Нерв» вышел уже после смерти Высоцкого. Отношение критики к творчеству поэта смягчилось только со вт. пол. 80-х г.

 

Песенно-поэтическое творчество.

Владимир Высоцкий работал в жанре «авторской песни» - особого музыкального стиля второй половины XX века, где исполнитель «един в трех лицах»: певец, музыкант и автор стихов/музыки.

Друзья-музыканты и слушатели отмечали совершенно особую манеру исполнения Высоцкого, в которой сочетались личная харизма, экспрессия, искренность на грани исповедальности, специфический хрипловатый голос и глубокое понимание смысла. Эта манера впечатывалась в память слушателя, стала неповторимым «водяным знаком», поэтому многие не могут слушать песни Высоцкого в другом исполнении.

Всего им было написано около 250 стихов и 600 песен. Ранняя лирика имела характер стилизации под народные «блатные», дворовые песни, продолжавшие традицию городского романса. В них он использовал сленг, жаргонную лексику, вульгарные словечки (песни «Татуировка», «Наводчица»), естественные для живой разговорной стихии.

В к. 60-х годов поэт обращается к военной теме и создает знаменитые «Штрафные батальоны», «Братские могилы», «Он не вернулся из боя». Сам он считал, что война дает больше возможностей для раскрытия человеческой натуры. Когда людям каждую секунду грозит гибель, остается полшага до смерти – они не врут. Они чисты, поэтому про них так интересно говорить.

В дальнейшем, диапазон тем и жанров существенно расширяется: спортивные («Песня о сентиментальном боксере»), альпинистские («Прощание с горами»), морские песни («Корабли постоят – и ложатся на курс»). Использует он и сказочно-былинные сюжеты, иногда в пародийном ключе («Песня-сказка о нечисти», «Песня о вещем Олеге», «Лукоморья больше нет. Антисказка»). В к. 60-х годов написаны одни из самых сильных песен: «Банька по-белому», «Моя цыганская», «Охота на волков». Его друзья называли этот период «болдинской осенью» Высоцкого.

В 70-е г. поэт обращается к философскому осмыслению национальной и собственной судеб («О фатальных датах и цифрах»). В сер. 70-х г. в его творчестве преобладающими оказываются баллады («Кони привередливые», «Баллада о детстве», «Баллада о любви»).

Особое место в поэзии занимает «ролевая лирика»: стихи, где повествование ведется от лица другого человека, жизнь которого примеряет автор. Это может быть человек иной профессии («Песня пахаря», «Косарь»), ребенок («Песня Алисы»), и даже животные или сказочные герои («Песня попугая», «Серенада Соловья-Разбойника»). Но есть и целый пласт поэзии, где лирический герой совпадает с автором и выражает его взгляд на мир – так пишется «лирическая автобиография». Любимая роль тоже нашла свое отражение – в стихотворении «Мой Гамлет», где особенно сильна исповедальная интонация.

 

Высоцкий на гастролях в Татарстане – выступление перед рабочими на автомобильном заводе КАМАЗ.

Источник фото – pinterest.ru

 

Алла Демидова называла каждое выступление Высоцкого – моноспектаклем, где он выступает и актером, и режиссером, и сценаристом. У него был редчайший дар - умение вживаться в образы и «проживать» их настолько, что слушатели были уверены: Высоцкий прошел войну, добывал золото на приисках, пахал землю и даже сидел в тюрьме. И он был для всех какой-то обезоруживающе свой, искренний, понятный и близкий каждому. Возможно, секрет в том, что как он сам говорил, его волновали те же проблемы, судьбы, несправедливости, что и его слушателей. Можно прибавить к этому еще удивительное чувство внутреннего достоинства и стремление быть свободным вне зависимости от давления внешнего мира – подлинное современное «не пафосное» рыцарство, как заметил один из его друзей.

На фоне официального «застывшего, приглаженного» искусства 70-х гг. песни Высоцкого «сбивали с ног», поражая неистовой самоотдачей и какой-то мятежной искренностью, наследовавшей Есенину и Маяковскому (он рвался «из сил – и из всех сухожилий», «резал в кровь босые души»). Недаром Е. Евтушенко называл его – «поющий нерв эпохи». В своем песенном наследии поэт создал целую «энциклопедию советской жизни», значительно расширив и обогатив язык (и мироощущение) своего и последующих поколений. Как точно подметил Ролан Быков, если взять темы его песен, то перед слушателем предстанет время во всей его красе и неприглядности, но при этом, нарисованная картина не будет унылой. Ведь по внутреннему посылу Высоцкий - всегда несломленный победитель!

Он стал выразителем мироощущения нескольких поколений и показал со сцены, что можно жить и петь иначе, быть настоящим и честным во всем – любви, дружбе, принципах. И при этом, обладать удивительным чувством внутреннего достоинства, стремиться быть свободным вне зависимости от внешних обстоятельств. Доказал, что жизнь каждого человека достойна того, чтобы о ней слагали песни. Эпоха обрела свой голос, и им стал Высоцкий. Бродский утверждал, что смерть Высоцкого – это невосполнимая потеря для русского языка, а не только для русской поэзии. Не случайно, он подарил Высоцкому книгу своих стихов с короткой, но дорогого стоящей надписью: "Поэт - поэту."

 

Роли в кино.

Еще одно важнейшее направление деятельности Высоцкого – кино.

Пробоваться на роли он начал еще в студенчестве, но ранние опыты не любил из-за недовольства уровнем игры. Подлинную славу ему принесла главная роль в фильме С. Говорухина «Вертикаль», где он исполнил несколько песен, в том числе, знаменитую «Песню о друге». Н. Андреев вспоминал, что после «Вертикали» его актерская карьера пошла «вертикально вверх».

 

Высоцкий в роли поручика Бруснецова в фильме «Служили два товарища».

Источник фото: pinterest.ru

 

Высоцкий в роли поручика Бруснецова в фильме «Служили два товарища».

Источник фото: pinterest.ru

 

Он снялся в «Коротких встречах» в роли «земного идеала эпохи» - геолога Максима, в фильме «Служили два товарища» так ярко и трагично сыграл белогвардейского поручика Бруснецова, что идейный враг неожиданно вызвал у зрителей щемящее сочувствие и понимание. В оказавшейся на полке экспериментальной комедии-буфф «Интервенция» харизматично исполнил роль подпольщика. Составил блестящий дуэт с В. Золотухиным в детективе «Хозяин тайги», на одном дыхании (с трюками, танцами и песнями) сыграл революционера, работающего под прикрытием артиста, в фильме «Опасные гастроли», сценарий которого был вдохновлен воспоминания А. Коллонтай. Запомнились его образы русского военнопленного в югославской драме «Единственная дорога» и предка Пушкина - арапа Ганнибала в мелодраме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и трагично неотразимый Дон Гуан в «Маленьких трагедиях» по Пушкину. Его актерский диапазон вообще оказался неожиданно широк. На площадке он отстаивал свое видение персонажа, к тому же его называли «актером одного дубля», не любившем переснимать сцену много раз.

Владимир Высоцкий в фильме «Место встречи изменить нельзя».

Источник фото – pinterest.ru

 

Во время съемок легендарного «Место встречи изменить нельзя» Высоцкий не только сыграл главную роль Глеба Жеглова, но попробовал себя в режиссуре: С. Говорухин доверил ему заменить себя на площадке при съемке ряда сцен. За этот фильм Высоцкий получил несколько наград, а его герой считается культовым (хотя и неоднозначным) в отечественном общественно- культурном сознании. Кроме того, он участвовал в телеспектаклях, озвучивал фильмы и мультфильмы, написал для кинокартин более ста песен, пробовал писать сценарии и киноповести.
 

Высоцкий и Марина Влади. Последние годы.

Самая известная женщина в жизни Высоцкого – Марина Влади (Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова), французская актриса с русскими корнями.

Она была безумно популярна, снималась по всему миру, получила премию Каннского кинофестиваля и «Золотой глобус». Особенно любима в СССР была картина «Колдунья», в которой Высоцкий и увидел будущую жену. Очное знакомство произошло на Таганке, куда приехавшая на кинофестиваль Влади была приглашена, чтобы посмотреть репетицию «Пугачёва». Её поразила актерская энергетика Высоцкого, их отношения развивались стремительно, хотя и непросто: поэт сразу признался в любви, но у каждого была карьера в разных странах, а получить визу было сложно (Марина даже вступила в компартию Франции). Высоцкому тоже не давали разрешение на выезд, и Влади разрывалась между сыновьями во Франции и мужем в СССР. Ей посвящены знаменитое стихотворение «Мне каждый вечер зажигают свечи» и ряд других.

 

Владимир Высоцкий и Марина Влади в Париже.

Источник фото: pinterest.ru

 

К сожалению, их брак, продлившийся около 10 лет, совпал с тяжелым для Высоцкого периодом алкогольной и наркотической зависимости, периодом «исчезновений» и срывов. Влади и друзья пытались помочь ему, вытащить из страшной ловушки, но это не удалось. В ночь на 25 июля 1980 г. Высоцкого не стало (причиной был назван инфаркт миокарда).

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Несмотря на то, что его смерть выпала на время Московской Олимпиады – 80, и город был закрыт для въезда, десятки тысяч людей пришли проводить поэта в последний путь. До сих пор его могила служит местом, куда собираются поклонники, желающие отдать дань уважения певцу эпохи.

Марина долго не могла оправиться от потрясения, написанные ею позже воспоминания «Владимир, или Прерванный полет» получили неоднозначный отклик у его друзей и читателей. Возможно потому, что у каждого свой Высоцкий, а это случается только с подлинными «героями своего времени».

 

Дети.

У Высоцкого двое сыновей от брака с Л. Абрамовой:

Аркадий Высоцкий (1962) – актер и сценарист (фильмы «Письма к Эльзе», «Батюшка», «Три дня до весны» и др.)

Никита Высоцкий (1964) – актер театра и кино, сценарист, кинорежиссер, директор культурного центра «Дом Высоцкого на Таганке». Сценарист и продюсер фильма «Высоцкий. Спасибо что живой» (озвучил в нем своего отца).

Памятная доска на доме В.С. Высоцкого - «на Большом Каретном», д.15.

Источник фото: pinterest.ru

 

Интересные факты.

* Своим учителем в авторской песне Высоцкий считал Б. Окуджаву.

* Роль Гамлета чуть не стала для Высоцкого последней. Во время репетиции под траурную музыку (шла сцена похорон Офелии) на актеров обрушилась декорация – придуманный художником Д. Боровским уникальный плетеный занавес. Его собирались сделать из стали, но заменили на легкий алюминий. Это решение спасло много жизней. Высоцкий сочинил известную песню, в которой, с намеком на этот случай, рефреном повторялось: «Спасибо, что живой!».

Когда Высоцкий женился на Влади, у них на двоих было 5 сыновей. В ЗАГС они пришли в водолазках и джинсах.

Голосом Высоцкого должен был говорить волк из советского мультфильма «Ну, погоди!», но его не утвердили. Так в проекте появился А. Папанов. Режиссер Котеночкин выразил признательность Высоцкому, вставив в первую и десятую серии фрагмент его «Песни о друге».

Сын Аркадий был назван в честь Аркадия Стругацкого, а Никита – возможно, в честь Хрущева (записку с именем которого случайно вытащили из шляпы).

* Марина Влади передала Российскому государственному архиву литературы и искусства свой архив: многолетнюю переписку с мужем Владимиром Высоцким. С единственным условием: не публиковать при её жизни.

По словам Любимова, после отмены «Гамлета» в связи со смертью актера никто из зрителей не вернул билеты в кассу.

*По проводимым в России опросам общественного мнения Высоцкий регулярно входит в тройку русских кумиров XX века, уступая только Юрию Гагарину4.

 

1«Таганка» построена из кирпичей Высоцкого»/ «Театрал».6.10.2016. Режим доступа: https://teatral-online.ru/news/16716/

2 Цит. по: Новиков В. И. Высоцкий (ЖЗЛ). — М.: Молодая гвардия, 2013.

3 Абрамова Л.В. Факты его биографии / Л.В. Абрамова, В.К. Перевозчиков . - Москва: Россия молодая, 1991.

4Владимир Высоцкий вошел в тройку русских кумиров ХХ века. «Аргументы и факты». 23.01.2018. Режим доступа: https://aif.ru/society/vladimir_vysockiy_voshel_v_troyku_russkih_kumirov_hh_veka

 

8.jpg
9.jpg
10.jpg
11.jpg

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты