ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

0 комментариев

ВРУБЕЛЬ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ - российский художник, соединивший в своём творчестве глубокие традиции русской и европейской живописи с яркими чертами модерна.

Родился в семье военного юриста. Учился в Петербургской Академии художеств (1880-1884) у П.П. Чистякова, брал уроки акварели у И.Е. Репина. Пробовал себя в акварели ("Автопортрет", 1882; "Натурщица в обстановке Ренессанса", 1883; "Старушка Кнорре за вязанием", 1883, и др.) и станковой живописи ("Гамлет и Офелия", 1883-1884). Завершив обучение, участвовал в росписи Кирилловской церкви в Киеве (1884-1885). Большое влияние на авторский почерк Врубеля оказали впечатления от живописи итальянского Возрождения, с которой художник познакомился во время поездки в Венецию. Вернувшись в Россию, продолжил работать в Киеве (эскизы росписей Владимирского собора, 1887). В это время формируется узнаваемый стиль Врубеля («кристаллический» рисунок, дробящий мир на орнаментальные плоскости и в то же время подчеркивающий его космическое единство). Отчётливо проявилась тяга художника к фантастическим, сказочным мотивам. Тогда же появляется 1-й вариант «Демона».

С 1889 года в Москве, знакомится с С.И. Мамонтовым. В следующем году Врубель поселился в его усадьбе Абрамцево. Московский период (1890-1902) становится наиболее плодотворным в творчестве художника. В это время создаются картины "Демон сидящий" (ГТГ, 1890, одна из знаменитейших картин Врубеля), "Испания" (1894), "Гадалка" (1895), "Пан" (1899), декоративные панно "Венеция" (1893); "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" (оба 1896); панно на темы "Фауста" (1896); "Богатырь" (1898). В. также иллюстрирует произведения М.Ю. Лермонтова («Измаил-бей», акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская галерея и Литературный музей, Москва, и «Герой нашего времени», акварель, белила, Третьяковская галерея, - все 1890-1891), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова «Садко», 1897, «Царская невеста», 1899, «Сказка о царе Салтане», 1900, - все в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова), занимается декоративной скульптурой.

В живописи Врубеля во многом воплотились черты набирающего силу русского символизма. Несмотря на огромное влияние художника в среде писателей-символистов и позднейшее высокое признание его творческих заслуг, при жизни Врубеля его работы неоднократно подвергались разгромной критике. В 1896 году комиссия АХ наложила запрет на экспозицию работ Врубеля в художественном отделе Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, однако, благодаря поддержке С.И. Мамонтова, панно «Принцесса грёза» и «Микула Селянинович» были выставлены в отдельном павильоне. В 1900 году за художественное оформление камина «Вольга Святославич и Микула Селянинович» Врубель был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже.

Во второй половине 1890-х годов в связи с перенапряжением и богемным образом жизни ухудшается здоровье художника. Тем не менее, он создаёт такие шедевры, как "К ночи", "Царевна-Лебедь", "Сирень" (все 1900). В 1902 году Врубель ведёт напряжённую работу над картиной «Демон поверженный» (ГТГ). На этом фоне происходит обострение его состояния, в апреле художник госпитализирован с симптомами острого психического расстройства.

В последние годы жизни (1902-1910) Врубель находился под присмотром врачей, время от времени возвращаясь к творчеству. В эти годы лучшими работами художника становятся графические портреты (портрет Ф. А. Усольцева, карандаш, 1904, частное собрание, Москва; «После концерта. Портрет Н.И. Забелы-Врубель», пастель, уголь, 1905, портрет В.Я. Брюсова, уголь, сангина, мел, 1906, - оба в ГТГ). В феврале 1906 года Врубель полностью ослеп. Последние годы жизни художник провёл в петербургской больнице А.Э. Бари. Умер от воспаления лёгких, осложнённого скоротечной чахоткой.

Огромное значение творческого наследия Врубеля признаётся самыми разными школами и направлениями и зачастую рождает противоположные оценки. Его ценят одновременно за яркий индивидуализм и за выражение духа эпохи, за приравнивание произведения к обиходной вещи – и за отношение к искусству как к духовной силе, способной изменить мир. Творчество Врубеля – предельно исповедально. По словам А.А. Блока, едва ли не каждая его работа – выражение «громадного личного мира художника».

вр1.jpeg
М.А. Врубель. Фреска "Сошествие Святого Духа на Апостолов". Из росписи Кирилловской церкви в Киеве. 1884-1885 гг.
вр2.jpeg
М.А. Врубель. "Демон сидящий". 1890 г.
вр4.jpeg
М.А. Врубель. "Фауст". Триптих. 1896 г.
вр5.jpeg
М.А. Врубель. "Принцесса Грёза". 1896 г.
вр3.jpeg
М.А. Врубель. "Пан". 1899 г.
вр6.jpeg
М.А. Врубель. Камин "Вольга Святославич и Микула Селянинович". 1900 г.
вр7.jpeg
М.А. Врубель. "Царевна-Лебедь". 1900 г.
вр8.jpeg
М.А. Врубель. "Демон поверженный". 1902 г.
Смежные статьи
Литература
  • Алленов М.М. М. Врубель. М., 2004.
  • Громова Е.В., Ефремова Л.А. Коровин, Врубель, Кустодиев. М., 2014.
  • Дмитриева Н.А. Врубель. Л., 1989.
  • Домитеева В.М. Врубель. М., 2014.
  • Коган Д. Врубель. М., 1999.
  • Ракитин В.И. Врубель. М., 1971.
  • Тарабукин Н. М. Врубель. М., 1974.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты