ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ

0 комментариев

Обобщающее название для периода 1450–1750 гг. в истории Европы, с которым связано законодательное и теологическое оформление представление о ведьмах и ведовстве.

Представление о людях, практикующих магию, универсальное составляющее народной религиозности. Смертная казнь как высшая мера против колдунов, использующих свое знание во вред сообществу, отражена уже в ряде древних законодательных памятников («Кодекс Хамурапи», «Законы двенадцати таблиц» и др.). Средневековое европейское представление о ведьмах восходит к греко-римской традиции, и является преимущественно плодом осмысления образованными представителями клира народных языческих практик на закате аграрной и развитии урбанистической культуры (Р. Кикхефер, А. Я. Гуревич).

Самое понятие «ведьма» возникает впервые в немецких источниках конца XIV – начале XV в. (Шаффхаузен, Люцерн). С середины XV в. особенно после издания «Молота ведьм» Генриха Инститориса Крамера и обнародования папской буллы «Всеми силами души» (Summis desiderantes affectibus) в 1486 г. можно говорить о начале систематических процессов инквизиции в землях центральной и северной Европы. Ведьмы и ведуны, занявшие свое место в структурах средневекового ментального универсума,  получили осуждение как еретики, вероотступники и слуг дьявола. Причем их отличали следующие характеристики: участие в дьявольских шабашах, умение оборачиваться животными (чаще всего — кошкой) и летать по воздуху.

За три столетия «охоты на ведьм» было осуждено порядка 30–40 тысяч человек. Причем абсолютное большинство жертв приходится на период так называемой «Большой охоты» XVI–XVII вв., когда расправа стала выражением массовой истерии, связанной с общей нестабильностью эпохи (в одном только Кельне в 1627–1639 гг. было осуждено около тысячи человек). Церковные суды в этот период передают свои функции светской власти, которая зачастую использовала ведовские процессы для усиления собственного авторитета и успокоения населения.  С этими же целями в контексте конфессиональной борьбы охоту на ведьм поддерживают деятели Реформации и Контрреформации, хотя это получает осуждение церковных интеллектуалов (например, иезуита Фридрих Шпее или профессора Эрфутского университета лютеранина Иоганна Маттея).

Преимущественное большинство (две трети) жертв ведовских процессов — женщины. Исследователи традиционно связывают это с реальным значением женщин как хранительниц устной архаической культуры, связанной с культом плодородия и, вероятно, проводивших совместные обряды (Д. Фрэзер, Ж. Мишле). Вычисление сообщниц, остальных членов еретических сект, было одной из главной задач инквизиционных допросов, причем, часто с применением пытки.

Массовые ведовские процессы прекратились в середине XVIII в., однако отдельные случаи приговора к смертной казни за колдовство случались и в XIX в.

Иллюстрации: 

Miniatur in einer Handschrift von Martin Le France, Le champion des dames, 1451.

Автор статьи: Лурье З. А.

Литература
  • Гуревич А. Я. Ведьма в деревне и перед судом // Языки культуры и проблемы переводимости. — М.,1987
  • Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. — М., 1990. — С. 132—146
  • Gaskill M. Witchcraft, a very short introduction, Oxford University Press, 2010
  • Maxwell-Stuart P. G.Witch Beliefs and Witch Trials in the Middle Ages: Documents and Readings. 2011
  • Kieckhefer R. European Witch Trials: Their Foundations in Popular and Learned Culture, 1300-1500. California, 1976

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты