ВАН ДЕР АМЕН ХУАН

0 комментариев

Хуан ван дер Амен и Гомес де Леон. / Ориг.: исп. Juan van der Hamen y Gomez de Leon

Испанский художник эпохи барокко, натюрморист.

Ранние годы

Родился в семье представителей нидерландской аристократии, гвардейца в свите императора Карла I Иехана ван дер Амена и Доротеи Уитман Гомез де Леон. Семья Хуана поддерживала тесные связи с творческой интеллигенцией того времени, в их доме часто бывали Лопе де Вега, Луис де Гонгора и Хуан Перес де Монтальблан. Согласно Антонио Паломино,  биографу испанских художников, отец Хуана увлекался живописью. О детстве ван дер Амена сведений нет. Неизвестно также, когда и где он начал свой творческий путь. Исследователи предполагают, что прослеживающееся влияние итальянской живописи в работах раннего дер Амена может свидетельствовать, что он учился у Висенте Кардучо или Филипа Дириксена, чьи работы во многом схожи с произведениями дер Амена. В 1615 г. Хуан женился на Евгении Эррере, представительнице известной творческой семьи, что может говорить о том, что к тому времени он уже завершил свое образование и получил статус художника.

Становление

Первая датированная работа дер Амена относится к 1619 г. Она была написана для Дворца дель Пардо по заказу Х. Гомеса де Мора и представляет собой натюрморт вида бодегонес. Также дер Амен исполнил ряд натюрмортов для влиятельного придворного графа де Сольре, страстно увлеченного ботаникой и флористикой. В 1630 г. дер Амен заключил контракт с кардинал-инфантом доном Фердинандо, став его придворным живописцем. К моменту своей внезапной смерти в 1631 г. дер Амен имел собственную мастерскую. В некрологе Хуана его близкий друг Хуан Перес де Монтальбан говорил об уникальности дер Амена как художника, чье творчество находилось на стыке поэзии и живописи.

Творчество

В конце 1620-х он создал ряд полотен на религиозный сюжет для монастырей и церквей Мадрида и Толедо. В 1625 г. для мадридского монастыря Босоногих создал «Поклонение жертвенному агнцу», ставшее вершиной в его религиозном творчестве. В 1626 г. Леон написал портрет кардинала Франческо Барберини. В конце 1620-х вплоть до своей смерти дер Амен работал над различными портретами представителей испанской знати и интеллигенции. Среди его моделей – Х. де Вальдивиесо, Г. Боканхель, Ф. де Роха, К. Эраусо и, конечно, Лопе де Вега, Гонгора и Кеведо. Одной из интереснейших работ в этом жанре является «Портрет карлика», где особое внимание художник уделил изображению света.

Подлинную известность и признание дер Амену принесли его натюрморты. Выполненные в традиционной для Испании трактовке бодегонес, они представляют собой удивительный в своей техничности сплав рисунка и фактурности. Изображая на темном фоне прозрачные стеклянные сосуды, резко контрастирующие с плотностью глиняной посуды, при помощи мягкой светотеневой моделировки дер Амен добивался потрясающего натурализма. Хуан расширил сюжетику бодегонес за счет включения в повествовательную композицию цветов. По мнению современников, он добился непревзойденного мастерства в изображении разных сортов растений в период цветения. Он создавал цветочные композиции с элементами архитектуры по заказу влиятельных персон при мадридском дворе. Для его творческой манеры характерно использование традиционных для барокко приемов тенебризма. Однако яркий свет в натюрмортах дер Амена не имеет драматического подтекста, он лишь помогает выделить главное – красоту природы. В своей любви и стремлении к симметрии художник наследовал своим коллегам из Италии и Голландии. Созданные им образы мертвой природы вдохновляли не только непосредственных заказчиков, но и литераторов, отразивших в своем творчестве впечатление от натуралистичных бодегонес дер Амена.

Помимо портретов, натюрмортов и религиозных сцен дер Амен создавал аллегорические полотна, отсылающие к историческим событиям, философским концепциям или просто некой идее. 

ван дер амен портрет карлика.jpg
Х. ван дер Амен. Портрет карлика. Источник: wikimedia.org
Литература
  • Jordan W. Juan Van der Hamen y León & the Court of Madrid. Dallas, 2005.
  • Palomino A. El museo pictórico y escala óptica III. El parnaso español pintoresco laureado. Madrid, 1988.
  • Pérez Sánchez A. Carreño, Rizi, Herrera y la pintura madrileña de su tiempo (1650-1700). Madrid, 1986.
  • Pérez Sánchez A. Pintura barroca en España. 1600–1750. Madrid, 1992.
  • Varios autores. La belleza de lo real. Floreros y bodegones en el Museo del Prado (1600–1800). Madrid, 1995.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты