УОТЕРХАУС ДЖОН УИЛЬЯМ

0 комментариев

/ Ориг.: англ. John William Waterhouse

Английский художник, член Королевской Академии, прерафаэлит.  

Ранние годы

Дж. У. Уотерхаус родился в Риме в 1849-м, в год, когда  «Братство прерафаэлитов» впервые громко заявило о себе на художественной арене британской столицы. Это совпадение примечательно тем, что в развитии своего творчества Уотерхаус в дальнейшем обратился к принципам прерафаэлизма, и именно написанные в этом стиле работы оставили его имя в истории. В какой-то мере судьба живописца была предопределена еще и тем фактом, что оба его родителя, Уильям и Изабелла Уотерхаус, были художниками.

Первые годы жизни Нино, как называли Джона на итальянский манер родители, прошли в Риме, чья мифология в дальнейшем стала излюбленным сюжетом его произведений. В 1854 г. семья Уотерхаус вернулась в Лондон, поселившись недалеко от основанного недавно Музея Виктории и Альберта. В британской столице Нино от года в год все серьезней подходил к изучению живописи и скульптуры, посещая Британский Музей и Национальную галерею, где копировал различные произведения искусства.

Карьера

В 1871 г. он поступил в Королевскую Академию искусств, где первоначально обучался скульптуре, однако затем перешел в класс живописи. Первые работы, представленные на суд публики в галерее Дадли и в Обществе британских художников, были выполнены в традициях академизма на классический сюжет. Важной вехой в карьере молодого художника стал 1874 г. Тогда его картина «Сон и его сводный брат Смерть», написанная после внезапной кончины его обоих младших братьев от туберкулеза, была принята на летнюю выставку Королевской Академии. Картина была благосклонно принята знатоками искусства и принесла автору первый успех. Уотерхаус стал полноправным и неотъемлемым участником ежегодных выставок Академии вплоть до 1916 г. В 1876 г. он получил первый приз за работу «После танца». В 1895 г. был избран в члены-академики.

На 1880-е гг. приходится период личностного и творческого расцвета Уотерхауса. В 1883 г. он сочетался браком с Эстер Кенуорти, которая также была художницей и участницей выставок Королевской Академии. Творчество Уотерхауса первой половины 1880-х гг. развивалось в традиции академизма и салонной живописи. Среди основных тем – сюжеты из римской истории и мифологии («Фавориты императора Гонория», «Св. Евлалия»). Однако среди множества других художников, работающих в похожей манере, уже тогда Уотерхауса выделяет его новаторский подход к композиции и цвету. В этом отношении интересна картина «Св. Евлалия» 1885 г., здесь художник расположил полуобнаженное тело святой по центру на прямой оси, заставляя зрителя смотреть на сцену казни с необычного ракурса. Тогда же в творчестве Уотерхауса центральной становится фигура (чаще всего одинокой) женщины, противопоставленной окружающему миру («Клеопатра», 1888, «Офелии», 1889, 1894, и др.).

В 1886 г. Уотерхаус представил на ежегодной выставке картину «Магический круг», ознаменовавшую новый прерафаэлитский этап в его творчестве. Работа была тепло принята критиками и сразу же куплена Тейт Галлери за 650 фунтов. Через два года, в 1888 г., художник представил «Леди из Шалот», принесшую ему широкую известность. В центре композиции – Элейна из Астолата, персонаж поэмы А. Теннисона «Волшебница Шалот». Заточенная в высокой башне и проклятая вечно ткать длинное полотно со сценами чудес, которые она видела в волшебном зеркале, девушка однажды увидела прекрасного Ланселота. Уотерхаус изобразил момент, когда Элейна покинула башню и отправилась в ладье  в Камелот в надежде встретить возлюбленного. Однако судьба ее предрешена – на это намекает жертвенный красный гобелен, когда-то бывший средоточием мира Элейны, сейчас погруженный в воду. Свечи, символы жизни, потухли, что говорит о том, что проклятие вот-вот исполнится. Сама девушка поет последнюю печальную песню, ее поза и лицо как будто выражают замершее отчаяние, готовность принять свою трагическую судьбу. Уотерхаус впоследствии возвращался к персонажу Элейны, создав в конечном итоге три версии этой героини (также в 1894 и 1916 гг.). В том же году Уотерхаус представил свою версию «Офелии», безусловно вдохновленную работами Росетти и Милле. К изображению родственного Элейне образа Офелии художник возвращался на всем протяжении своего творчества. Так, в 1910-х он планировал серию работ, посвященной этой героине «Гамлета», однако болезнь не позволила художнику исполнить этот замысел.

В 1915 г. Уотерхаусу диагностировали рак, от которого он скончался 10 февраля 1917 г. Творческое наследие художника насчитывает более ста картин, большинство из которых созданы на темы римской истории и сюжеты английской литературы. В художественной карьере Уотерхауса ключевыми стали именно женские образы, чей прекрасный облик часто контрастен их трагической судьбе. Прекрасный рисовальщик и колорист, Уотерхаус создал одни из самых запоминающихся образов в английской живописи.

Дж. У. Уотерхаус. Сон и его сводный брат Смерть. 1874.jpg
Д.У. Уотерхаус. "Сон и его сводный брат Смерть". 1874 г.
Уотерхаус Дж. У. Св. Евлалия. 1885.jpg
Д.У. Уотерхаус. "Св. Евлалия". 1885 г.
Уотерхаус Дж. У. Леди из Шалот. 1888.jpg
Д.У. Уотерхаус. "Леди из Шалот". 1888 г.
Уотерхаус Дж.У. Русалка. 1901.jpg
Д.У. Уотерхаус. "Русалка". 1901 г.
Уотерхаус Дж.У. Эхо и Нарцисс. 1903.jpg
Д.У. Уотерхаус. "Эхо и Нарцисс". 1903 г.
Уотерхаус Дж. У. Офелия. 1910.jpg
Д.У. Уотерхаус. "Офелия". 1910 г.
Смежные статьи
Литература
  • Швинглхурст Э. Прерафаэлиты. М.,1995.
  • Шестаков В.П. Прерафаэлиты: мечты о красоте: (Творчество английских художников). М., 2004.
  • Trippi P. J.W. Waterhouse. New York, 2002.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты