ТУРЕЦКАЯ УГРОЗА

0 комментариев

ТУРЕЦКАЯ УГРОЗА - тема многочисленных «туркик» (антитурецких сочинений) в период османо-габсбургских войн XVI-XVII веков.

Для конца XV - первой четверти XVI веков для центральной Европы характерно игнорирование турецкого фактора на Востоке, неэффективность риторики «Воинствующей церкви», «заморозка» антитурецких военных кампаний в 1520-е годы - все это наряду с развитием внутриевропейских конфликтов. В этом контексте успешная османская экспансия в Европе (падение Белграда в 1522 году, Мохачская битва 1526 года) вызвала мощный психологический шок и породила «турецкую истерию».

Неспособность европейской элиты оказать сплоченное сопротивление в связи с конфессиональным противостоянием и франко-габсбургским соперничеством приводит к появлению многочисленных «турецких текстов» (памфлетов, поэм, драматургических сочинений) за авторством гуманистов, а также листовок и гравюр, формирующих образ врага и модели сопротивления турецкой угрозе на более профаном уровне. Характерно описание турок как варваров, нехристей, детей дьявола, а турецкого султана как тирана и даже антихриста. В целом,  объясняя победы османов, современники трактуют события в провиденциальном ключе, связывая поражения христианских стран с «Божественным гневом».

В конце 1520-х - начале 1530-х годов о проблеме высказываются Лютер и Эразм Роттердамский, призывая к прекращению усобиц, объединению христиан под властью императора Карла V, молитве и сопротивлению дьявольским силам, и под влиянием этих текстов был заключен Нюрнбергский религиозный мир 1532 года.

Тем не менее, актуальность турецкого вопроса не теряет остроты на протяжении всего конфессионального столетия, особенно, учитывая распространения в анабаптистких кругах идеи непротивления врагу и даже предпочтении папской тирании власти турок. Победа войск «Священной лиги» в 1571 году над турецким флотом при Лепанто была воспринята как общехристианский триумф, получивший яркое отражение в искусстве.

По результатам Вестфальского мира 1648 года и Войны за испанское наследство 1701-1714 годов конфликты с турками теряют общеевропейскую актуальность, и сводятся к австро-турецким войнам, которые прекратились лишь после Первой мировой войны.

Иллюстрации:

Мартин ван Хеемскерк. Юдифь как христианский войн. 1560;

Тициан. Испания приходит на помощь религии (1572-1575 гг.).

Автор статьи: Лурье З.А.

Religion_saved_by_Spain.jpg
Литература
  • Göllner C. Turcica: Die europäischen Türkendrucke des 16. Jahrhunderts. Bd 1–2. Bucuresti; Berlin, 1961
  • Hagemann L. Christentum contra Islam: eine Geschichte gescheiterter Beziehungen. Darmstadt, 1999
  • Bisaha N. Creating East and West: Renaissance Humanists and the Ottoman Turks. Philadelphia, 2004
  • Kaufmann T. Türckenbüchlein: Zur christlichen Wahrnehmung. Göttingen, 2008
  • Доронин А.В. Турецкая угроза в XV в. и национальный вопрос // Война в зеркале историко-культурной традиции: от античности до нового времени. СПб., 2012. С. 66–69

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты