ЦЕЛЬС (др.-греч. Κέλσος; лат. Celsus)

0 комментариев

Римский писатель, автор антихристианского сочинения «Правдивое слово».

О самом Цельсе нам ничего не известно. Иногда Цельса называют эпикурейцем, но это не так; скорее, его можно отнести к господствовавшему в то время среднему платонизму. Возможно, это то же самое лицо, которому Лукиан посвящает своего «Александра», но это предположение остается гипотезой.

Сочинение Цельса «Правдивое слово»  (Ἀληθὴς Λόγος) было написано во время правления Марка Аврелия, в 177–178 гг. На протяжении почти 70 лет оно оставалось без ответа, лишь в 248 г. Ориген по просьбе своего друга и покровителя Амвросия пишет трактат «Против Цельса»; именно из его цитат и парафраз мы можем восстановить структуру и содержание «Правдивого слова». Это сочинение – важнейший источник по истории раннего христианства: если его предшественники не шли дальше пересказа слухов, то Цельс демонстрирует большую осведомленность. Он изучал Ветхий Завет, христианскую литературу, принадлежавшую различным направлениям, а кроме того, лично беседовал с верующими во время путешествий в Сирию, Палестину и Египет.

Цельс критикует христианство, но говоря о Ветхом Завете, нападает и на иудаизм. Обсуждая рассказ о творении мира и человека, он пишет: «Моисей и пророки, не имея представления о том, какова природа человека, нагородили горы чепухи» (Orig. C. Cels. VI, 50); вообще же, иудейская космогония и обычаи заимствованы у других народов (I, 21). Цельс понимает разницу между христианами и иудеями: «Обе стороны верят, что было пророчество от духа божьего о грядущем спасителе рода человеческого; они расходятся только по вопросу о том, явился ли уже предвещенный спаситель или нет» (III, 1).

Переходя к Новому Завету, Цельс обращается к критическому разбору жизни и учения Иисуса. По его мнению, слова пророков, которые христиане относят к Христу, не имеют к нему никакого отношения: «Пророчества гораздо убедительнее можно применить к тысячам других, чем к Иисусу» (II, 28). Происхождение Иисуса темно, Цельс приводит рассказ о римском солдате Пантере, соблазнившем Марию (I, 32). Иисус выучился магии в Египте, и с ее помощью он и творил чудеса. Цельс невысокого мнения о моральном облике создателя христианства: он аттестует его как хвастуна, грубого лжеца и нечестивца (II, 9). Иисус для Цельса – «нечестивый чародей»: это обвинение повторяется неоднократно (I, 71; II, 32; II, 49; VIII, 41). Он никого не в состоянии убедить, поэтому постоянно грозит будущими карами и бранит своих слушателей (II, 76). Все слова Иисуса о небесном отце – выдумка, так как этот отец не помог своему сыну на кресте. После распятия, чтобы хоть как-то объяснить произошедшее с «сыном божьим», «ученики выдумали, будто все приключившееся с ними он предвидел и предсказал» (II, 13). Его божественность – выдумка, как и рассказ о воскресении, распространенный истеричными женщинами.

Наиболее ожесточенно Цельс нападает на два положения христианского учения: на воплощение и воскресение плоти. Воплощение подразумевает то, что бог или сын бога «не то сошел, не то сойдет на землю» (IV, 2). Но в чем смысл такого сошествия? Если бог не знает того, что делается на земле – он не всеведущ, а если без воплощения невозможно повлиять на происходящее на земле, то он не всемогущ. Слова о воскресении плоти являются следствием неверного понимания платоновского учения о переселении душ. Христиане говорят о воскресении после огромного пожара, когда бог, подобно повару, изжарит все человечество во время страшного суда, «притом не только живые, но и давно умершие вылезут из земли во плоти» (V, 14). «Воистину надежда червей!» – восклицает Цельс и замечает, что это учение настолько отвратительно, что далеко не все иудеи и христиане принимают его. Тела никогда не станут такими, как они когда-то были, лишь души способны к вечной жизни.

Неудивительно, что христианство распространяется лишь среди необразованных простолюдинов. Да и сами христиане не желают видеть никого образованного, они говорят: «Мудрость в мире – зло, а глупость – благо» (I, 9). Они рассказывают об Иисусе, а затем говорят: «Уверуй, если хочешь спастись, или отыди» (VI, 18). Ни один разумный человек не согласится с их рассуждениями. Стоило христианам только появиться, как они разделились на множество сект, которые враждуют между собой. Христиане образовали тайное общество (I, 1), они отгородились стеной от остального мира (VIII, 2).

В конце своего труда Цельс призывает христиан отказаться от своего образа жизни и стать достойными гражданами Империи, чтящими богов и императора. «Ибо если все будут поступать, как ты, то не будет препятствий к тому, чтоб он остался один, всеми покинутый, а все на земле досталось беззаконейшим и самым диким варварам, и у людей не останется славы ни о твоем благочестии, ни об истинной мудрости. Ты ведь, конечно, не скажешь, что если бы римляне, послушавшись тебя, пренебрегли установленными у них законами в отношении богов и людей и стали призывать твоего всевышнего или кого хочешь, то он сойдет с неба и будет сражаться за них, и никакой другой силы не потребуется» (VIII, 68–69).

 «Правдивое слово» написано в жанре философского опровержения; этим жанром пользовались сторонники различных школ в полемике друг с другом. Конечно, Цельс не воспринимал христианство как философскую школу, а просто воспользовался привычной для него литературной формой, но с III в. полемикой с христианством начинают заниматься профессиональные философы, и будущее лишь упрочит эту тенденцию: самыми последовательными противниками религии Христа стали приверженцы неоплатонизма, системы, созданной Плотином в III в.

Издание фрагментов «Правдивого слова»:

Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. С. 263–331.

Автор статьи: А.Д. Пантелеев

Литература
  • Wilken R. L. The Christians as the Romans saw them. New Haven; London, 1984
  • Frede M. Celsus philosophus Platonicus // ANRW. Bd. II, 36, 7. Berlin, New York, 1994. P. 5183-5213
  • Bergjan S. P. Celsus the Epicurean? The Interpretation of an Argument in Origen, Contra Celsum // HTR. Vol. 94. 2001. P. 179-204

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты