ТАМАЙО РУФИНО

0 комментариев

/ Ориг.: исп. Rufino Tamayo

Художник-монументалист, один из ключевых представителей мексиканского авангардизма.

Ранние годы

Родился в семье сапожника Мигеля Игнасио де Хесус Арейянес Саведра Наварро и Флорентины Тамайо.  После развода родителей в 1904 г. Руфино воспитывался матерью. В 1911 г. Флорентина скончалась, и заботы о мальчике взяла на себя ее сестра. Вместе с тетей Руфино переехал в Мехико, где планировал обучаться музыке. Однако по приезде в столицу, находясь под впечатлением от испанской колониальной архитектуры, «у него открылись глаза», и он решил заниматься изобразительным искусством. Однако желания Руфино расходились с видением его будущего членами семьи. В 1914 г. тетя записала его в бухгалтерскую школу. Тем не менее, в 1917 г. Тамайо поступил в Академию изящных искусств Сан Карлос, где обучался до 1921 г. Получаемое им образование не удовлетворяло Руфино: «Атмосфера в школе была очень печальной…искусство виделось как мастерство повторения вещей как они есть. В качестве протеста я выходил писать во внутренний дворик, т.к. не хотел заниматься академическим рисунком». Покинув учебное заведение в 1921 г., Тамайо устроился рисовальщиком в этнографический отдел Национального музея археологии, истории и этнографии, где проработал до  1926 г.

Становление

В 1926 г. состоялась первая выставка Тамайо, принесшая первый успех и признание и позволившая молодому художнику выставиться в Арт Сентер в Нью-Йорке. По возвращении из США Руфино активно участвовал в деятельности недавно основанного журнала «Контемпоранеос» («Современники»), что позволило ему стать важнейшей фигурой в мексиканском авангардизме. С 1928 г. преподавал в Национальной школе изящных искусств. В 1932 г. назначен главой департамента пластических искусств Секретариата общественного образования. В 1933 г. выполнил первую настенную роспись в Национальной консерватории Мексики. Несмотря на то, что широкую известность ему принесли именно монументальные работы, Тамайо активно развивался в жанре натюрморта, исследуя тему смерти через изображение разнообразных предметов и экспериментируя с эстетикой латиноамериканского символизма.

В 1936 г. в качестве делегата посетил Международный конгресс художников в Нью-Йорке. Там же с 1938 г. преподавал в Далтонской школе. В Нью-Йорке Тамайо проживал на протяжении последующих десяти лет. Именно во время пребывания в столице США Руфино окончательно сформировался как художник, постепенно вырабатывая уникальный пластический язык, соединивший примитивистическую манеру с торжеством символизма над формой. Источником его вдохновения служило древнее искусство – наскальные рисунки, доколумбовая Латинская Америка.

Творчество

Творческая манера Тамайо на протяжении десятилетий претерпела значительные изменения. Сформировавшись в русле реалистической традиции, художник интересовался социальными темами, работал в жанре сельского и городского пейзажа, стремясь отразить специфические черты конкретной местности. В 1920-1950 гг. Тамайо развивался в рамках неофигуравитизма, интегрируя в свой пластический язык традиции доколумбового искусства. Синтез латиноамериканской линейности и яркости колорита с передовыми достижениями европейской живописи и творчеством старых мастеров стали отличительной особенностью Руфино. Аполитичность его искусства и интерес к глубинным корням латиноамериканской культуры также выделяет его среди знаменитых современников - мексиканских муралистов.

В начале 1940 -х Тамайо впервые обратился к абстракции («Природа и художник», 1943). Завершение Второй мировой войны и события в Хиросиме и Нагасаки значительным образом сказались на мировоззрении художника. Колорит его работ с середины 1940-х темнеет, передавая напряженность и печаль от мировой повестки. В 1949 г. Тамайо переехал в Париж, где проживал до конца 1950-х. Он становится известным в Европе, его работы выставляются вместе с произведениями Пикассо, Миро, Матисса и Шагала.

Широкую международную известность Тамайо приобрел в начале 1950-х, когда с успехом выставился на Венецианском биеннале современного искусства, а также получив первую премию на одноименном событии в Сан-Паулу (1953). Именно 1950-е становятся наиболее продуктивным периодом в творчестве Тамайо. Он создает различные монументальные настенные произведения в Нью-Йорке, Пуэрто-Рико, Хьюстоне, Мехико и т.д. Последними муралистическими работами стали фрески для павильона Мексики на Всемирной выставке в Монреале (1967) и Международной ярмарке Сан-Антонио в Техасе (1968).

Наряду с Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давидом Алфаро Сикуэрос Руфино Тамайо считается ключевой фигурой мексиканского и латиноамериканского искусства. Его заслуги в области изобразительного искусства были отмечены многочисленными национальными и международными наградами, среди которых  - Золотая медаль за заслуги в изящных искусствах (Испания, 1985), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1987), Орден Почетного Легиона (1970) и др. 

Тамайо Р. Лунная собака.jpeg
Тамайо Р. "Лунная собака". Источник: annexgalleries.com
Тамайо Р. Дуализм.jpg
Тамайо Р. "Дуализм", Источник: wikimedia.org
Тамайо Р. Солнце.Jpeg
Тамайо Р. "Солнце". Источник: media.mutualart.com
Тамайо Р. Человек.jpg
Тамайо Р. "Человек". Источник: annexgalleries.com
Литература
  • Гладощук А.В. Солнце и Луна: Октавио Пас и Руфино Тамайо // Stephanos. 2017. №2(22).
  • Козлова Е.А. Истоки живописи Руфино Тамайо // Латинская Америка. 1986. №9.
  • Ittmann J. Mexico and modern printmaking: a revolution in the graphic arts, 1920 to 1950. Philadelphia, 2006.
  • Lucie-Smith E. Latin American art of the 20th century (Rev. and expanded ed.). London, 2005.
  • Martínez R. The Prints of Rufino Tamayo: Catalogue Raisonné, 1925-1991 (Artes Visuales Turner). Turner/ Fundación Rufino Tamayo, 2004.
  • Paz O., Lassaigne J. Rufino Tamayo. Rizzoli, 1982.
  • Tamayo R. Del reflejo al sueño, 1920-1950. Centro Cultural/ Arte Contemporáneo, 1995.
  • Tamayo R. Rufino Tamayo, Myth and Magic. Solomon R Guggenheim Museum, 1979.
  • Tamayo R., Lynch J.B. Rufino Tamayo: Fifty Years of His Painting. The Phillips Collection, 1978.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты