СВЕРЧКОВ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ

0 комментариев

Русский художник, витражист.

Биография и творчество

Происходил из семьи военного, генерал-майора и некогда коменданта крепости Або Дмитрия Фёдоровича Сверчкова и Катарины Ениш. Владимир пошел по стопам отца, избрав военную карьеру. Однако при этом он начал брать уроки живописи, изначально – у художника Леглера в Або, потом уже достигнув офицерского звания – у педагога-живописца Хельсинского университета Крускопфа.

В 20 лет с небольшим Сверчков, дослужившись до подпоручика, оставил службу, посвятив себя живописи. Он начал учебу в Академии художеств Петербурга. Позднее по состоянию здоровья Владимир перебрался в Рим, где в середине 1840-х занимался у академика Фёдора Моллера. В 1850 году молодой человек сочетался браком с немкой Жозефиной Крафт. В 1849 и 1850 годах начинающий художник был удостоен большой серебряной и малой золотой медалей за полотна «Прощание при отправлении парохода» и «Внутренний караул в Зимнем дворце», в 1855 году получил большую золотую медаль и звание художника за картины интерьеров «Внутренние комнаты венецианских дожей» и «Сцена из Средних веков». Однако Сверчков основное внимание уделял батальной живописи. Он смог запечатлеть в своих работах события военной компании 1854 года на Балтике, через год они были опубликованы в российской столице  в виде литографического альбома.

Заработав помимо звания художника, право на пенсинерство, Сверчков получил стипендию, благодаря которой в течение шести лет продолжал свое образование  в Мюнхене и Париже. В 1860-е годы он обратил внимание на декоративное и витражное искусство. В 1867 году в Мюнхене появились его соответствующие мастерские. Владимир Дмитриевич прославился как витражист, однако работал не один, также сотрудничая с местными мастерами. Сверчковские витражи участвовали в различных выставках, среди них выставка в Лондоне (1871), Политехническая в Москве (1872), Всемирная в Вене (1873). В России работы витражиста можно было увидеть в Академии художеств, Аничковом дворце, училище барона Штиглица и др.

В 1873 году Сверчков обосновался во Флоренции и большее внимание стал уделять декоративному оформлению интерьеров, скульптуре и живописи. Здесь он также открыл свои мастерские. В 1880-е годы Владимира Дмитриевича стала привлекать натюрмортная живопись, которой он и посвятил свое время.

Мастер умер в 1888 году во Флоренции, там он и погребен. Многие его картины хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и других художественных площадках. Витражи Владимира Сверчкова можно увидеть в некоторых зданиях Петербурга и финского Турку (например, в его кафедральном соборе). 

Литература
  • Волобаева Т.В. К истории искусства витража в России (Произведения мастерской В.Д. Сверчкова) // Петербургские чтения. Петербург и Россия. 13-15 апреля 1994 г.: Сборник конференции. СПб., 1994.
  • Гусева Е.Н. Витражи В.Д. Сверчкова 1873 года в конференц-зале Академии художеств // 240 лет Академии художеств. Научная конференция 11-12 марта 1998 г. СПб., 1998.
  • Княжицкая Т.В. Владимир Дмитриевич Сверчков. Новые материалы к иконографии художника // Сборник трудов Государственного музея истории С.-Петербурга. СПб., 2007. Вып. 16.
  • Княжицкая Т.В. Художник Владимир Дмитриевич Сверчков (1820? - 1888) // Московский журнал. 2012. № 5.
  • Княжицкая Т.В., Иванов Е.И. Стеклянные картины по сказкам братьев Гримм // Наше наследие. 2009. № 89.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты