СТРАВИНСКИЙ ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ

0 комментариев

Русский композитор.

Ранние годы

Родился в семье оперного певца и солиста Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского и его супруги, пианистки, концертмейстера и певицы Анны Кирилловны Холодовской. Игорь получил хорошее домашнее образование, с раннего возраста занимался игрой на фортепиано, затем поступил в гимназию Гуревича. В ранние годы его преподавателями музыки были А.П. Снеткова и Л.А. Кашперова. Последняя оказала значительное влияние на технику игры будущего композитора. Формирование музыкальных вкусов Стравинского происходило под влиянием семьи и старших товарищей. Так, композитор и пианист И.В. Покровский познакомил юношу с творчеством Ж. Бизе, Л Делиба, Э. Шабрие и Ш. Гуно. Стравинский отмечал, что произведения этих композиторов позволили ему освободиться от музыкального академизма.

В 1901 г. по настоянию родителей поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако продолжил самостоятельно заниматься музыкой. В 1906 г. женился на Е.Г. Носенко, через год у пары родился сын Федор, впоследствии ставший художником. Молодая семья, которая расширилась в 1910 г. с рождением сына Святослава, проживала в имении Стравинских в Волынской губернии.

В 1904-1906 гг. брал частные уроки у В.П. Калафати и Н.А. Римского-Корсакова. В эти же годы под руководством последнего были созданы первые большие сочинения – скерцо и сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка». На премьерном исполнении данного произведения присутствовал С. Дягилев, который высоко оценил талант молодого композитора и предложил ему написать балет для «Русских сезонов». Итогом продлившегося на три года сотрудничества стали балеты «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913), принесшие Стравинскому мировую известность. Эти произведения, созданные для большого оркестра, объединяют фольклорные темы и мотивы, политональность, полиритмия и диссонанс, особенно отчетливо заметный в «Весне священной». На премьере этого балета публика в зале по-разному реагировала на «адскую атмосферу», созданную музыкой Стравинского. Между зрителями происходили стычки, и поэтому второе отделение пришлось играть в присутствии полиции. Сам Стравинский весьма лаконично охарактеризовал премьеру своего произведения – «это был скандал».

Во время визитов в Париж, где работала труппа Дягилева, познакомился с Э. Сати и К. Дебюсси, основоположниками импрессионистического направления в музыке. Музыковеды отмечают, что творчество обоих композиторов отразилось в произведениях Стравинского. В частности, архаизация музыкального языка Сати в кантате «Сократ» (1918) и обращение этого композитора в теме античности повлияли на стилистику оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип» (1927).

Зрелое творчество

В начале 1914 г. Стравинские выехали в Швейцарию и больше не вернулись в Россию. В 1915 г. семья обосновалась неподалеку от Лозанны, а в 1920 г. преимущественно проживала в Париже. В 1914 г. во французской столице состоялась премьера оперы «Соловей» по одноименной сказке Г.Х. Андерсена, над которой Стравинский работал с 1908 г. По завершении больших балетов для Дягилева композитор стал работать над оперой «История солдата», созданной по сказкам А.Н. Афанасьева. Либретто к произведению создал Ш.Ф. Рамю. Премьера оперы состоялась в Лозанне в 1918 г.  Это произведение отходит от цикла больших балетов и опер в сторону камерности. Ритмика нескольких картин, из которых состоит опера, основана на мелодиях для вальса, танго и регтайма. В 1919 г. Стравинский возобновил сотрудничество с Дягилевым и создал для него балет «Пульчинелла», ставший первым произведением неоклассического периода в его творчестве. В этот же период композитор сблизился с т.н. «французской шестеркой». В 1922 г. в Париже была представлена камерная опера «Мавра» и годом позже – хореографическая кантата «Свадебка». В 1924 г. состоялся дебют Стравинского как пианиста.

Во второй половине 1920-х композитор обратился к духовной музыке («Отче наш» (1928), «Симфония псалмов» (1930). В начале 1930-х написал ряд концертов для скрипки и фортепиано. В 1933-1934 гг. по заказу И. Рубинштейн совместно с А. Жидом работал над «Персефоной». В 1934 г. Стравинский получил французское гражданство. В 1940 г. женился на Вере Судейкиной.

Во второй половине 1930-х активно гастролировал в США. В 1937 г. в Нью-Йорке состоялась премьера его балета «Игра в карты». После начала Второй мировой войны переехал в США. В 1945 г. получил американское гражданство. Проживал в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. В 1940-е продолжил работать над балетами и операми («Орфей» (1948), «Похождения повесы» (1951)). Творчество этого периода характеризуется использование серийного принципа («Движения для фортепиано  с оркестром» (1959)). Первым сочинением, где обозначились тенденции полифонизации  музыки, стал «Септет» (1953). Полный отказ от тональности произошел в серийном произведении «Плач Иеремии» (1958).  По мнению Стравинского, завершающим его творческую карьеру стало камерное сочинение «Заупокойные песнопения» (1966). В 1950-1960 гг. большинство произведений композитора были записаны на аудионосители. В 1962 г. приезжал с краткосрочным визитом в СССР.

Скончался 6 апреля 1971 г. от сердечной недостаточности. 

Литература
  • Андриссен Л., Шёнбергер Э. Часы Аполлона. О Стравинском. СПб., 2003.
  • Баева А.А. Оперный театр И.Ф. Стравинского. М., 2009.
  • Варунц В.П. Реформатор музыкального творчества. И.Ф. Стравинский // Знаменитые универсанты: Очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета. Т.1. СПб., 2002.
  • Гливинский В.В. И.Ф. Стравинский и современные компьютерно-информационные технологии // Opera musicologica. 2010. № 2(4).
  • Друскин М.С. Стравинский // Музыка XX века: Очерки. 1917—1945. М., 1984.
  • Кэмпбелл С. Игорь Стравинский и русское православие // Русское зарубежье: музыка и православие: Международная научная конференция, Москва, 17-19 сентября 2008 г. М., 2013.
  • Лезьер В.А. Философия и психоанализ русской музыки: П.И. Чайковский, А.Н. Скрябин и И. Стравинский: монография. СПб., 2013.
  • Савенко С.И. Игорь Стравинский: (Биография). Челябинск, 2004.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты