СТАРООБРЯДЦЫ

0 комментариев

 - сторонники древнерусской православной традиции (древлеправославие), отказавшиеся признать реформу церковного обряда по новогреческому образцу, принятую на московском поместном соборе 1666 года под давлением патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. В зависимости от отношению к таинству священства делятся на поповцев и беспоповцев.

Поповские согласия признают священство – таинство рукоположения во священники епископом; епископ считается преемником дара совершения всех церковных таинств, который, в соответствии со Священным Писанием, Христос завещал своим апостолам. Для отправления таинств первые старообрядцы принимали в свою общину беглых священнослужителей-никониан, в силу чего получили именование «беглопоповцев». Ветковское беглопоповское согласие инкорпорировало таких священников только через таинство миропомазания, Диаконовское – через исповедь у старообрядческого священника. Высшее старообрядческое духовенство возникло только в 1846 году с возникновением Белокриницкой иерархии. Она была основана в Белокриницком монастыре на территории Австрийской империи после того, как митрополит Сараевский Амвросий перешёл в старообрядчество и возглавил местный старообрядческий скит.

Беспоповские согласия отрицают священство, поскольку полагают его безвозвратно утраченным в результате никонианской реформы, в результате которой, с их точки зрения, произошло воцарение Антихриста. В представлениях беспоповцев, утрата священства оправдывает совершение духовными отцами из числа мирян таинств «нужнопотребных» (крещение, покаяние, причащение), в то время как таинства «потребные» (брак, елеосвящение, священство, миропомазание) считалось возможным не совершать. Наиболее значительными среди беспоповских согласий было Федосеевское и Поморское. Сторонники первого отказались от молитв за светскую власть, предусмотренных в православной литургии, в то время как с 1737 года поморские старообрядцы Выговской пустыни были вынуждены поминать правящую особу в своих молитвах. Главным отличием между согласиями стал вопрос о браке. С 1798 года поморцы признавали «бессвященнословные браки» (т.е. совершаемые без священника), в их понимании, таинство совершал сам Бог; федосеевцы же отрицали брак в качестве церковного обряда.

В 1800 году указом Павла I были установлены «Правила единоверия», согласно которым беглопоповцы получили возможность воссоединиться с Православной Церковью. При этом им сохранялся древлеправославный обряд, однако старообрядческие священники были подчинены архиереям-никонианцам.

Наиболее известные исповедники-старообрядцы – протопоп Аввакум и боярыня Феодосия Морозова.

Литература
  • Агеева Е. А. БЕСПОПОВЦЫ // Большая российская энциклопедия. Том 3. Москва, 2005. С. 417.
  • Агеева Е. А. ПОПОВЦЫ // Большая российская энциклопедия. Том 27. Москва, 2015. С. 150.
  • Агеева Е. А. ФЕДОСЕЕВСКОЕ СОГЛАСИЕ // Большая российская энциклопедия. Том 33. Москва, 2017. С. 236.
  • Крахмальников А.П., Панкратов А.В. Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. Т. 4. 2002. С. 542–556.
  • Скрипкина, Елена Владимировна. Самодержавие и церковный раскол в России во второй половине XVII в. Омск, 2009.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты