СТАНИСЛАВСКИЙ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ

0 комментариев

Настоящая фамилия Алексеев.

Театральный режиссер, педагог, актер, теоретик и реформатор театра, создатель названной в его честь актерской системы, один из основателей Московского художественного театра.

Ранние годы

Родился в семье преуспевающего потомственного фабриканта и промышленника Сергея Владимировича Алексеева и его жены Елизаветы Васильевны Варлей-Яковлевой. Семейство Алексеевых принадлежало к московским прогрессивным торгово-промышленным кругам, было связано кровными, дружественными и деловыми узами с Третьяковыми, Мамонтовыми и Бахрушиными. Станиславский, так же, как и его братья и сестры (всего их было девять), получил начальное образование дома, где была организована «целая гимназия». Несмотря на слабое здоровье, он занимался фехтованием, танцами, изучал иностранные языки и историю.

В 1876 г. он поступил в классическую гимназию, однако учеба оказалась скучной и изматывающей. Не проявляя должного внимания к образовательному процессу, в этот период Станиславский серьезно увлекся театром. Вероятно, интерес к этому искусству появился благодаря особой обстановке, царившей в доме Алексеевых. Родители Константина, не любившие светской жизни и выезжавшие в свет только в редких случаях, устроили в своем московском особняке театральную залу. Там, так же, как и в построенном театральном флигеле в имении Любимовка, приглашенные артисты и члены семьи разыгрывали разнообразные сценки. Станиславский вспоминал, что его первое выступление на импровизированной сцене родового поместья состоялось в возрасте трех-четырех лет: «После того вечера во мне живут, с одной стороны, впечатления приятности успеха и осмысленного пребывания  и действия на сцене, а с другой стороны – неприятности провала, неловкости бездействия и бессмысленного сидения перед толпой зрителей». По мнению Станиславского, в основе его артистического пути лежало упрямство, а не талант, который он мог унаследовать от бабушки по материнской линии, Мари Варлей, французской актрисы, некогда приехавшей в Санкт-Петербург на гастроли.

В 1878 г. родители были вынуждены перевести Константина в Лазаревский институт восточных языков, который он окончил в 1881 г. Тогда же Станиславский поступил на службу в семейную фирму. В первой половине дня он прекрасно исполнял роль наследника семейного предприятия, а вечером перевоплощался в актера. С 1877 г. Константин регулярно проводил сценические опыты в рамках домашнего «Алексеевского кружка». Он постигал основы пластики и вокала под руководством ведущих педагогов Москвы, учился у знаменитых актеров Малого театра, в том числе у своих кумиров – Александра Ленского, Марии Ермоловой и др.

Театр и предпринимательская деятельность

В 1884 г. состоялось его первое выступление на любительской сцене в доме А. Карзинкина в роли Подколесина в «Женитьбе». Попутно он продолжал работать на отцовской фабрике, где ему «приходилось иметь дело с золотниками и долями золота и серебра», т.е. по сути следить за процессом создания катушек с золотыми и серебряными нитями. Во второй половине 1880-х предпринимательская и артистическая деятельность Алексеева стремительно развивается. В январе 1885 г. Константин начинает использовать театральный псевдоним, взятый им в честь актера Маркова, выступавшего под фамилией Станиславский.  В 1886 г. он был назначен казначеем Московского отделения Русского музыкального общества. Тогда же вместе с певцом и педагогом Ф. Комиссаржевским и художником Ф. Соллогубом создал Московское общество искусства и литературы. Первый его спектакль состоялся 8(20) декабря 1888 г.

К 1888 г. Алексеев сыграл более 40 ролей. Среди них особо выделяются постановки в МОИиЛ (его роль Барона в «Скупом рыцаре» (1888), Дона Карлоса в «Каменном госте» (1889), Фердинанда в «Буре» и др.). В 1889 г. сочетался браком с Марией Петровной Перевощиковой, выступавшей с ним на одной сцене.  В том же году состоялся режиссерский дебют Станиславского – постановка «Горящих писем». В 1891 г. в МОИиЛ Константин взял руководство над режиссурой спектаклей Общества. В постановках «Отелло» (1896), «Двенадцатая ночь» (1897), «Село Степанчикова» и др. исследовал сформулированные им позднее «приемы выявления духовной сущности произведения».

В 1892 г. Станиславский как представитель фирмы отправился за границу. В повестку поездки входили переговоры с другими компаниями для совместной работы над крупным проектом. Фактически настоящей целью этого путешествия стал промышленный шпионаж, который не всегда Станиславскому удавался: «В Лионе фабриканты очень скрытны – официального разрешения на осмотр получить невозможно. Пришлось осматривать потихоньку, то есть в то время, когда мастера отдыхают днем».  Тем не менее, в ходе поездки Станиславскому удалось приобрести новую технику для модернизации производства в Москве. В результате после всех необходимых преобразований фабрика стала крупнейшим промышленным предприятием в своей отрасли. Во второй половине 1890-х Станиславский уделял особое внимания развитию алмазного цеха на производстве. В 1900 г. Товариществу «В. Алексеев, П. Вишняков и А. Шамин» был присужден гран-при Всемирной промышленной выставки 1900 г. в Париже.

Параллельно с предпринимательской деятельностью Станиславский продолжал активно выступать в театре. В 1890-е  он сыграл Отелло в одноименной трагедии, в «Много шума из ничего», «Двенадцатой ночи», «Дикарке» А.Н. Островского и др. Также участвовал в постановках отрывков опер «Пиковая дама», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила».

Создание МХТ

К концу 1890-х в театральной среде назрела необходимость кардинальных изменений концепции театра. В 1897 г. состоялась встреча Владимира Немировича-Данченко и Станиславского в кабинете гостиницы «Славянский базар». Это первое «свидание-сидение» стало «первым моментом основания театра». В своих мемуарах Станиславский так сформулировал идеи нового театра: «Программа начинающегося дела была революционной. Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров». В ходе многочасовой беседы обсуждались «основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы, сценическая этика, техника, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения».  Также между основателями были разделены сферы влияния – литературно-художественной деятельностью заведовал Немирович-Данченко, художественной – Станиславский.

10 апреля 1898 г. Немирович-Данченко и Станиславский подписали договор о создании «Товарищества для учреждения в Москве общедоступного театра» с уставным капиталом в 25 тыс. руб. Часть этих средств была потрачена на аренду театра «Эрмитаж». Работа труппы созданного Художественного театра началась в июне 1898 г. в подмосковном Пушкино. Первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович», премьера которого состоялась 14 октября 1898 г. По Станиславскому, эта трагедия заложила основу для развития историко-бытовой линии в репертуаре МХТ («Живой труп» (1911), «Власть тьмы» (1902), «Горе от ума» (1906) и др.).

Выдающимися образцами совместного творчество Немировича-Данченко и Станиславского, составившими костяк мхатовского репертуара, стали чеховские «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». Эти спектакли были построены на принципе непрерывного развития, нахождения «объекта вне партнера», создания натуралистичной среды. С 1906 г. творческие расхождения привели к тому, что  каждый из создателей театра «имел свой стол, свою пьесу, свою постановку». Однако оба мастера оставались верны основному принципу театра. Первой самостоятельной постановкой Станиславского в МХТ стал «Бранд» Г. Ибсена. В 1905 г. Станиславский совместно с В. Мейерхольдом создал Театр-студию на Поварской улице. Помимо режиссуры, Константин Сергеевич продолжал заниматься актерской деятельностью. Не оставлял Станиславский и забот о семейном предприятии. К началу Первой мировой войны оборот его предприятий составил около 4 млн. руб. Лишь после революции 1917 г. и национализации производств он всецело посвятил себя творчеству. В 1918 г. состоялся его первый киноопыт. Первой послереволюционной постановкой в МХТ стал «Каин» (1920).

Поздние годы

В 1920-е Станиславский продолжал активно работать как режиссер и актер. После сердечного приступа в 1928 г. был вынужден оставить театр на некоторое время. В конце 1920—х и в 1930-е он обратился к теоретическим разработкам, посвященным режиссуре и актерскому мастерству. Выработанные им принципы получили название «Система Станиславского» и нашли свое отражение в книгах «Работа актера над собой» (издана посмертно в 1938 г.), «Моя жизнь в искусстве» (1924). Писательская деятельность прославленного режиссера стала своеобразным итогом его многолетнего педагогического опыта. В 1935 г. открылась последняя оперно-драматическая студия Станиславского.

Константин Сергеевич Станиславский скончался 7 августа 1938 г. от сердечной недостаточности. 

Литература
  • Абалкин Н.А. Система Станиславского и советский театр. М., 1954.
  • Антарова К.Е. На одной творческой тропе: Беседы К.С. Станиславского. М., 1998.
  • Аронсон О.В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. М., 2007.
  • Бачелис Т.И. Станиславский и Мейерхольд // Мейерхольд, режиссура в перспективе века: Материалы симпоз. критиков и историков театра. Вып. 1. М., 2001.
  • Блок В.Б. Система Станиславского и проблемы драматургии. М., 1963.
  • Виноградская И.Н. Жизнь и творчество К.С. Станиславского: Летопись. 1863-1938: в 4т. М., 2003.
  • Гершкович А. Станиславский и Мейерхольд: из истории отношений // Новый журнал. 1987. Кн. 166.
  • Горчаков Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского. М., 1950.
  • Калашников Ю.С. Театральная этика Станиславского. М., 1960.
  • Климова Л.П. Режиссёрская реформа Московского Художественного театра // У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX — начала XX века: Труды Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Л., 1976.
  • Кречетова Р.П. Станиславский. М., 2013.
  • Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М., 1961.
  • Найденко М.К. Система К.С. Станиславского и мистическая традиция в русской театральной культуре // Культурная жизнь Юга России. 2012. №4 (47).
  • Наумов А.В. Музыка драматического спектакля в зеркале «системы Станиславского» и практики Московского художественного театра первой половины XX века // Музыкальна Академия. 2013. № 1.
  • Радищева О.А. Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений. 1917-1938. М., 1999.
  • Родионов Д.В., Семиколенова С.В. Станиславский: эпоха тотального обновления театра. М., 2011.
  • Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.,1962.
  • Столович Л.Н. И.И. Лапшин и К.С. Станиславский // Вопросы философии. 1999. № 10.
  • Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1980.
  • Стражина А.С. Постмодерн как деконструкция архитектоники системы К.С. Станиславского в отечественной культуре (культурологический аспект) // Культурная жизнь Юга России. 2017. №1 (64).
  • Шестакова Н.А. Первый театр Станиславского. М., 1998.
  • Яркова Е.Н. Метод и система К.С. Станиславского: история и взаимосвязь. Барнаул, 2011.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты