СРЕЗНЕВСКИЙ ИЗМАИЛ ИВАНОВИЧ

0 комментариев

Филолог-славист, палеограф, этнограф.

Происхождение и образование.

И.И. Срезневский родился в Ярославле, в семье университетского профессора. В раннем детстве семья Срезневских переехала в Харьков. В 1826 году И.И. Срезневский поступил в Харьковский университет на факультет этико-политических наук, который окончил в 1829 году.

Начало научного и преподавательского пути.

Срезневский уже в ранние годы стал интересоваться этнографией. В 1831 году он издает «Украинский альманах», в 1832 году сборник «Словацкие песни», а в 1833-1838 годах сборник «Запорожская старина». В 1837 году Срезневский защитил магистерскую диссертацию на тему «Опыт о сущности и содержании теории в науках политических», после чего получил место адъюнкт-профессора на философском факультете Харьковского университета. В том же году Срезневскому было предложено отправиться в славянские земли для подготовки к занятию новой кафедры истории и литературы славянских наречий.

Поездка по славянским странам.

В 1839 году Срезневский отправился в эту поездку, которая продлилась до 1842 года. До того, как посетить славянские земли, Срезневский побывал в Берлине, в университете которого слушал лекции известного лингвиста Ф. Боппа. В Галле Срезневский познакомился с лингвистом А.Ф. Поттом. В Лейпциге Срезневский изучал славянские рукописи и общался с деятелями лужицких сербов, а затем прибыл в Прагу. При содействии ученых П.И. Шафарика и В. Ганки Срезневский знакомился с рукописями Чешского музея, занимался чешским языком. Во время этой поездки Срезневский посетил  Моравию, Силезию, земли лужичан, словацкие, словенские и хорватские земли, Сербию, Галицию и Венгрию. Путешествие Срезневского по этим славянским областям, многие из которых оставались на тот момент недостаточно исследованными, предоставило в его распоряжение богатый этнографический и лингвистический материал.

В Харьковском университете.

В октябре 1842 года вернувшийся в Россию Срезневский начал в Харьковском университете свои чтения по истории и литературе славянских наречий. В этот же период появляются статьи Срезневского по славянским литературам «Исторический очерк сербо-лужицкой литературы» (1844 года), «Обозрение главных черт сродства звуков в наречиях славянских» (1845 года), «Очерк книгопечатания в Болгарии» (1846 года). Публикует ученый и свои работы, посвященные древним верованиям славян: «Об обожании солнца у древних славян» (1845 года), «Архитектура храмов языческих славян» (1846 года). После защиты работы «Святилища и обряды языческого богослужения славян» в 1846 году Срезневский первым в России получил степень доктора славяно-русской филологии.

В Петербургском университете.

В январе 1847 года Срезневский был переведен в Петербургский университет, где и возглавил кафедру истории и литературы славянских наречий. В Петербургском университете Срезневский читал несколько курсов лекций по славистике: «Введение в славянскую филологию», «Славянские древности», «История и литература славянских наречий» и «Древности русского языка и словесности». Кроме того, ученый читал и два дополнительных курса, посвященных грамматике церковнославянского языка и памятникам западнославянской письменности. Срезневский оставался профессором Петербургского университета до конца 1879 года, а с 1859 года он являлся деканом историко-филологического факультета. По его инициативе стали издаваться «Известия Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности», которые он редактировал в 1852-1863 годах. Помимо работы в университете Срезневский был профессором Главного педагогического института по кафедре славянских наречий с 1848 года и до закрытия института в 1859 году, а также членом Русского археологического общества с 1850 года.

Издание литературных памятников и работа над словарями.

С конца 1840-х годов Срезневский вплотную занялся изданием древних памятников славянской и русской письменности и изучением истории русского языка.  Одним из результатов этих исследований стала монография «Мысли об истории русского языка», выдержавшая четыре издания (дважды в 1849, в 1850 и 1887 годах), в которой  впервые высказывается убеждение о необходимости исторического изучения языка в связи с историей народа, впервые поднимается вопрос о древности наречий русского языка и времени их появления. В Петербурге Срезневский принимал участие в работе над областным русским словарем под редакцией А.Х. Востокова. Проблемам лексикографии были посвящены следующие его статьи: «Замечания касательно нового издания русского словаря» (1853), «Обозрение замечательнейших из современных словарей» (1854), «Замечания о словаре славянских наречий и о трудах А. Шлейхера» (1866) и многие другие.

Еще с конца 1840-х годов Срезневский со своими учениками работал над составлением словарей к памятникам древнерусского языка: к Ипатьевской, Лаврентьевской и другим русским летописям. Эта работа легла в основу серии трудов «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (1893-1912), увидевшей свет уже после смерти Срезневского. Помимо этого, И.И. Срезневский является автором историко-литературных трудов, работ, посвященных этнографии и археологии. Срезневский внес неоценимый вклад в развитие отечественной дореволюционной славистики.

моравия.jpg
Женский моравский национальный костюм.
Смежные статьи
Литература
  • Памяти Измаила Ивановича Срезневского. Пг., 1916.
  • Славяноведение в дореволюционной России. Биобиблиографический словарь. М., 1979.
  • Лаптева Л.П. История славяноведения в России в XIX веке. М., 2005.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты