СИССИТИИ (др.-греч. τὰ συσσίτια ‒ «совместное питание» или «общий стол»)

0 комментариев

Совместная трапеза в древней Спарте.

Употреблялись также следующие синонимы: андрия, фидития, филития или сюскения (греч. συσκήνια; дор. συσκάνια – досл. «обитание в одной палатке», т. е. за общим столом). Последний термин, очевидно, спартанский. Оба термина, и филития и сюскения характеризуют особый тип отношений между членами сисситий: отряд воинов-друзей, живущих и столующихся в одной палатке (φίλιος – «дружеский»; σύσκηνος – «сосед по палатке»).

Подобные обеденные клубы существовали в целом ряде греческих общин. Но известно только об обеденных товариществах в Спарте и на Крите. Спартанские сисситии и критские андрии в главных своих чертах были однотипными институтами, легко трансформирующимися при необходимости в чисто военные структуры. Главное их отличие – разные принципы их содержания. Критские андрии в основном содержались на общественный счет. Этим, как считает Аристотель, они выгодно отличались от спартанского аналога (Pol., II, 7, 5, 1272 a). Неимущие члены гражданского коллектива не лишались права посещать андрии и не поражались в своих гражданских правах, как это было в Спарте.

В Спарте сисситии объединяли всех взрослых спартиатов начиная с двадцатилетнего возраста. Ежедневное посещение сисситий было обязательным, за этим тщательно следили эфоры. Каждый гражданин ежемесячно должен был поставлять для сисситий строго фиксированное количество продуктов и денег. Установление твердой нормы взносов традиция приписывает Ликургу. Аристотель отметил, что обязательность равного взноса при кажущемся его демократизме была собственно недемократической мерой: обедневшие граждане, не способные вносить взносы, лишались части своих гражданских прав и переходили в разряд гипомейонов (досл. «низшие»). Новые члены попадали в сисситии не автоматически: их выбирали сотрапезники закрытым голосованием.

В каждую сисситию, состоящую из 15–20 членов, входили представители разных возрастных групп. Благодаря такому смешению возрастов молодые люди попадали под строгий контроль более пожилых граждан. В сисситиях культивировался дух воинского братства. Отдельные сисситии в условиях войны были самым мелким военным подразделением. После шестидесяти лет спартанцы, скорее всего, освобождались от обязанности ежедневно столоваться в сисситиях, но за ними сохранялось право их время от времени посещать.

Сисситии были центральным местом в Спарте, где старшее поколение передавало свой опыт молодежи. Цари также столовались в сиссития, но в отличие от прочих граждан – за государственный счет. Им полагалась двойная порция. Скромность спартанского обеда была широко известна. Богатые сотрапезники кроме положенных взносов  добавляли к общему столу мясо и пшеничный хлеб. В Спарте дотации к столу стали основной формой литургий.

Исторические источники:

Ксенофонт. Лакедемонская полития;

Плутарх. Параллельные жизнеописания. Ликург.

Автор статьи: Л.Г. Печатнова

Литература
  • Kahrstedt U. Syssitia // RE. 2.R. IV. 8. 1932. Sp. 1832–1833
  • Андреев Ю.В. К вопросу об организации критских сисситий // Античный мир и археология. 1. Саратов, 1972. С. 56–65
  • Kiechle Fr. Lakonien und Sparta: Untersuchungen zur ethnischen Struktur und zur politischen Entwicklung. München; Berlin, 1963. S. 204–206; 219 f.
  • David E. The Spartan Syssitia and Plato's Laws // American Journal of Philology. 99. 1978. 4. P. 486–495
  • Hodkinson St. Social Order and the Conflict of Values in Classical Sparta // Chiron. 13. 1983. P. 239–281
  • Fornis C., Casillas J.-M. The Social Function of the Spartan Syssitia // Ancient History Bulletin. 11. 2–3. 1997. P. 37–46
  • Печатнова Л. Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001. С. 275–279
  • Андреев Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит). СПб., 2004

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты