СИРЕНЫ (др.-греч. Σειρῆνες, лат. Sirenes)

0 комментариев

В древнегреческой мифологии сладкоголосые женщины-птицы.

Сирены – дочери Ахелоя и Стеропы (Apollod., I, 7, 10), отцом их называется также Форкис, а матерью – богиня земли Гея (Eurip. El., 168) или одна из муз (Apoll. Rhod., IV, 893 -896). У Гомера говорится о двух сиренах (Od., XII, 52; 167), в позднейшей традиции речь идет чаще всего о трех или о целом множестве (Apoll. Rhod., IV, 892 sqq.), при этом называются различные имена. Сирены, согласно «Одиссее» Гомера, жили на скалистом острове, расположенном между Сциллой и Харибдой (XII, 39-54; 158-200), в последующей традиции – где-то между Сицилией и Италией.

Сирены своими волшебными голосами, которые они унаследовали от матери-музы, завлекали проплывавших мимо моряков, а те направляли свои корабли к острову и разбивались о скалы. Сиренам приписывали умение изменят погоду: они могли усмирять ветры (Od., XII, 168 sqq.).

Одиссей, по совету волшебницы Кирки, залепил своим спутникам уши воском, а себя приказал привязать к матче, чтобы услышать голоса сирен, но избежать их чар (Od., XII, 166-200). Орфей сумел спасти аргонавтов, которых он отвлек своим прекрасным пением, и те смогли миновать остров сирен (Apoll. Rhod., IV, 891-919). Согласно некоторым вариантам мифа, сирены умирали или совершали самоубийство, если им смог противостоять смертный (как в случаях с Одиссеем и Орфеем). По другой версии, причиной их смерти стало поражение в состязании в пении с музами, которые стали носить перья сирен в качестве украшения на голове. 

Их культ засвидетельствован в различных областях Сицилии и Южной Италии.

В литературе и искусстве сирены часто ассоциируются с темой смерти. Они были спутницами Персефоны во время ее похищении Аидом и были превращены в птиц во время ее поисков (Apoll. Rhod., IV, 896-898; Ovid. Met., V, 552-563), возможно, в качестве наказания за то, что не смогли уберечь ее. Алкман отождествляет муз с сиренами; как музы иного мира они часто изображались на надгробиях. Согласно Платону, восемь небесных сирен создают гармонию сфер (Resp., X, 617b).

В искусстве они, как правило, представлялись птицами с женскими головами. Изображения сирен часто встречаются в вазописи начиная с 600 г. до н.э., особенно вместе с Одиссеем. На ранних изображениях сирены имеют когти, как у грифов или орлов, однако в классическом и эллинистическом искусстве они становятся прекрасными существами, которые так же тесно, как и музы, связаны с музыкальным искусством. Они часто представляются с музыкальными инструментами.

Сирены использовались в качестве аллегорий как в классической, так и в христианской литературе: они могли воплощать похоть, жажду знаний, опасность и др. Одиссей, привязанный к мачте, стал даже восприниматься как аллегория Христа на кресте.

Иллюстрация:

Одиссей и сирены. Краснофигурный стамнос из Вульчи. Ок. 480-470 гг. до н.э. Лондон, Британский музей. 

Автор статьи: О.В. Кулишова

Литература
  • Pollard J. R. T. Seers, Shrines, and Sirens: The Greek Religious Revolution in the Sixth Century B.C. New York, 1965. P. 137-145
  • Hofstetter E. Sirenen im archaischen und klassischen Griechenland. Würzburg, 1990
  • Hofstetter E. Seirenes // Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Bd. VIII. Zürich; München, 1997. S. 1093-1104
  • Kopf-Wendling U. Die Darstellungen der Sirene in der griechischen Vasenmalerei des 7., 6. und 5. Jahrhunderts v. Chr. Meier, 1989
  • Hinz B. Sirenen // Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart / Hrsg. von M. Moog-Grünewald. Stuttgart; Weimar, 2008

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты