СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

0 комментариев

Идеи Возрождения проникают в северные университеты (Праги, Эрфурта, Оксфорда, Вены и др.) в середине XV в. и набирают определенную силу в 1470-1480-х гг., когда появляются аутентичные сочинения  гуманистов (наиболее характерны – издания грамматических пособий и учебников древних языков). Для центральной Европы ключевую роль играют фигуры «архигуманиста» Кондрада Цельтиса, «князя гуманистов» Эразма Роттердамского, «принца поэтов» Пьера де Ронсара и др. В развитии гуманистических искусств не последнюю роль играет патронаж императоров Священной Римской Империи (Максимилиан I), французского (Франциск I) и английского королевских дворов (Елизавета I).

Характерным отличием северного гуманизма от итальянского прототипа была религиозная и национальная рефлексия. Происходит «открытие» варварских корней, главным преимуществом которых по отношению к цивилизованному Риму оказывается их наивная, но глубокая религиозность (эта идея была впервые сформулирована в речи Д. Кампано 1471 г.). Ориентация на теологические и библейские штудии, соединение идеалов гуманистической образованности с христианской проповедью  являлись продолжением позднесредневекового движения «Нового благочестия», и, получив за свет развития печатного слова необычайно широкий резонанс, подготовила Реформацию.

Истоки нового стиля в искусстве связывают с бургундской школой живописи, а его развитие с нидерландскими художниками (Губерт ван Эйк, Иероним Босх, Рогир ван дер Вейден). В XVI в. первенство переходит к немецким художникам («Дунайская школа», Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший и др.). В целом, характерная тесная связь возрожденческой живописи и графики с позднеготическим стилем, его символическое и эсхатологическое содержание. Архитектура вплоть до первых десятилетий XVI в.  развивается в рамках готического стиля, первые примеры возрожденческих зданий появляются в торговых городах (Брюгге, Антверпен и др.).

Иллюстрации:

Гравюра А. Дюрера "Вавилонская блудница".

Автор статьи: Лурье З. А.

Смежные статьи
Литература
  • Историк и его миф: Иоганн Авентин (1477-1534). М., 2007
  • Степанов А. В. Искусство эпохи Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. СПб., 2009
  • Немилов А.Е. Немецкие гуманисты XV века. Л., 1979
  • Spitz L. W. The Religious Renaissance of the German humanists. Cambridge, 1963

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты