СЕВЕРЯНИН ИГОРЬ

0 комментариев

Игорь-Северянин, наст. Лотарёв Игорь Васильевич.

Русский поэт и переводчик.

Биография и творчество

Происходил из семьи военного инженера. Отец – Василий Степанович Лотарёв, был сыном купца из Владимирской губернии. Мать Наталья Степановна, урожденная Шеншина, по первому мужу Домонтович, была старше мужа, приходилась дочерью предводителю дворянства Щигровского уезда и состояла в дальнем родстве с поэтом Афанасием Фетом и пламенной революционеркой Александрой Коллонтай. Поэтический дар у мальчика открылся в восьмилетнем возрасте. В 1896 году давний конфликт родителей привел к разрыву, после которого мальчик остался с отцом, умершим в 1904 году. Образование Игоря ограничилось четырьмя классами реального училища в Череповце.

С 1904 года, проживая в Петербурге с матерью, поэт начал печатать свои первые произведения, издавая за свой счет небольшие брошюры. Серьезное влияние на него оказал поэт старшего поколения Константин Фофанов, а всероссийскую популярность никому не известному доселе автору принес Л.Н. Толстой, которому в начале 1910 года прочитали стихи Игоря Северянина с хулиганскими строчками: «Вонзим же штопор в упругость пробки, и взоры женщин не станут робки». Возмущение великого писателя обнародовал толстовец Иван Наживин, и эту критику подхватили в печати. Амбициозный молодой сочинитель очень скоро обрел громкую славу, избранный им псевдоним Игорь-Северянин под бойким пером журналистов лишился дефиса, и в историю русской поэзии стихотворец Лотарёв вошел именно как Игорь Северянин.

Дарование любимца публики было несомненным, его оценили известные поэты Валерий Брюсов и Федор Сологуб, с именем Игоря Северянина отныне связывалось модное направление эгофутуризма. Пик известности пришелся на 1913 год – тогда вышел и первый большой сборник его стихов «Громокипящий кубок», а также начались поэтические турне по России, именовавшиеся «поэзоконцертами», собиравшие множество экзальтированной публики и приносившие реальный денежный доход. До 1918 года Игорь Васильевич дал более 85 сольных представлений и около 50 коллективных, в которых принимали участие, в частности, Сологуб и Владимир Маяковский. Популярность этой разновидности шоу-бизнеса была такова, что 27 февраля 1918 года Игоря Северянина избрали в московском Политехническом музее королем поэтов, а Маяковского – всего лишь вице-королем.

Творчество поэта с самого начала вызывало ожесточенные споры. Многие усматривали в его непритязательных с виду, но обильно украшенных неологизмами стихах пошлость и эротизм на потребу публике, другие считали, что смысла в них нет никакого, но имеются завораживающие читателей музыка и ритм. Его поэтические образы, такие как ананасы и лилии в шампанском, прекрасно годились для бичевания нравов уходящей в историю императорской России. Непросто было прорваться и сквозь эстрадную составляющую таланта Игоря Северянина – свои стихи он умел не только впечатляюще декламировать, но и петь хорошо поставленным голосом. Его тексты «Бразильский крейсер» и «Это было у моря» обрели еще большую известность в песенном исполнении Александра Вертинского. При этом сам сочинитель прекрасно сознавал эпатажность многих своих произведений и уровень слушающей их публики. С детских лет он много читал, а любимым поэтом считал ироничного А.К. Толстого. Впрочем, сочинялось Игорю Васильевичу легко, а количество случайных рифм и плохо улавливаемых смыслов в его стихах велико.

Всеобщая популярность и кочевая жизнь в постоянных турне отразились на образе жизни молодого поэта. Его внешность, далекая от образа героя-любовника (завистники особо указывали на «лошадиное лицо»), магнетически привлекала юных девушек и замужних женщин. Бурная личная жизнь продолжалась и в Эстонии, в которой Игорь Северянин оказался в эмиграции с 1940 года. Законный церковный брак, заключенный в 1921 году с 19-летней эстонкой Фелиссой Круут и увенчавшийся рождением в 1922-м сына Вакха, сопровождался многочисленными романами на стороне. Выйти из раскрученного в последние годы Российской империи образа поэт так и не смог. Между тем существование в Эстонии было непростым, редкие выступления среди эмигрантской публики во Франции, Болгарии и Румынии сочетались с необходимостью зарабатывать на жизнь переводами. Жизнь резко осложнилась в 1935 году, когда Фелисса выгнала супруга из дома вследствие его связи с учительницей Верой Коренди.

Установление в 1940 году советской власти в Эстонии Игорь Северянин встретил положительно и даже написал несколько прославляющих новые порядки стихов. К тому времени он уже тяжело болел и скончался 20 декабря 1941 года в оккупированном гитлеровцами Таллине от сердечного приступа на 55-м году жизни. 

Литература
  • Бондаренко В.Г. Северянин. Ваш нежный, ваш единственный… М., 2018.
  • Гужалоўскi А.К. Сэксуальная рэвалюцыя ў Савецкай Беларусi. Мiнск, 2017.
  • Игорь Северянин глазами современников. СПб., 2009.
  • Критика о творчестве Игоря Северянина. М., 1916.
  • Никульцева В.В. Словарь неологизмов Игоря-Северянина. М., 2008.
  • Петров М. Донжуанский список Игоря-Северянина. Нарва, 2009.
  • Северянин И. Полное собрание сочинений в одном томе. М., 2014.

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты