Сергей Васильевич Рахманинов

0 комментариев

Рахманинов Сергей Васильевич

20.03(01.04).1873, Семёново, Новгородская губерния – 28.03.1943, Беверли-Хиллз, США

Великий русский композитор, пианист, дирижер.

Семья и детство. Первые шаги в музыке.

Происходил из семьи дворянина Василия Аркадьевича Рахманинова и Любови Петровны Бутаковой. Любовь и способности к музыке Сергей перенял у своего деда-композитора, отца и матери, любивших музицировать. Первыми учительницами мальчика в данном направлении стали сама Любовь Петровна, а затем А. Орнатская. В 9-летнем возрасте Сергей стал проходить обучение в Петербургской консерватории, однако пропускал занятия. Через три года он уже жил в московском пансионе пианиста Николая Зверева, а также занимался у него в консерватории, будучи принятым сразу на третий курс. Зверев же представил подростка своему наставнику Петру Чайковскому. Однако в 1888 году учитель и ученик разругались, и Рахманинов перебрался к московской родне – семейству Сатиных. В 1902 году он обвенчается со своей кузиной Натальей Сатиной, у пары родятся дочери Татьяна и Ирина.

Сергей Рахманинов в семье Сатиных. 1890-е гг.

Источник: pinterest.ru

 

В том же 1888-м Сергей перешел на старшее отделение консерватории. Его педагогами здесь были пианист и родственник юноши Александр Зилоти, композиторы Сергей Танеев и Антон Аренский. Еще учеником Рахманинов создал свои первые произведения: концерт для фортепиано с оркестром № 1, две пьесы для виолончели и фортепиано, пьесы-фантазии для фортепиано (одно из самых известных своих творений), романсы, симфоническую поэму «Князь Ростислав» и др. Уже тогда он стал известен публике и любим ею: при своем композиторском таланте он был еще и блестящим пианистом. В качестве выпускной работы молодой музыкант представил в 1892 году оперу «Алеко» по А.С. Пушкину, которую из-за высокой оценки и с подачи Чайковского поставили в Большом театре. В итоге Рахманинов получил золотую медаль при выпуске из консерватории.

Композитор и виртуоз. Признание на родине

После этого молодой человек несколько лет работал педагогом в различных женских институтах Москвы, в то же время не переставая писать инструментальные пьесы, симфонии, хоровые произведения, сюиты и др. В 1897 году он проявил себя как прекрасный дирижер в Московской частной русской опере Саввы Мамонтова, где сдружился с Ф. Шаляпиным, однако после одного сезона оставил ее и углубился в сочинительство. Вскоре Рахманинова ждал первый провал: в том же году столичная публика слушала его Симфонию № 1 ре минор, исполненную под управлением дирижера Александра Глазунова. Возможно, сыграли свою роль как новизна музыки композитора (в симфонии ярко проявился характерный для автора синтез разных музыкальных направлений), так и неумелое ее исполнение. На Сергея Васильевича посыпались жуткие рецензии, в том числе, от таких мастеров, как Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Для молодого таланта эта история окончилась серьезной депрессией, длившейся примерно до 1901 года. В это время из-под его руки практически ничего не выходило. Большую помощь ему оказал знаменитый психотерапевт Николай Даль.

Федор Шаляпин и Сергей Рахманинов. 1916 г.

Источник: pinterest.ru

 

В 1901 году Рахманинов представил публике свой знаменитый Второй фортепианный концерт, который ознаменовал новый этап творчества мастера. Еще ранее Сергей Васильевич показал себя новатором в музыке, смело сочетая разные ее традиции: романтизм и русскую церковную музыку, городской и цыганский романс. На новом этапе он стал еще более ярок и индивидуален, еще более полистилистичен. Не оставляя романтических и церковных музыкальных традиций, он также обращается к символизму, импрессионизму и неоклассицизму, использует новые приемы, создавая свой выходящий за все обыденные рамки стиль. Самыми яркими произведениями этого периода стали фортепианные прелюдии (1903), Симфония № 2 (1907), симфоническая поэма «Остров мертвых» (1908), Третий фортепианный концерт (1909), поэма «Колокола» (1913).

В начале ХХ века карьера Рахманинова пошла вверх: он стал дирижером Большого театра, много концертировал как пианист и дирижер. После ухода из Большого в 1906-1909 годах Сергей Васильевич посетил Италию, долгое время прожил в Германии, не переставая все это время писать музыку. В 1909 году он совершил гастрольный тур по США и Канаде. В 1911 году в Киеве познакомился с Верой Держинской, чей прекрасный певческий талант композитор поддерживал в дальнейшем.

Одним из последних концертов в России стало выступление Рахманинова в Тенишевском училище в феврале 1917 года. В конце того же года его пригласили выступить в Стокгольме, куда он и выехал вместе с семьей.

В эмиграции. Новый этап творчества. Тоска по родине и помощь СССР во время Великой Отечественной войны

В 1918 году Сергей Васильевич перебрался из Швеции в Данию, где давал множество концертов, так как выступления обеспечивали ему средства к существованию (последние он тратил в том числе на посылки друзьям на родину, раздираемую гражданской войной). Однако они принесли ему и европейскую славу. В конце 1918 года Рахманинов переехал в Нью-Йорк. На протяжении всей жизни в Америке он давал по всей стране огромное количество концертов как пианист, снискав и за океаном огромную известность и признание. Не любивший излишнего внимания, Сергей Васильевич был вынужден постоянно скрываться от журналистов.

К.А. Сомов. Портрет С.В. Рахманинова. Париж, 1925 г. ГРМ.

Источник: pinterest.ru

 

Однако до 1926-1927 годов он ничего не создавал как композитор, что объяснялось его близкими оторванностью от родины и тоской по ней. Он любил окружать себя вещами, напоминавшими о России, а его друзьями были в основном соотечественники. Однако во второй половине 1920-х творческая ситуация мастера изменилась. В это время он создал Четвертый фортепианный концерт и три русские песни. В последующие годы появились Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935), Третья симфония (1937). Последним произведением Рахманинова стали Симфонические танцы 1941 года. Шесть созданных в эмиграции сочинений составили новый этап творчества композитора, а также стали одними из его музыкальных вершин. В этот период Сергей Васильевич еще больше экспериментировал, сочетая в своих творениях такие крайности, как церковная музыка, джаз, эстрада и традиции авангарда. Его произведения звучали более глубоко и мистично.

Помимо США, Рахманинов в 1930-1940 годах часто ездил в Швейцарию, где возводил свою виллу «Сенар». Тогда же часто выступал в других европейских странах, производя фурор своей восхитительной игрой.

Сильно потрясло композитора известие о начале Великой Отечественной войны. В США он много концертировал, сборы от этого передавал фонду Красной армии и Фонду обороны СССР, призывая и остальных соотечественников делать то же самое. Эти средства позволили построить для армии самолет.

Великий музыкант был заядлым курильщиком. Он скончался от меланомы в марте 1943 года в Беверли-Хиллз. Погребен на кладбище Кенсико недалеко от Нью-Йорка.

С.В. Рахманинов с супругой Н.А. Сатиной на даче в Беверли-Хиллз. 1942 г.

Источник: senar.ru

 

Значение творчества Рахманинова огромно. Он являлся самобытным новатором, объединившим множество русских и мировых музыкальных традиций и в итоге создавшим свой собственный стиль. Его творчество легко узнаваемо благодаря использованию автором характерных музыкальных приемов (например, прием т.н. «рахманиновской гармонии»). Кроме того, большой вклад Сергей Васильевич, часто обращавшейся к христианским мотивам, внес в развитие русской духовной музыки (достаточно вспомнить такие сочинения, как Литургия св. Иоанна Златоуста или Всенощное бдение). Композитор был не менее великим пианистом, который привел русскую фортепианную школу на первые позиции. Рахманинов вывел русскую музыку ХХ века на мировой уровень и оказал огромное влияние на последующие поколения музыкантов, как сочинителей, так и исполнителей.

Интересные факты

  • Семья Рахманиновых считала основателем рода Василия Рахманина, внука выдающегося господаря Молдавского княжества Стефана III Великого, правившего во второй половине XV – начале XVI века. Сам Стефан состоял в родстве со знаменитым Дракулой – валашским господарем XV века Владом Басарабом по прозвищу Цепеш.
  • Прадеды великого композитора, преображенцы Герасим и Федор Рахманиновы поддерживали притязания на престол дочери Петра Великого Елизаветы. Они вошли в число т.н. лейб-кампанцев, совершивших переворот 25 ноября (6 декабря по новому стилю) 1741 года, после которого Елизавета Петровна стала императрицей.
  • Первой любовью начинающего музыканта стала Вера Скалон, с которой Рахманинов познакомился в имении своих родственников Сатиных. Чувство было взаимным, однако родители девушки были против этого союза. В итоге Вера обвенчалась с другим, а сам Рахманинов взял в жены свою двоюродную сестру Наталью. Однако именно Вере он посвятил множество своих произведений.
  • Абсолютным кумиром для Сергея Рахманинова был Петр Ильич Чайковский. Он часто и на родине, и в эмиграции исполнял сочинения последнего. После смерти Чайковского (1893), потрясшей молодого композитора, Рахманинов создал трио его памяти. Сам Петр Ильич очень высоко ценил талант юноши и следил за его творчеством.
  • Сергея Васильевича считал своим наставником Федор Иванович Шаляпин, хотя они и были одногодками. Рахманинов помогал певцу глубже понять оперное искусство, готовил с ним оперные партии. Для Шаляпина он был непререкаемым авторитетом.
  • Во время своей депрессии в конце 1890-х годов композитор встречался с великим Львом Толстым, однако это общение не помогло. Только частые беседы с выдающимся психологом Николаем Далем (внуком автора знаменитого словаря Владимира Даля) вернули Сергея Рахманинова к жизни. Именно Далю молодой автор посвятил свой Второй фортепианный концерт.
  • Блестящий виртуоз, Рахманинов был и неутомимым тружеником. Так, каждый день по несколько часов он тратил на фортепианные репетиции. Со временем Сергея Васильевича стали мучить постоянные боли в кистях рук.

 

Библиография

Брянцева В.Н. Детство и юность Сергея Рахманинова. М., 1972.

Вишнякова И.С. Чайковский – Рахманинов – Зилоти. Творческие и дружеские связи // «Петр Ильич Чайковский и Тамбовский край». 135 лет первого приезда композитора на Тамбовщину. Материалы конференции. Тамбов, 2010.

Воспоминания о Рахманинове. В 2 т. М., 1988.

Гервер Л.Л. Поэзия романсового творчества: Рахманинов и Метнер (заметки к теме) // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 1.

Давтян Л. Чеховский камертон в судьбе Рахманинова // Иные берега. 2008. № 3 (11).

Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., 1973.

Ковалёва-Огороднова Л.Л. Сергей Рахманинов: Биография. В 2 т. СПб., 2015.

Ковалёва-Огороднова Л.Л. Сергей Рахманинов в Петербурге-Петрограде. СПб., 1997.

Рахманинов и его современники. СПб., 2003.

Сергей Рахманинов: История и современность: Сб. статей. Ростов-на-Дону, 2005.

Скафтымова Л.А. Вокально-симфоническое творчество С.В. Рахманинова и русская кантата начала ХХ века. СПб., 1998.

Федякин С.Р. Рахманинов. (ЖЗЛ). М., 2014.

D’Antoni C.A. Dinamica rappresentativa del «suono-parola» - La «drammaturgia compressa» delle Romanze di Rachmaninov. Roma, 2009.

 

Приглашаем историков внести свой вклад в Энциклопедию!

Наши проекты